(с изменениями на 1 апреля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 22.09.2022 N 901-П, от 01.04.2023 N 268-П)
В целях всестороннего учета интересов народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержания духа межнационального общения и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе использовать положения Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении социально-экономической и национальной политики на территории муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, проведении мероприятий в рамках сотрудничества с общественными и национальными объединениями граждан, религиозными организациями, политическими партиями, движениями.
3. Признать утратившими силу:
пункт 10 изменений, которые вносятся в некоторые нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 года N 714-П;
4. Утратил силу. - Постановление Правительства ЯНАО от 01.04.2023 N 268-П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 22.09.2022 N 901-П)
Концепция государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Концепция, автономный округ) определяет принципы, цели, задачи и основные направления реализации государственной национальной политики на территории автономного округа, а также механизмы ее реализации.
Концепция разработана в целях объединения усилий органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, созданных по национальному признаку (далее - национальные общественные объединения), религиозных организаций и иных институтов гражданского общества по обеспечению приоритетных направлений реализации государственной национальной политики на территории автономного округа.
Приоритетными направлениями реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:
а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности народов, проживающих на территории автономного округа;
б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия автономного округа;
в) сохранение и развитие языков народов, проживающих на территории автономного округа;
г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
д) создание дополнительных социально-экономических, общественно-политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, проживающих на территории автономного округа, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в автономном округе;
е) обеспечение гарантий, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в автономном округе;
ж) социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан, находящихся на территории автономного округа;
з) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в автономный округ.
Концепция направлена на поддержание духа межнационального общения и ориентирована на создание условий, позволяющих народам, проживающим на территории автономного округа, сохранить национальное достоинство, самосознание и осуществлять свободное развитие.
Актуальность целей и задач Концепции определяется необходимостью выработки научно обоснованной политики органов государственной власти автономного округа в сфере национальной (этнической) политики.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, федеральными законами, Уставом (Основным законом) автономного округа, Законом автономного округа от 01 декабря 2015 года N 104-ЗАО "Об укреплении гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в Ямало-Ненецком автономном округе" и иными законами автономного округа, Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 (далее - Стратегия).
Автономный округ сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, один из ведущих центров топливно-энергетического комплекса, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее.
Автономный округ является территорией исторического проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, ненцев, селькупов, общая численность которых по данным Всероссийской переписи населения 2010 года в автономном округе составляет более 41 тысячи человек.
В этой связи в автономном округе реализуется широкий комплекс мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В автономном округе соединились судьбы многих народов и этнических общностей. Совместными усилиями они поднимали экономику, осваивали новые месторождения, возводили города и поселки, расширяли горизонты культуры родного края.
Сегодня автономный округ является полиэтническим субъектом Российской Федерации - на территории автономного округа в соответствии с переписью населения 2010 года проживают представители 128 национальностей и народностей.
В автономном округе осуществляют свою деятельность национальные общественные объединения. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе, в 90-х и начале 2000-х годов, национальные общественные объединения создавали выходцы из национальных республик России и представители коренных малочисленных народов Севера. На современном этапе интеграционные процессы охватили не столь многочисленные диаспоры из стран Содружества Независимых Государств.
Дополнительным импульсом к развитию формы национально-культурной автономии стало принятие Закона автономного округа от 06 апреля 2006 года N 10-ЗАО "О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ямало-Ненецком автономном округе".
Также на территории автономного округа активно действует некоммерческая организация Обско-Полярное отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, а также осуществляют деятельность общественные организации казаков.
Учитывая, что сегодня регион активно развивается и стал площадкой реализации крупнейших инфраструктурных проектов, автономный округ привлекает большое количество мигрантов. Активные миграционные процессы оказывают влияние на этнический и конфессиональный состав населения.
Значительная часть населения автономного округа исповедует православие и ислам. Деятельность большинства религиозных организаций направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе уделяют особое внимание вопросам межэтнических отношений, которые нашли отражение в Стратегии и государственных программах автономного округа.
Для координации деятельности исполнительных органов автономного округа, территориальных органов федеральных органов государственной власти, действующих на территории автономного округа, национальных и религиозных объединений, действующих на территории автономного округа, по вопросам сотрудничества в этноконфессиональной сфере, гармонизации межнациональных отношений создан и активно действует консультативный совет по вопросам этноконфессиональной политики при Губернаторе автономного округа. Подобные совещательные органы действуют и в муниципальных образованиях в автономном округе.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 22.09.2022 N 901-П)
Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал автономного округа, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития автономного округа.
Принципами реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
равенство условий для развития народов, проживающих на территории автономного округа, и этнических общностей;
защита прав национальных меньшинств;
уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;
государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия автономного округа, этнокультурного развития народов, проживающих на территории автономного округа, их творческого потенциала;
преемственность исторических традиций народов, проживающих на территории автономного округа, в том числе таких, как солидарность и взаимопомощь;
взаимодействие исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе с национальными общественными объединениями, религиозными организациями и иными институтами гражданского общества по вопросам реализации государственной национальной политики на территории автономного округа;