Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 августа 2012 года N 630-П

Об утверждении Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Документ изменен: -постановлением Правительства автономного округа от 11.06.2013 N 419-П -постановлением Правительства автономного округа от 30.08.2013 N 714-П -постановлением Правительства автономного округа от 03.12.2013 N 1011-П
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 5 апреля 2019 года N 349-П
____________________________________________________________________


В целях всестороннего учёта интересов народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержания духа межнационального общения и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать положения Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении социально-экономической и национальной политики на территории муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе, проведении мероприятий в рамках сотрудничества с политическими партиями, движениями, общественными и национальными объединениями граждан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Фиголь Н.В. (с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 03 августа 2012 г. N 630-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(изм. от 11.06.2013 N 419-П)
(с изм. от 30.08.21013 N 714-П)
(с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Общие положения


Концепция государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Концепция, автономный округ) представляет собой систему принципов и приоритетов, определяющих направления деятельности по целенаправленному объединению усилий органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, созданных по национальному признаку, и иных институтов гражданского общества, средств массовой информации в вопросах гармонизации межэтнических отношений, обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера, профилактики ксенофобии и этнического экстремизма, дальнейшего формирования институтов гражданского общества и поддержания гражданского согласия в автономном округе. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

Концепция направлена на поддержание духа межнационального общения и ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу, проживающему на территории автономного округа, сохранить национальное достоинство, самосознание и осуществлять свободное развитие.

Актуальность целей и задач Концепции определяются необходимостью выработки научно обоснованной политики органов государственной власти автономного округа в сфере национальной (этнической) политики.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) автономного округа, законами автономного округа, Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 (далее - Стратегия).

II. Общая характеристика ситуации в сфере межэтнических отношений на территории автономного округа


На территории Ямала, которая составляет 769,3 тыс. кв. км, проживают более 540 тысяч человек, то есть 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. На Ямале добывается 80% всего природного газа страны (одна пятая часть мировой добычи) и около 8% российской нефти и газоконденсата.

Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в автономном округе Стратегия увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

По данным переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила более 46 тысячи человек, в том числе ненцев - около 30,0 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч человек, коми – 5,3 тысяч человек, селькупов – 2,0 тысячи человек. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

Коренные малочисленные народы Севера проживают в основном в сельской местности. Из них около 40% ведут традиционный кочевой образ жизни. На начало 2003 года численность кочующего населения составляла 13,3 тысяч человек (2669 хозяйств), на 01 января 2008 года - 14,4 тысяч человек (3008 хозяйств), а на начало 2011 года – 14,8 тысяч человек (3166 хозяйств), что на 2,8% больше по сравнению с 2008 годом и на 11,3% больше по сравнению с 2003 годом. Рост численности кочующего населения говорит о социальной стабильности и заинтересованности коренного населения в ведении традиционного образа жизни.

В целях обеспечения гарантий и прав коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуются как федеральные правовые акты, так и правовые акты автономного округа. На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы в отношении коренных малочисленных народов Севера. На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая более 40 законов автономного округа, позволяющих гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера.

На Ямале соединились судьбы многих народов и этнических общностей. Совместными усилиями они поднимали экономику, осваивали новые месторождения, возводили города и поселки, расширяли горизонты культуры родного края.

Сегодня автономный округ является полиэтническим субъектом Российской Федерации - на территории автономного округа в соответствии с переписью населения 2010 года проживают представители более 130 национальностей. По результатам переписи населения оказалось непропорционально большое количество людей, не указавших свою национальность, - более 29000 человек (5,8%). По-прежнему наиболее многочисленными являются русские (61,7%), украинцы (9,7%), татары (5,6%) и башкиры (1,7%), коренные и малочисленные народы Севера в совокупности составляют 7% населения. В эмпирической оценке количества представителей народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии и официальных данных существуют серьёзные расхождения. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

В общей совокупности представители данных народов составляют более 35000 человек или 7% населения автономного округа. В целом представительство данной группы по переписным данным выросло в 1,4 раза с 25000 в 2002 году. Значительно, по сравнению с переписью 2002 года, возросло число представителей следующих народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии: азербайджанцы с 8353 до 9290, выходцы из Дагестана с 7518 до 13045 (кумыки с 2613 до 4466, лезгины с 1260 до 1878, ногайцы с 1708 до 3479, аварцы 584 до 897, даргинцы с 496 до 767), чеченцы с 2222 до 2429, выходцы из Средней Азии с 3583 до 6260 человек (таджики с 583 до 1482, узбеки с 979 до 1775, киргизы с 572 до 1471, казахи 1532).

