6.1 Новые и реконструируемые железнодорожные линии сооружают для постоянной эксплуатации с бесстыковой конструкцией пути. На период временной эксплуатации и/или до стабилизации земляного полотна может быть уложен звеньевой путь. Верхнее строение главных путей на перегонах и раздельных пунктах новых железнодорожных линий и подъездных путей должно соответствовать требованиям таблицы 6.1.
Таблица 6.1
Показатель | Мощность верхнего строения пути | |||||
Категория железнодорожной линии | Грузонапряженность железнодорожного пути (для линий категорий I-IV) | Подъезд- | ||||
Скоростные | Пасса- | Особогрузо- | Более 10 млн т·км/км в год | До 10 млн т·км/км в год | ||
Тип рельсов | Р65 | Р65 | Р65-Р75 | Р75(с) | Р65 | Р65 |
Новые термоупрочненные | ||||||
Род и число шпал на 1 км пути, шт.: | Железобетонные или композитные | Деревянные или железобетонные | ||||
- на прямых и кривых радиусом 1200 м и более | 1840 | 1840 | 2000 | 1840 | 1600 | 1440 |
- на кривых радиусом менее 1200 м | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 1840 | 1440 |
Балласт | Щебень балластный категории В или I по ГОСТ 7392 | Щебень балластный категории I или II по ГОСТ 7392 | Щебень балластный категории В или I по ГОСТ 7392 | Щебень балластный категории I или II по ГОСТ 7392 | Щебень балластный категории II по ГОСТ 7392 | Щебень балластный категории II по ГОСТ 7392 или песчано- |
Толщина щебеночного балласта под шпалой на пути с железобетонными шпалами | 45 | 40 | 45 | 40 | 40 | 35 |
Толщина щебеночного балласта или балласта из смеси песчано-щебеночной под шпалой на пути с деревянными шпалами | - | - | - | - | 35 | 30 |
Толщина под шпалой щебеночного балласта или из песчано-щебеночной смеси (числитель) на подушке из песка (знаменатель) на пути с деревянными шпалами | - | - | - | - | 25 | 25 |
Примечания | ||||||
1 Расчетную грузонапряженность определяют с учетом массы пассажирского поезда. | ||||||
2 Двухслойную балластную призму при использовании щебеночного балласта или балласта из песчано-щебеночной смеси следует укладывать на земляном полотне из глинистых грунтов, мелких и пылеватых песков при отсутствии защитного слоя в верхней части земляного полотна. 3 Допускается при капитальном ремонте на железнодорожной линии категорий III и IV укладывать старогодные рельсы Р65. 4 (с) - старогодные. 5 Допускается применять композитные, металлические и другие виды шпал и брусьев при условии обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного пути в соответствии с нормативными документами. 6 При капитальном ремонте верхнего строения пути допускается применение щебеночного балласта категории, аналогичной использованной ранее. |
Выбор конструкции пути с учетом ремонтопригодности при проектировании новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих железных дорог следует проводить на основе технико-экономических расчетов с оценкой стоимости жизненного цикла из расчета срока службы:
- для верхнего строения - на пропуск 1400 млн т брутто (с учетом промежуточных ремонтов);
- для элементов основания пути и искусственных сооружений - 100 лет.
На скоростных, пассажирских, особогрузонапряженных и железнодорожных линиях категорий I-III сооружается бесстыковой путь на железобетонных или композитных шпалах. Допускается применение безбалластных конструкций пути. В местах сопряжения безбалластных и балластных конструкций верхнего строения пути необходимо устраивать участки специального переходного пути с переменной жесткостью. На железнодорожных линиях категорий IV и V, соединительных, внутристанционных и подъездных путях по заданию заказчика может сооружаться для постоянной эксплуатации звеньевой путь на старогодних железобетонных или деревянных шпалах на участках со скоростями движения до 80 км/ч.
В конструкциях верхнего строения пути железных дорог всех категорий следует применять рельсы общего и специального назначения по ГОСТ Р 51685.
Рельсы общего назначения применяют в звеньевом и бесстыковом пути и стрелочных переводах для обычных условий.
Рельсы специального назначения применяют в особых климатических условиях и для железных дорог при движении со скоростями более 160 км/ч, особогрузонапряженных и с высокими осевыми нагрузками.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2 Конструкция бесстыкового пути должна обеспечивать безопасность движения поездов в течение всего периода эксплуатации, соответствовать климатическим условиям, а длины плетей должны быть равны длинам перегонов, блок-участков и приемо-отправочных путей.
Короткие плети допускается укладывать:
- в местах интенсивного бокового износа рельсов в кривых;
- на станциях между стрелочными переводами;
- на мостовых сооружениях (ограничение длины рельсовых плетей температурными пролетами в зависимости от конструкции и длин пролетных строений, схем размещения опорных частей, годовых перепадов температуры рельсов, типа верхнего строения пути (безбалластное или на балласте)).
В проекте на укладку бесстыкового пути должны быть приведены границы укладки, длины плетей, способы стыковки, температуры закрепления, условия укладки в кривых радиусами более 350 м (забег концов по наугольнику не менее 8 см), конструкции устройства изолирующих стыков (в том числе на участках с тональной блокировкой), конструкции примыкания к звеньевому пути, требования к соединению уравнительных рельсов с плетями на стыках.
На скоростных, пассажирских, особогрузонапряженных и железнодорожных линиях категорий I-IV на уравнительных пролетах бесстыкового пути стыки должны быть на шести болтах.
Сварка новых рельсовых плетей между собой, восстановление старогодных рельсовых плетей и сварка их между собой, сварка с уравнительными стыками, а также сварка рельсовых стыков стрелочных переводов может производиться как электроконтактным, так и термитным (алюминотермитным) способом. Термитная (алюминотермитная) сварка должна соответствовать ГОСТ Р 57181.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3 Рельсы, укладываемые в звеньевом пути, должны быть длиной 25 м. На кривых участках пути по внутренней рельсовой нити необходимо предусматривать укладку укороченных рельсов заводского изготовления.
Стыки рельсов в звеньевом пути должны быть не менее чем на четырех болтах.
6.4 Промежуточные рельсовые скрепления необходимо предусматривать:
- для пути с деревянными шпалами - костыльные или раздельные подкладочные с жесткой или упругой клеммой;
- для пути с железобетонными шпалами - раздельные подкладочные или бесподкладочные с пружинными клеммами.
В конструкции бесстыкового пути в зависимости от годовых амплитуд температуры рельсов должны соблюдаться в соответствии с таблицей 6.2.