В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения в Государственную программу Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 236 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 30 марта 2015 года N 123, от 15 июля 2016 года N 320, от 24 января 2017 года N 14, от 14 марта 2017 года N 93, от 27 апреля 2017 года N 178, от 2 апреля 2018 года N 114, от 25 сентября 2018 года N 394).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
А.М.ОСИПОВ
ИЗМЕНЕНИЯ КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
Государственную программу Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 24 апреля 2014 г. N 236
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 31 января 2019 г. N 17)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ
КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство культуры Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Министерство территориального развития Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. |
Подпрограммы программы | "Обеспечение многообразия услуг организаций культуры"; "Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края"; обеспечивающая подпрограмма. |
Цели программы | Обеспечение максимальной доступности культурных благ, что позволит гражданам как воспринимать культурные ценности, так и участвовать в их создании. Повышение качества и уровня жизни населения на основе сбалансированного развития отрасли культуры Забайкальского края. |
Задачи программы | Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, удовлетворения потребностей в развитии и реализации культурного и духовного потенциала жителей Забайкальского края; создание условий для сохранения этнокультурного развития народов в Забайкальском крае; создание организационных условий для реализации программы. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2021 годы; программа реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 4 907 064,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 474 092,6 тыс. руб.; 2015 год - 470 948,4 тыс. руб.; 2016 год - 446 452,4 тыс. руб.; 2017 год - 684 190,5 тыс. руб.; 2018 год - 828 841,0 тыс. руб.; 2019 год - 785 062,8 тыс. руб.; 2020 год - 629 034,7 тыс. руб.; 2021 год - 588 441,9 тыс. руб. Объем финансирования из средств федерального бюджета составляет 937 068,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 869,2 тыс. руб.; 2015 год - 763,6 тыс. руб.; 2016 год - 10 057,2 тыс. руб.; 2017 год - 60 045,5 тыс. руб.; 2018 год - 71 755,4 тыс. руб.; 2019 год - 238 977,2 тыс. руб.; 2020 год - 277 300,0 тыс. руб.; 2021 год - 277 300,0 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь к 2021 году следующих показателей конечных результатов: соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы в Забайкальском крае составит 100%; увеличение к 2021 году на 5% числа посещений организаций культуры; увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 1,5 раза к 2021 году. |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Культура является важнейшей составляющей частью социально-экономической жизни современного российского общества, укрепляет духовную связь поколений, способствует сближению и взаимопониманию между народами многонациональной России. Она не только одна из форм удовлетворения потребностей населения, но и важнейший фактор роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залог динамичного социально-экономического развития края, гарант сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Сфера культуры Забайкальского края обладает значительным потенциалом. Забайкалье - многонациональный край, который имеет особенную историко-культурную традицию, органично соединившую в себе элементы русской, бурятской, эвенкийской и других культур народов, в разные исторические периоды заселивших территорию Забайкальского края.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы прошлого столетия.
Реализацию конституционного права забайкальцев на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивают общедоступные учреждения культуры. На территории края в данной сфере по состоянию на 1 января 2018 года функционируют 254 юридических лица, в составе которых 1261 структурное подразделение муниципальных учреждений - юридических лиц: 565 культурно-досуговых учреждений; 607 библиотек, 27 музеев; 64 учреждения дополнительного образования детей; 1 зоопарк; 2 муниципальных театра. В Забайкальском крае, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется тенденция сокращения сети общедоступных библиотек, культурно-досуговых учреждений в среднем на 9 - 10 единиц в год.
Существенное влияние на развитие культуры Забайкальского края оказывают территориальные диспропорции, которые проявляются прежде всего в обеспеченности культурной инфраструктурой и доступности культурных благ для населения края. Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа на 100 тыс. населения в 2016 году составила 52,5, общедоступными библиотеками на 100 тыс. населения составила 56,3, численность участников клубных формирований - 36,0 тыс. человек; число посещений театров, концертов, организованными государственными учреждениями культуры, - 322,2.
Норматив получателя услуг на одного работника учреждения культуры вырос со 156,28 в 2013 году до 236,53 в 2016 году. Для сравнения: в 2016 году данный норматив в Российской Федерации составил 259,56.
