ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 22 июня 2018 года N 853/18


Об отмене распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 года N 227-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 года N 364-р" и приложения 7 распоряжения N 364-р от 27.11.2015 "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы"


В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением ПАО "ТГК-1" (далее - Заявитель) от 01.02.2018 N 7-01/10 об отмене распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет, орган регулирования) от 20.12.2017 года N 227-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 года N 364-р" и приложения 7 распоряжения N 364-р от 27.11.2015 "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы", ФАС России установлено следующее.

Установлено, что ранее, ПАО "ТГК-1" обращалось в ФАС России с заявлением о разногласиях, связанных с установлением тарифов в сфере теплоснабжения, установленного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" (далее - Распоряжение Комитета от 27.11.2015 N 364-р).

По результатам рассмотрения разногласий ФАС России был принят Приказ от 20.12.2016 N 1802/16 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ПАО "ТГК-1" и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга" (далее - Приказ ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16), которым частично удовлетворены требования ПАО "ТГК-1", указанные в заявлении о рассмотрении тарифных разногласий с Комитетом, а именно: признаны подлежащими удовлетворению требования ПАО "ТГК-1" в части признания противоречащему законодательству Распоряжения Комитета от 27.11.2015 N 364-р в части не учета, установленных Минэнерго России значений удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии без принятия решения о продолжительности переходного периода и значений понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, предусмотренного пунктом 8 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила ).

Основаниями для принятия Приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16 послужили следующие обстоятельства.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с абзацем 1 пункта 35 Основ ценообразования, удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

На основании подпункта "а" пункта 36 Основ ценообразования, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются в том числе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено, что для теплоснабжающих организаций, источники которых производят тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в случае изменения метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии, орган регулирования в соответствии с Правилами, применяет понижающий коэффициент на переходный период для формирования расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, в отношении которой осуществлено изменение метода распределения расхода топлива.

В соответствии с Правилами, регулируемая организация имеет право изменить метод распределения расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемый в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что орган регулирования рассматривает уведомление, предусмотренное пунктом 7 настоящих Правил, и принимает решение о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, на основании тарифных последствий, указанных в этом уведомлении, в сроки, установленные для принятия решений об установлении цен (тарифов) Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что при изменении метода распределения расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при принятии решения об установлении цен (тарифов) должен руководствоваться нормативами удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденными Минэнерго России, а также положениями Правил и принять решение о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов, установленных на переходный период.

Письмом от 29.04.2015 N 79-01/10 ПАО "ТГК-1" в адрес Комитета направило заявление об открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 гг.

Также письмом от 29.04.2015 N 52-01/80 ПАО "ТГК-1" направило в адрес Комитета уведомление о смене метода распределения топлива с приложением всех необходимых расчетных материалов в соответствии с пунктом 7 Правил.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, является Минэнерго России (пункты 4.5.2, 4.2.14.8 Положения о Минэнерго России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400).

Приказом Минэнерго России от 06.08.2015 N 549 (далее - Приказ Минэнерго России от 06.08.2015 N 549) для электростанций ПАО "ТГК-1" утверждены нормативы удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической и тепловой энергии 25 МВт и более на 2016 год, который направлен в адрес Комитета письмом от 11.08.2015 N 44-01/81.

Распоряжением Комитета от 27.11.2015 года N 364-р установлены тарифы в сфере теплоснабжения ПАО "ТГК-1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 гг. без учета утвержденных приказом Минэнерго России от 06.08.2015 N 549 нормативов удельных расходов топлива, рассчитанных с учетом перехода на "физический" метод распределения расхода топлива, и как следствие, не установлены продолжительность переходного периода и значения понижающих коэффициентов, установленных на переходный период.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, пунктом 2 Приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16, вынесенного по результатам рассмотрения разногласий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями", Комитету было предписано в срок до 30 декабря 2016 принять решение о продолжительности переходного периода и значения понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, установление которых предусмотрено пунктом 8 Правил.

Письмом от 17.01.2017 N 01-13-3381/16-0-1 (вх. N 6513/17 от 18.01.2017) Комитет направил материалы об исполнении Приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16, в соответствии с которым, Комитетом были приняты решения, оформленные протоколом заседания Правления Комитета N 336 от 30.12.2016, предусматривающие установление для ПАО "ТГК-1" продолжительности переходного периода от эксергетического к физическому методу распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в целях тарифного регулирования, а также понижающих коэффициентов, установленных на переходный период с начала следующего долгосрочного периода регулирования, т.е. с 2019 года.

