РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 декабря 2017 года N 681-р
Внести в распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2013 года N 196-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" изменение, изложив План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 30 апреля 2013 года N 196-р
(в редакции распоряжения
Правительства Ленинградской области
от 11 декабря 2017 года N 681-р)
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)"
1 План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта") включает краткий анализ состояния сферы социальной защиты населения Ленинградской области, цели, ожидаемые результаты, контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты", а также план мероприятий, который позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения.
Мероприятиями "дорожной карты", направленными на модернизацию системы социального обслуживания, включая повышение качества и доступности социальных услуг, являются:
совершенствование нормативной правовой базы,
сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социального работника,
развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций различных организационно-правовых форм,
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения,
сокращение очередности на получение социальных услуг, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания.
На 1 января 2013 года система социального обслуживания населения Ленинградской области включала 51 учреждение социального обслуживания населения, в том числе 16 государственных учреждений и 35 муниципальных учреждений. Полномочия по предоставлению услуг социального обслуживания на дому, дневного стационара и стационара временного проживания были переданы органам местного самоуправления Ленинградской области. Финансирование переданных государственных полномочий осуществлялось за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области. Стационарное социальное обслуживание населения осуществлялось государственными учреждениями. Финансирование государственных учреждений стационарного социального обслуживания осуществлялось за счет средств областного бюджета Ленинградской области в соответствии с утвержденными сметами
Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области (далее - Комитет) ежегодно доводились контрольные цифры по социальному обслуживанию населения муниципальным учреждениям, финансируемым за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области.
Финансовое обеспечение социального обслуживания на базе негосударственных организаций осуществлялось путем размещения государственного заказа на предоставление услуг в сфере социального обслуживания населения Ленинградской области органами социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа) за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области муниципальным районам (городскому округу) на исполнение переданных государственных полномочий на основании муниципальных контрактов.
Заключение муниципальных контрактов осуществлялось:
по итогам проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
путем предоставления субсидии юридическим лицам согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Это значительно осложняло работу по привлечению негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг.
За 2013 год услуги социального обслуживания в негосударственном секторе получили 1122 человека, из них 106 человек - услуги социального обслуживания на дому и 1016 человек - услуги полустационарных и нестационарных отделений. Участие негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг составило 1,4 проц. от численности обслуженного населения.
В 2014 году муниципальный заказ на предоставление услуг социального обслуживания был размещен в негосударственных организациях шести районов Ленинградской области (Волосовском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Ломоносовском и Тихвинском) - на 147 местах, на которых за год получили социальные услуги 1382 человека, из них 58 человек получили услуги социального обслуживания на дому и 1324 человека - услуги полустационарных и нестационарных отделений.
Общая сумма муниципальных контрактов на предоставление услуг социального обслуживания в негосударственных организациях в 2014 году составила 17,4 млн рублей.
Услуги социального обслуживания предоставлялись шестью негосударственными организациями (из них - две религиозные организации, одно негосударственное учреждение социального обслуживания, два общества с ограниченной ответственностью и один благотворительный фонд).
Очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов и психоневрологические интернаты на 1 января 2013 года составляла 383 человека, в том числе в психоневрологические дома интернаты - 266 человек, в дома-интернаты - 117 человек. Очередь в дом-интернат для умственно отсталых детей, а также по остальным формам социального обслуживания, отсутствовала.
Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года в Ленинградской области предусмотрено:
завершение строительства комплексного здания ЛОГКУ "Кингисеппский психоневрологический интернат" на 160 мест,
завершение реконструкции комплексного здания ЛОГКУ "Волховский психоневрологический интернат" на 100 мест.
В рамках решения задач, поставленных перед органами социальной защиты по повышению качества и доступности социального обслуживания, в 2013-2015 годах проведена оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания. Так, в 2013 году в Приозерском муниципальном районе в результате реорганизации двух муниципальных учреждений - Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано одно учреждение - Комплексный центр социального обслуживания населения.