Первоочередной проблемой отрасли культуры Забайкалья является неудовлетворительное состояние зданий и материально-технической оснащенности организаций культуры. Большая часть учреждений культуры края расположена в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Многие учреждения в районах края требуют капитального ремонта и укрепления материально-технической базы (остро необходимы театральные кресла, одежда сцены, звуковое и световое оборудование, сценические костюмы и др.). Хотя в последние годы благодаря поступлениям из бюджетов разных уровней удалось несколько снизить остроту проблемы, все же около 70% музыкальных инструментов в детских школах искусств, ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств" и ГПОУ "Забайкальское краевое училище культуры" достигли крайней степени износа.
Музейная сеть Забайкальского края представлена 27 музеями, из них 4 государственных и 23 муниципальных. В 2017 году число музейных предметов в музеях Забайкальского края составило 444 791 ед. хранения, из них 287 978 ед. хранения - основной фонд, 156 813 ед. хранения - научно-вспомогательный. Число предметов основного фонда, которые экспонировались в 2017 году, составило 63 985 ед. Одним из стратегически значимых видов музейной деятельности является выставочная деятельность. Прирост выставочных проектов составил 14,1% к показателю 2012 года.
Негативным фактором развития музейного дела в крае является дефицит фондовых и экспозиционных площадей. Нередко имеющиеся в распоряжении музеев площади не соответствуют установленным нормам хранения музейных предметов. Из 31 здания, занимаемого музеями, 9 требуют капитального ремонта и реставрации (29% от общего числа зданий).
Потребность в дополнительных фондовых площадях составляет более 2 000 кв. м, в экспозиционно-выставочных - более 6 000 кв. м.
В ряде музеев не обеспечены необходимые условия безопасности и сохранности музейных предметов.
В крае нет собственной базы для реставрации музейных предметов, поэтому реставрация не проводится. Большинство музеев не имеет оборудования для создания цифровых копий музейных предметов. Библиотеки Забайкальского края работают как информационные центры, в которых реализуются для населения проекты по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, патриотическому и правовому воспитанию. Библиотечные услуги населению края предоставляют 4 государственные и 603 муниципальные библиотеки, состоящие в структуре государственных и муниципальных учреждений культуры, пользователями которых являются 397,7 тыс. человек.
Важнейшей целью развития библиотек является модернизация библиотечной сферы - повышение эффективности работы библиотек Забайкальского края, расширение их информационного потенциала, дальнейшее развитие информационных и сервисных услуг.
Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также для сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, ведется работа по созданию Сводного электронного каталога Забайкальского края. В 2017 году фонд каталога составил 287,0 тыс. записей. К Национальной электронной библиотеке в 2016 году было подключено 9 библиотек края, а в 2017 году - 34. Основными проблемами модернизации библиотечного дела края являются недостаточное комплектование фонда документов, медленные темпы информатизации.
Для жителей сельских населенных пунктов доступность к качественным услугам культуры будет обеспечена за счет создания (реконструкции) и капитального ремонта сельских культурно-досуговых объектов. Реконструкция и капитальный ремонт позволят модернизировать пространство и оснастить культурно-досуговые учреждения мультимедийным оборудованием. Для людей, проживающих в сельских населенных пунктах без стационарного культурного обслуживания, доступность будет обеспечена за счет приобретения передвижных многофункциональных культурных центров. Комплектация специализированного автотранспорта позволит обеспечить концертную деятельность, библиотечное обслуживание, организовать познавательный досуг для детей. Обеспечение передвижных центров подключением к сети "Интернет" позволит организовать онлайн-трансляции культурных проектов и общественно значимые консультации. Для повышения качества библиотечного обслуживания будет созданы модельные библиотеки. Согласно модельному стандарту это будут интеллектуальные центры, обеспеченные подключением к сети "Интернет", доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати. Государственная политика по обеспечению сохранности, пополнения и использования фондов и созданию условий для улучшения доступа населения Забайкальского края к информации и знаниям предполагает реализацию мероприятий по развитию библиотечно-информационной структуры; комплектованию библиотечных фондов; внедрению электронных информационных ресурсов, автоматизации библиотечных процессов; обеспечению благоприятных условий для свободного доступа к информации различных категорий пользователей; внедрению корпоративных электронных технологий, созданию Сводного каталога библиотек Забайкальского края и др.
