8.1 Место перехода железной дороги через естественные и искусственные преграды, размещение и типы проектируемых искусственных сооружений и положение их в отношении продольного профиля и плана линии определяются проектом.
Водопропускные искусственные сооружения в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, просадочных грунтов и подземных льдов следует проектировать на естественном водотоке и во всех естественных понижениях рельефа в продольном профиле и на слабосточных участках не реже чем через 500 м.
8.2 Проектирование, строительство и реконструкция мостов и труб на железных дорогах должны осуществляться в соответствии с СП 35.13330.
8.3 Допускается увеличивать отверстие мостов и труб для использования их в качестве пешеходных проходов, скотопрогонов, а в случае технико-экономической целесообразности - для пропуска автомобильного транспорта и сельскохозяйственных машин.
Габариты сооружений, используемых в указанных целях, следует принимать, м, не менее:
- для прохода пешеходов:
- ширина пешеходных мостов - 2,25;
- ширина пешеходных тоннелей - 3,0;
- высота прохода - 2,3;
- для полевых дорог:
- ширина - 6,0;
- высота - 4,5;
- для прогона скота:
- ширина - 4,0;
- высота - 3,0.
В проектах железных дорог категорий IV, V и подъездных путей разрешается применение водопропускных сооружений комбинированного типа из фильтрующих насыпей и гофрированных металлических одно- и многоочковых труб, рассчитанных на совместную работу при пропуске расчетного максимального паводка и гарантии расчетных значений надежности.
8.4 Строительство бетонных, железобетонных, композитных и каменных водопропускных труб и береговых опор мостов должно быть закончено до начала отсыпки прилегающих участков насыпей, а монтаж блоков пролетного строения осуществляют после отсыпки конусов насыпи.
Металлические гофрированные водопропускные трубы (МГТ), путепроводы, малые и средние арочные мосты, сооружаемые из гофрированных металлических элементов, работают только совместно с грунтом засыпки (система МГТ - "грунтовая обойма") и должны возводиться одновременно с сооружением участка земляного полотна.
Последовательность выполнения работ по строительству малых искусственных сооружений и возведению земляного полотна, установленная проектом, может уточняться в проектах производства работ по согласованию с генподрядной проектной организацией.
8.5 Тоннели следует сооружать в соответствии с требованиями СП 122.13330.
8.6 Руководящий уклон или уклон усиленной тяги, принятый для открытых участков трассы, допускается сохранять в тоннеле при длине его не более 300 м. При длине тоннеля более 300 м уклон в тоннеле и на подходах к нему со стороны подъема на протяжении, равном принятой на линии длине приемо-отправочных путей, не должен превышать руководящий уклон (или уклон усиленной тяги), умноженный на коэффициент смягчения, значение которого обосновывается расчетом.
Продольный профиль пути в тоннеле должен быть односкатным или двускатным с уклонами не менее 3‰ и в исключительных случаях не менее 2‰; горизонтальные участки длиной до 400 м допускаются в двускатных тоннелях исключительно как разделительные площадки между двумя уклонами, направленными в разные стороны.
8.7 Расположение тоннелей в плане должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к открытым участкам железнодорожной линии.
Вновь строящиеся подводные тоннели в плане должны располагаться на прямой.