ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2018 года N 1059

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 33, ст.4595; 2015, N 2, ст.496; N 25, ст.3670; N 35, ст.4991; 2016, N 11, ст.1539; N 49, ст.6924; 2017, N 41, ст.5952; 2018, N 5, ст.756).

2. Разрешить использование средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству энергетики Российской Федерации в рамках реализации иных мероприятий по строительству электросетевых объектов на территории Крымского полуострова, на проведение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации на указанные объекты (в том числе выкуп подготовленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке готовой проектной документации), проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, а также на проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов и аудита проектной документации для реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года", включая объекты региональной, муниципальной собственности и юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, определив, что размер бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта указанных юридических лиц может составлять до 100 процентов сметной стоимости объекта капитального строительства (при наличии утвержденной проектной документации) или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства и (или) стоимости приобретения объекта недвижимого имущества (в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2018 года N 1059

     

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790



1. В наименовании и пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2022 года".

2. Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2014 года N 790
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 сентября 2018 года N 1059)

     

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года"

     

Паспорт федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года"

Наименование Программы

-

Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года

Дата принятия решения о разработке Программы и дата ее утверждения

-

Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 168 "Об образовании Крымского федерального округа";
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации
(до 2018 года);
Министерство просвещения Российской Федерации;
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (до 2016 года);
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (до 2015 года);
Федеральное дорожное агентство;
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Основной разработчик Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам Крыма

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:
интегрирование экономики Республики Крым и г.Севастополя в экономическое пространство России;
обеспечение транспортной доступности;
снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
Задачами Программы являются:
устранение ограничений транспортной инфраструктуры;
устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона;
устранение ограничений инженерной инфраструктуры;
развитие социальной сферы;
обеспечение межнационального согласия;
формирование и развитие энергетической,
транспортной, социальной и телекоммуникационной инфраструктур;
обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации;
гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов;
эффективное использование туристско-рекреационного потенциала;
создание благоприятного инвестиционного
климата, способствующего раскрытию
потенциала регионов

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы

-

прирост протяженности линий электропередачи;
протяженность новых и реконструируемых систем водоснабжения (годовой ввод);
восстановление изношенных сетей за счет реконструкции (годовой ввод);
количество новых и реконструированных канализационных очистных сооружений (годовой ввод);
количество новых и реконструированных канализационных сооружений (годовой ввод);

реконструкция и строительство канализационных очистных сооружений (годовой ввод);
численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена (нарастающим итогом);
строительство, реконструкция водохранилищ, дамб, гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения,
а также магистральных каналов, водозаборов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи (годовой ввод);
протяженность берегозащитных дамб по руслу реки (годовой ввод);
площадь рекультивируемых полигонов (годовой ввод);
протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты
и берегоукрепления (годовой ввод);
количество населенных пунктов, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод (нарастающим итогом);
ввод объектов теплоснабжения после реконструкции и строительства (годовой ввод);
восстановление изношенных сетей за счет реконструкции (годовой ввод);
доля открытых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в общем количестве установленных
в Республике Крым и г.Севастополе пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (нарастающим итогом);
количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос;
количество введенных объектов портовой инфраструктуры (годовой ввод);
степень готовности мероприятия, направленного на обеспечение постоянного транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации;

прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
количество введенных стационарных постов органов внутренних дел на транспортном переходе через Керченский пролив (годовой ввод);
ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения (годовой ввод);
ввод в эксплуатацию объектов образования (годовой ввод);
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий (годовой ввод);
ввод в эксплуатацию вновь построенных объектов культуры (годовой ввод);
ввод в эксплуатацию объектов физической культуры и спорта (годовой ввод);
количество объектов культурного наследия, на которых выполнены научно-исследовательские, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы (годовой ввод);
количество объектов культуры, на которых выполнены работы по капитальному ремонту и приведению в надлежащее состояние;
количество объектов дополнительного образования детей в сфере культуры, на которых выполнены работы по капитальному ремонту и приведению в надлежащее состояние;
пропускная способность каналов связи, обеспечивающих функционирование сети связи Республики Крым и г.Севастополя в единой сети электросвязи Российской Федерации;
доля одновременного охвата радиоконтролем радиоэлектронных средств космических аппаратов на геостационарной орбите, видимых с территории Российской Федерации, в том числе иностранных космических аппаратов;

доля сведений, находящихся в распоряжении органов власти Республики Крым и г.Севастополя, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, передающихся с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
количество действующих индустриальных парков (годовой ввод); количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод); количество обустроенных граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на территории Республики Крым и г.Севастополя на постоянное место жительства; количество оптических волокон в линии связи, создаваемой с использованием существующей (строящейся) электросетевой инфраструктуры;
количество объектов, оснащенных инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности на период эксплуатации;
ввод в эксплуатацию объектов пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах на территории г.Севастополя (годовой ввод);
ввод в эксплуатацию объектов ветеринарного и фитосанитарного назначения на территории г.Севастополя (годовой ввод)

