ПРИКАЗ
от 30 ноября 2018 года N 762
Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации
(с изменениями на 6 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371;
приказом Минтруда России от 2 февраля 2023 года N 58;
приказом Минтруда России от 6 мая 2024 года N 251.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р в целях формирования в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации единого подхода к организации системы внутреннего контроля за соблюдением соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации
приказываю:
1. Создать Комиссию по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации.
2. Утвердить:
- по согласованию с Федеральной антимонопольной службой Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложению N 1;
- Положение о Комиссии по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации согласно приложению N 2;
- состав Комиссии по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации согласно приложению N 3.
Министр
М.А.Топилин
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 ноября 2018 года N 762
Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации
(с изменениями на 2 февраля 2023 года)
1. Настоящее Положение устанавливает организацию системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство Российской Федерации).
2. Системой внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации является организация внутреннего контроля за соблюдением соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс), в которую входят следующие мероприятия:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
а) выявление и предупреждение рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства;
б) организация и функционирование внутреннего контроля за соблюдением соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс) (далее - внутренний контроль).
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
3. Задачами внутреннего контроля являются:
а) выявление и управление рисками нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства;
б) создание механизмов внутреннего контроля, обеспечивающих соответствие деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) внедрение механизмов реализации внутреннего контроля;
г) регламентация процедур внутреннего контроля;
д) повышение уровня оперативного выявления ситуаций, которые могут привести к нарушениям требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
е) осуществление контроля за функционированием и совершенствованием механизмов реализации внутреннего контроля.
4. При осуществлении внутреннего контроля Министерство руководствуется следующими принципами:
а) принцип законности в части соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) принцип регулярной оценки рисков нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) принцип информирования о действующем в Министерстве внутреннем контроле путем размещения такой информации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
г) принцип мониторинга эффективности функционирования механизма внутреннего контроля и осуществления контроля за устранением выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;
д) принцип ответственности и неотвратимости наказания в части привлечения к ответственности виновных лиц за несоблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
е) принцип непрерывности функционирования механизма внутреннего контроля в целях своевременного выявления признаков нарушений и пресечения нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также в целях предупреждения их появления;
ж) принцип совершенствования в части улучшения механизма внутреннего контроля.
5. Работники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации работники Министерства обязаны информировать непосредственного начальника о возможных нарушениях требований антимонопольного законодательства Российской Федерации работниками Министерства, контрагентами или иными лицами.
6. Процесс выявления и недопущения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей работников Министерства, в сферу деятельности которых входит принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации.
7. К сферам деятельности Министерства, связанным с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, относятся взаимодействие с контрагентами, участие в проведении встреч, переговоров, иных мероприятий (далее - мероприятия).
8. Работники Министерства в целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при участии в проведении мероприятий обязаны:
а) заблаговременно ознакомиться с программой мероприятия;
б) проконсультироваться с руководством Министерства об участии в мероприятиях, в случае если мероприятие может потенциально противоречить требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения;
в) в случае, если при участии в мероприятии обсуждается тема, предмет которой противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, заявить о необходимости прекратить ее обсуждение. Если обсуждение продолжилось, покинуть мероприятие и проконтролировать, чтобы заявленные возражения были внесены в соответствующий протокол мероприятия. По окончании мероприятия уведомить о случившемся руководство Министерства;
г) в случаях поступления предложений участников мероприятия об обсуждении вопросов, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, сообщить о них непосредственному начальнику.
9. Для обеспечения выявления и предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и возможности принятия оперативных мер по их предупреждению департаменты (отделы) Министерства при наличии неурегулированных разногласий, связанных с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, должны содействовать разрешению таких разногласий, а также вправе принять решение о передаче указанных разногласий на рассмотрение Комиссии по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Комиссия), созданной в целях принятия оперативных решений в части соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения.
Порядок формирования, функции, права и обязанности, персональный состав Комиссии утверждаются приказом Министерства.
10. Организация и функционирование внутреннего контроля направлена на внедрение в деятельность Министерства высоких стандартов профессиональной этики, формирование максимальной заинтересованности и личной ответственности работников Министерства за соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении ими должностных полномочий, совершении действий, влияющих на деятельность Министерства.
11. Внутренний контроль осуществляется внутри департаментов (отделов) Министерства.
12. Департаменты (отделы) Министерства в соответствии со своей компетенцией постоянно осуществляют:
а) разработку, внесение изменений и представление на утверждение Министру труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр) проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию мер по предупреждению рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) организацию проведения оценки рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) при необходимости инициирование проведения обучения работников Министерства, направленного на повышение уровня осведомленности о требованиях и ограничениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
г) направление на рассмотрение в Комиссию при наличии неурегулированных разногласий по соблюдению требований антимонопольного законодательства Российской Федерации соответствующего обращения;
д) оказание содействия уполномоченным представителям контролирующих органов при проведении ими проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве.
13. Департаменты (отделы) Министерства в соответствии со своей компетенцией обеспечивают:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
а) проведение в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), осуществление сбора подведомственных Министерству, сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, составление перечня нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, который содержит классифицированные по сфере деятельности департамента (отдела) сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
б) проведение анализа нормативных правовых актов по компетенции департамента (отдела), включая разработку и согласование размещения на официальном сайте Министерства исчерпывающего перечня нормативных правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, согласование размещения на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов, осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
в) проведение анализа проектов нормативных правовых актов по компетенции департамента (отдела), включая размещение на официальном сайте Министерства проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
г) проведение мониторинга и анализа практики применения по компетенции департаментом (отделом) антимонопольного законодательства Российской Федерации, включая осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в сфере деятельности департамента (отдела) и систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
д) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, составление описания таких рисков на основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации и распределение их по установленным уровням рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (карта комплаенс-рисков);
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
е) разработку, проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в департаменте (отделе) в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371. - См. предыдущую редакцию)
ж) мероприятия, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д" и "е" настоящего пункта, проводятся ежегодно, предусмотренные подпунктами "б" и "в" - не реже двух раз в год.
(Подпункт дополнительно включен приказом Минтруда России от 25 июня 2020 года N 371; в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 2 февраля 2023 года N 58. - См. предыдущую редакцию)