Учитывая отсутствие очереди в детские дома-интернаты и наличие очереди в психоневрологические интернаты, в 2013 году осуществлено перепрофилирование Ленинградского областного государственного стационарного казенного учреждения социального обслуживания "Волосовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания "Волосовский психоневрологический интернат" для лиц от 18 до 36 лет (далее - ЛОГБУ "Волосовский ПНИ"). Создание ЛОГБУ "Волосовский ПНИ" позволило снизить очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Ленинградской области на 60 человек (22,5 проц.).
Таким образом, на 1 января 2014 года очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания составляла 286 человек, в том числе в психоневрологические дома-интернаты - 243 человека, в дома интернаты - 43 человека.
В 2014 году Комитет начал работу по передаче ряда услуг на аутсорсинг. Так, в 2014 году передана на аутсорсинг услуга по питанию в двух муниципальных учреждениях социального обслуживания, в 2015 году - в одном государственном стационарном учреждении социального обслуживания.
С 1 января 2015 года в двух государственных учреждениях социального обслуживания был изменен тип учреждений с "казенного" на "бюджетное", а в 2016 году аналогичные изменения произошли еще в шести государственных учреждениях.
Материально-техническая база действующих стационарных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области находится в удовлетворительном состоянии, отсутствуют здания в аварийном и ветхом состоянии.
С 2014 по 2016 годы для повышения качества социального обслуживания и сокращения количества стационарных учреждений, требующих ремонта, Комитетом увеличено финансирование ремонтно-строительных работ в подведомственных учреждениях социального обслуживания в 5,5 раза.
В 2014 году на проведение ремонтно-строительных работ подведомственных учреждений социального обслуживания израсходовано 50591,8 тыс.руб. в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области", утвержденной 14 ноября 2013 года N 406 (далее - государственная программа).
В 2015 году на проведение ремонтно-строительных работ израсходовано 73844,6 тыс.руб., выполнено работ по ремонту инженерных сетей и коммунальных объектов на общую сумму 30833,1 тыс.руб., выполнено работ по ремонту внутренних помещений, кровель и объектов благоустройства территории на общую сумму 43011,5 тыс.руб., в том числе, выполнена замена морально устаревшего лифтового оборудования в Ленинградском областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Вознесенский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на сумму 1566,68 тыс. рубля. За счет субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации в ЛОГКУ "Сясьстройский ПНИ" и ЛОГКУ "Кингисеппский ПНИ" выполнены работы по замене оконных блоков и комплексному ремонту пищеблока на общую сумму 2600,6 тыс. рублей.
В 2016 году выполнено ремонтных работ на общую сумму 278844,16 тыс.руб., в том числе, по ремонту инженерных сетей и систем инженерного обеспечения зданий на сумму 44368,06 тыс.руб., общестроительных работ на сумму 228321,53 тыс.руб., ремонт систем пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации на сумму 6154,57 тыс. рублей.
В целях повышения доступности объектов государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области для маломобильных групп населения, инвалидов, а также создания условий для беспрепятственного доступа таких групп населения в учреждения в 2014 году в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области" на 2014-2015 годы" государственной программы выполнено работ на общую сумму 8674,8 тыс.руб., в том числе установлены лифты для инвалидов в ЛОГКУ "Сланцевский дом-интернат для ветеранов войны и труда" и ЛОГКУ "Тихвинский дом-интернат для престарелых и инвалидов". В 2015 году общая стоимость выполненных работ составила 7345,16 тыс. рублей.
Муниципальные центры социального обслуживания расположены в приспособленных зданиях 1960-1970 годов, что не в полной мере соответствует требованиям Роспотребнадзора и государственного пожарного надзора.
В связи с изложенным, в рамках реализуемой государственной программы предусмотрено финансирование на проведение ремонтных работ. В 2016 году были направлены средства в 10 муниципальных районов на общую сумму 73476,8 тыс.руб., в том числе:
средства на ремонтные работы в муниципальных учреждениях социального обслуживания населения - 66522,69 тыс.руб.;
средства на приобретение реабилитационного оборудования, специализированного автотранспорта, пособий, материалов для реабилитации детей-инвалидов - 6954,11 тыс.руб.