Сроки и этапы реализации
Программы

-

Программа реализуется в 3 этапа:
I этап - 2015-2017 годы;
II этап - 2018-2020 годы;
III этап - 2021-2022 годы

Объемы и источники
финансирования Программы

-

объем финансирования составляет 877801,03 млн. рублей
(в ценах соответствующих лет) (без учета средств федерального бюджета в размере 3300 млн. рублей, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации в 2018 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства

Российской Федерации от 27 апреля 2018 г. N 782-р), в том числе средства федерального бюджета - 827285,48 млн. рублей
(без учета средств федерального бюджета в размере 3300 млн. рублей, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации в 2018 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2018 г. N 782-р), средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 19550,5 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 30965,05 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым и г.Севастополя до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г.Севастополя, гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     
1. Анализ социально-экономического положения Республики Крым и г.Севастополя


Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 "О признании Республики Крым" с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г.Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.

Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанным 18 марта 2014 г. в г.Москве и ратифицированным 21 марта 2014 г., предусмотрено образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В последние годы усложняется экологическая ситуация на Крымском полуострове, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду его промышленных зон. Нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крымского полуострова, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

Социально-экономическое положение Республики Крым и г.Севастополя оценивалось следующим образом (в пересчете на рубли по среднему курсу соответствующего года):

объем совокупного валового регионального продукта в 2011 году - 190,3 млрд. рублей;

объем валового регионального продукта на душу населения в 2011 году - 81,3 тыс. рублей (совокупный валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации на душу населения 316,6 тыс. рублей);

объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года - 107,1 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году - 66,3 млрд. рублей;

величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году - 28,3 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 90,3 тыс. рублей);

численность постоянного населения на 1 января 2013 г. - 2340,1 тыс. человек;

уровень общей безработицы в 2013 году, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Крым - 5,8 процента экономически активного населения, в г.Севастополе - 5,9 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,5 процента);

уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году в Республике Крым - 1,6 процента, в г.Севастополе - 0,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,2 процента);

размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, выплачиваемой работникам в Республике Крым, - 11400 рублей, в г.Севастополе - 12400 рублей (в среднем по Российской Федерации - 29960 рублей).

В ходе реализации в 2015-2017 годах программных мероприятий достигнуты следующие значения показателей социально-экономического развития:

по Республике Крым:

объем совокупного валового регионального продукта - 315,9 млрд. рублей;

объем валового регионального продукта на душу населения - 165,4 тыс. рублей;

объем инвестиций в основной капитал - 195,4 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 102,1 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации 108,7 тыс. рублей);

объем строительных работ на душу населения - 24,8 тыс. рублей;

численность постоянного населения - 1912,2 тыс. человек;

уровень общей безработицы, рассчитанной в соответствии с методологией Международной организации труда, - 6,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,2 процента);

уровень зарегистрированных безработных от численности трудоспособного населения по состоянию на декабрь 2017 г. - 0,5 процента (в среднем по Российской Федерации - 0,9 процента);

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь 2018 г. - 26345 рублей (в среднем по Российской Федерации - 39017 рублей);

по г.Севастополю:

объем совокупного валового регионального продукта - 64,2 млрд. рублей;

объем валового регионального продукта на душу населения - 151,9 тыс. рублей;

объем инвестиций в основной капитал - 30,4 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 70,2 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 108,7 тыс. рублей);

объем строительных работ на душу населения - 25,7 тыс. рублей;

численность постоянного населения - 428,7 тыс. человек;

уровень общей безработицы, рассчитанной в соответствии с методологией Международной организации труда, - 4,6 процента (в среднем по Российской Федерации 5,2 процента);

уровень зарегистрированных безработных от численности трудоспособного населения по состоянию на декабрь 2017 г. - 0,2 процента (в среднем по Российской Федерации - 0,9 процента);

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь 2018 г. - 28032 рубля (в среднем по Российской Федерации - 39017 рублей).

Таким образом, основные социально-экономические показатели развития Республики Крым и г.Севастополя не достигают среднероссийских значений.

В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения социально-экономических задач Республики Крым и г.Севастополя предлагается федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года" (далее - Программа), позволяющая сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающая согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.

Основными целями Программы являются интегрирование экономики Республики Крым и г.Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 г., Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Федеральному закону "О стратегическом планировании в Российской Федерации", бюджетным посланиям Президента Российской Федерации о бюджетной политике и посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Крым и г.Севастополя


В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития макрорегиона определяются:

нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины;

наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины;

недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»