В эпоху стремительного развития аудиовизуальных коммуникаций особую роль играет кинообслуживание населения. В настоящее время сложилась система проката и показа фильмов, адаптированная к современным условиям. Об этом свидетельствуют рост количества отечественных фильмов на киноэкранах, повышение посещаемости кинотеатров зрителями. Кинообслуживание населения Забайкальского края осуществляют ГУК "Читинская государственная кинокомпания" (6 кинотеатров в муниципальных районах края, детский двухзальный кинотеатр "Бригантина" в г. Чите), кинотеатр "Удокан", частные кинотеатры "Центавр", "Комета". В 2017 году благодаря средствам федерального бюджета по программным мероприятиям Фонда кино 6 кинотеатров края (в поселках Агинское, Карымское, Кокуй, городах Балее, Нерчинске, Краснокаменске) начали осуществлять кинопоказ в 3D-формате. Это позволило на новом уровне провести Забайкальский международный кинофестиваль и расширить его географию. Более 25 000 забайкальцев стали зрителями фестиваля.
Основными задачами государственной политики в сфере кинообслуживания Забайкальского края являются формирование и сохранение фильмофонда государственной кинокомпании и организация проката фильмов; оснащение оборудованием, техническая поддержка учреждений культуры и кинематографии, внедрение новых технологий кинопоказа; разработка взвешенной репертуарной политики; проведение киномероприятий, киноакций.
В последние годы наметилась позитивная динамика развития профессионального искусства, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения, появлением новых творческих объединений экспериментального характера.
Профессиональное искусство в Забайкальском крае представлено 6 театрами (из них 2 - муниципальных), 1 государственной филармонией, 1 государственным ансамблем песни и танца. Репертуарная политика направлена на воплощение классических и современных произведений. Театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Во всех театрах края установлены квоты на бесплатное посещение спектаклей многодетными семьями, ветеранами, инвалидами, воспитанниками детских домов.
С 2015 года Забайкальский край вошел в федеральный проект "Большие гастроли". В 2017 году на сцене краевого драматического театра прошли гастроли Государственного Малого академического театра под руководством Ю.М.Соломина.
В 2017 году благодаря государственной поддержке состоялась прямая телевизионная трансляция спектакля краевого драматического театра "Тартюф".
К основным проблемам развития профессионального искусства относятся низкая кадровая обеспеченность театрально-зрелищных учреждений, дефицит специалистов творческих и технических цехов, необходимость проведения реконструкции краевого драматического театра.
Большая часть населения края не имеет доступа к качественным услугам профессиональных коллективов в связи с отдаленностью населенных пунктов от краевого центра. Гастроли ведущих музыкальных и театральных исполнителей страны требуют значительных затрат на проезд артистов, провоз реквизита и декораций.
Для решения этой проблемы необходима дополнительная государственная поддержка финансирования гастрольных и постановочных проектов.
Государственная политика в области развития профессионального искусства предусматривает формирование новых форм и видов предоставления культурных услуг, в том числе платных, повышение их уровня и качества; создание репертуара, отвечающего запросам современного зрителя; внедрение современной маркетинговой политики; внедрение эффективных рекламных проектов; проведение гастролей в крае, регионах, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство; повышение эффективности эксплуатации театральных площадок; подготовку кадров технических цехов для работы на новом оборудовании; оснащение современным сценическим, светозвуковым оборудованием и др.
На современном этапе основной задачей государственной политики должно стать формирование общественной потребности в различных, в том числе инновационных, формах искусства. Необходимо создать систему экономических мотиваций для приобщения публики к "высоким" формам, сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом. Выработка таких механизмов позволит решать стоящие перед отраслью задачи на принципиально новом уровне, сочетающем государственный протекционизм и рыночные принципы, что наиболее полно отвечает потребностям развития искусства в настоящих условиях.
В решении большинства задач, стоящих перед отраслью, ключевую роль играют человеческие ресурсы, профессионально подготовленные кадры. В Забайкальском крае сформирована традиционная для России трехуровневая система образования в сфере культуры. Функционируют 64 учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств, детские музыкальные, художественные школы), лицей для работы с творчески одаренными детьми (структурное подразделение ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств"), две организации среднего профессионального образования (ГПОУ "Забайкальское краевое училище культуры", ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств"). Ведется подготовка кадров высшей квалификации по специальностям культуры в ЗабГУ, действует система повышения квалификации специалистов. Несмотря на это, кадровый дефицит остается серьезной проблемой отрасли. Кроме того, продолжается отток наиболее талантливых выпускников в другие субъекты Российской Федерации.
Обеспеченность квалифицированными специалистами составляет 49%. При этом высшее образование имеют 52% специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры. Продолжается процесс "старения" кадров: 24,4% специалистов - пенсионного возраста, 21% специалистов - до 30 лет. Не снижается дефицит молодых управленческих и творческих кадров.