Однако, из Приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16 следует, что переходный период должен был быть установлен для ПАО "ТГК-1" на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг., на который для ПАО "ТГК-1" установлены долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения, т.е. начиная с 2016 года на срок не более 3-х лет.

Таким образом, Комитет не исполнил приказ ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16 в установленном порядке и допустил нарушения действующего законодательства.

ФАС России установлено, что Комитетом были установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт- Петербурга на 2016-2018 годы" без учета перехода на новый метод распределения топлива.

Кроме того при корректировке тарифов на 2018 год (распоряжение от 20.12.2017 N 227-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р") Комитет также не выполнил требования Приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16 и в результате также допустил нарушение действующего законодательства.

При этом Комитетом при реализации своих полномочий, установленных подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении), а именно - при составлении топливно-энергетических балансов в зоне теплоснабжения ПАО "ТГК-1" (протоколы заседания Правления N 680 от 30.10.2015, рабочих совещаний N 340-ГС от 07.11.2016 и N 282-ГС от 09.11.2017), с превышением полномочий, предусмотренных федеральным законодательством для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в 2015-2017 гг. были установлены для ПАО "ТГК-1" удельные расходы топлива, отличные от удельных расходов топлива, утверждённых Приказами Минэнерго России (от 06.08.2015 N 549, от 24.06.2016 N 584, от 12.06.2017 N 626).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в частности, относится утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода), а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Такие нормативы были утверждены Минэнерго России вышеуказанными приказами в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.

В этой связи, Комитет должен был руководствоваться указанными Приказами Минэнерго России.

Также согласно пункту 1 вышеуказанные Правила устанавливают порядок применения методов распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.

Пунктом 2 Основ ценообразования определены следующие понятия:

"долгосрочный период регулирования" - период длительностью более одного расчетного периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы);

"расчетный период регулирования" - период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы);

"срок действия цен (тарифов)" - период времени, на который органами регулирования устанавливаются цены (тарифы).

Таким образом, период регулирования - это период на который органами регулирования устанавливаются тарифы в сфере теплоснабжения, т.е. с 2016 по 2018 гг.

Переходный период с 2019 по 2021 гг., на который Комитетом установлены вышеуказанные понижающие коэффициенты, в настоящее время не является периодом регулирования для целей установления тарифов.

В это связи Комитетом были допущены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в принятии решения предусматривающего установление переходного периода от существующего к физическому методу распределения расхода топлива между электрической и тепловой энергии в отношении ПАО "ТГК-1" равного 3 годам начиная с 2019 г., а не на период регулирования 2016-2018 гг. как предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, учитывая допущенные Комитетом нарушения в части принятия решения о продолжительности переходного периода и значении понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, органу регулирования необходимо пересмотреть величину расходов организации по статьям "Топливо", "Операционные (подконтрольные (расходы)", "Неподконтрольные расходы", "Корректировка необходимой валовой выручки в связи с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2016 год".

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ФАС России установлено, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифов в сфере теплоснабжения нарушены положения пунктов 36, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и пунктов 7, 8 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123,

приказываю:

1. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим положения пунктов 36, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и пунктов 7, 8 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.

2. Отменить с 01.08.2018 распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 года N 227-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 года N 364-р" в полном объеме, а также долгосрочные параметры регулирования, установленные приложением 7 к распоряжению N 364-р от 27.11.2015 "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы".

3. Комитету по тарифам Санкт-Петербурга принять и ввести в действие с 01.08.2018 решение об установлении тарифов (в том числе долгосрочных параметров регулирования) для ПАО "ТГК-1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2018 год с учетом продолжительности переходного периода (с 2016 по 2018 гг.) и значений понижающих коэффициентов, установленных на переходный период (с 2016 по 2018 гг.), в соответствии с пунктом 8 Правил распределения удельного расхода топлива и положений приказа ФАС России от 20.12.2016 N 1802/16.

4. Предписать Комитету по тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "ТГК-1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2018 год учесть величину экономически обоснованных расходов в составе тарифов в сфере теплоснабжения с учетом представленных обосновывающих документом и расчетов, мотивировочной частью приказа, в том числе с учетом положения приказа Минэнерго России от 12.06.2017 N 626, а также учесть величину корректировки необходимой валовой выручки в связи с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов в 2016 году, в частности, возникших в связи с неправомерным неприменением удельных расходов топлива, утвержденных приказом Минэнерго России от 06.08.2015 N 549.

5. Об исполнении настоящего приказа Комитету по тарифам Санкт-Петербурга в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктом 3 и 4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, принятие которых предписано пунктами 4 и 5 настоящего приказа;

- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.

6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А.Пузыревского.

Руководитель
И.Ю.Артемьев




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»