В автономном округе осуществляют свою деятельность национальные общественные объединения. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе, в 90-х и начале 2000-х годов, национальные организации создавали выходцы из национальных республик России и представители коренных народов Севера. Представители данных национальностей были более многочисленны и сплочены. Так, в 1989 году была создана одна из самых крупных общественных организаций на Ямале "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал - потомкам!", которая позднее образовала свои отделения во всех муниципальных образованиях в автономном округе. Татары и башкиры, объединившись с азербайджанцами, создали в 1996 году Тюркскую национально-культурную автономию автономного округа.

На современном этапе интеграционные процессы охватили не столь многочисленные диаспоры - армян, киргизов, таджиков, казахов. Определенный толчок к развитию формы национально-культурной автономии дало принятие регионального закона "О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ямало-Ненецком автономном округе": к двум ранее существовавшим автономиям с законодательно установленными гарантиями поддержки национального развития добавилось еще четыре. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

Также на территории автономного округа активно действует Обско-Полярное отдельское (окружное) казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, объединяющее 11 местных казачьих обществ (1 станичное, 4 городских и 6 хуторских). Кроме того, в автономном округе осуществляют свою деятельность 7 общественных организаций казаков.

В автономном округе наблюдается значительный миграционный прирост населения. Больше всего иностранных работников прибывает из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Турции.

На территории автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года зарегистрировано 67 религиозных организаций. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.

Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе уделяют особое внимание вопросам межэтнических отношений, которые нашли отражение в Стратегии и окружных долгосрочных целевых программах и целевых программах ведомств.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г. Уфа) в автономном округе принят Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений. (абзац с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

Для координации работы органов государственной власти автономного округа и институтов гражданского общества в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений создан и активно действует консультативный совет по вопросам этноконфессиональной политики при Губернаторе автономного округа. Подобные совещательные органы действуют и в муниципальных образованиях в автономном округе. (абзац с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал автономного округа, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики, следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития автономного округа.

III. Принципы реализации государственной национальной политики на территории автономного округа


Принципами реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:

укрепление гражданского единства, повышение общественного правосознания, усиление внимания государства и структур гражданского общества к вопросам гармонизации отношений народов, проживающих на территории автономного округа;

обеспечение условий для равноправной интеграции граждан любой этнической принадлежности в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

учет положения доминирования русского этноса по численности, его особой роли в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в регионе;

содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих на территории автономного округа;

взаимодействие с национально-культурными автономиями, общественными объединениями, созданными по национальному признаку, другими институтами гражданского общества;

своевременное и мирное разрешение межнациональных противоречий и конфликтов;

запрещение деятельности, направленной на проявление неуважения к традициям, исторически и этнокультурно сложившимся в автономном округе;

участие религиозных, общественных объединений, этнических диаспор и национально-культурных автономий в противодействии ксенофобии и экстремистской деятельности;

содействие социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, находящихся на территории автономного округа;

обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

IV. Основные цели и задачи реализации государственной национальной политики на территории автономного округа


Основными целями реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:

укрепление единства российской нации;

обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития народов, проживающих на территории автономного округа;

формирование гражданской солидарности через развитие межэтнической и межконфессиональной интеграции на основе духовных и нравственных устоев российского общества.

Основными задачами реализации государственной национальной политики на территории автономного округа являются:

создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных условий для регулирования национальных отношений в автономном округе;

сохранение единства этнокультурного и языкового разнообразия, борьба с ксенофобией, идеями и практикой экстремизма, этнического и расового превосходства и исключительности;

создание условий для национальной самореализации народов, проживающих на территории автономного округа, формирование их общероссийской гражданской и духовной общности;

содействие развитию и сохранению культурного богатства народов, проживающих на территории автономного округа, включая охрану и поддержку объектов материального и духовного наследия, таких как народные традиции, обычаи, ремесла, художественные промыслы, традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера, а также памятники культурного наследия, охраняемые законодательством Российской Федерации;

создание и обеспечение равных условий для социального и этнокультурного развития народов, проживающих на территории автономного округа;

формирование в ямальском сообществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве, взаимного уважения национальных и религиозных традиций;

воспитание гражданского патриотизма и межнациональной солидарности;

создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

информационное обеспечение реализации государственной национальной политики автономного округа;

совершенствование взаимодействия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе с институтами гражданского общества;

создание условий для участия коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

V. Основные направления реализации государственной национальной политики на территории автономного округа

 


Реализация государственной национальной политики на территории автономного округа осуществляется по следующим основным направлениям:

а) в государственно-правовой сфере:

совершенствование законодательной базы автономного округа в сфере межнациональных отношений;

создание целостной системы управления национальными и конфессиональными процессами в автономном округе;

осуществление контроля над соблюдением законодательства в области государственной национальной политики;

объединение усилий органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и институтов гражданского общества, направленных на утверждение в общественном сознании представителей всех народов, проживающих на территории автономного округа, ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и межнационального согласия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»