В 2011 году была сформирована и обеспечена транспортом 21 мобильная бригада по оказанию социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также организована работа восьми мобильных бригад по социальному обслуживанию несовершеннолетних, в том числе семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Отработана социальная технология бригадного метода предоставления услуг на дому в городских условиях на мобильной основе с использованием диспетчерской службы. За 2014 год осуществлено 3074 выезда, посещено 165 муниципальных образований, из которых 66 проц. - сельские поселения, социальным обслуживанием охвачено 5746 человек. За 2015 год осуществлено 2859 выездов, посещено 150 муниципальных образований, из них 72 проц. - сельские поселения, охвачено 3550 человек.
_______________
В 2015 году увеличен охват сельских населенных пунктов, посещаемых мобильными бригадами, в связи с чем произошло снижение количества выездов.
Кроме социальных услуг, входящих в утвержденный перечень, в Ленинградской области в рамках инновационных технологий предоставляются следующие услуги:
с 2011 года в муниципальных районах Ленинградской области реализуется социально-просветительский проект "Университет третьего возраста", в рамках которого организовано обучение по различным направлениям - компьютерная грамотность, здоровьесберегающие технологии, краеведение, правоведение, иностранные языки, народное творчество, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания. Ежегодно обучение проходят более 2000 граждан пожилого возраста;
служба оказания экстренной помощи "Тревожная кнопка" (далее - служба "Тревожная кнопка"). Работа по внедрению службы "Тревожная кнопка" началась на территории Ленинградской области в 2012 году в Гатчинском муниципальном районе (услуги получали 180 человек в год). В 2014 году услугами службы "Тревожной кнопки" воспользовались 868 человек во Всеволожском, Гатчинском, Кировском и Тихвинском муниципальных районах. С 2015 года расширен радиус действия указанной службы - территория ее применения охватила всю Ленинградскую область. Ежемесячно услугу получают более 2000 граждан. В 2017 году Комитетом совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Система Забота" планируется расширить спектр действия службы "Тревожная кнопка" до социального сопровождения в двух муниципальных районах Ленинградской области;
во всех муниципальных районах Ленинградской области действуют "Школы здоровья". В 2015 году обучение в "Школах здоровья" прошли 589 человек;
в целях повышения доступности социальных услуг, создания благоприятных условий жизнедеятельности гражданам пожилого возраста и инвалидам, расширения масштабов помощи семьям с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения, в Ленинградской области в 2016 году внедрена технология социального обслуживания на дому "Служба сиделок". Во втором квартале 2016 года услуги получили 52 человека, в том числе 21 ребенок-инвалид (во всех районах) и 31 человек из числа пожилых граждан. Услуги "Службы сиделок" для пожилых людей и инвалидов в 2016 году предоставлялись только в Лужском, Подпорожском и Гатчинском муниципальных районах Ленинградской области. В 2017 году предполагается развитие "Службы сиделок" для граждан пожилого возраста и инвалидов во всех районах Ленинградской области;
для реализации жизненно важных потребностей (медицинских, реабилитационных), а также для решения вопросов по оформлению пенсий и пособий с 2014 года во всех муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области создана и функционирует служба "Социальное такси". Для создания 15 служб "Социального такси" в 2013-2014 годах приобретено 15 автотранспортных средств. В трех муниципальных районах указанные услуги закупаются с помощью конкурсных процедур (Ломоносовский муниципальный район, Выборгский и Тосненский районы). По итогам работы деятельности служб "Социального такси" можно констатировать востребованность данного вида социальной поддержки граждан. В течение 2015 года услуги службы "Социального такси" получили более 3,0 тыс. человек, из них детей-инвалидов - 541 человек (финансирование - 12,6 млн руб.). За период с января по сентябрь 2016 года службой воспользовались 3045 человек. В связи с востребованностью службы "Социального такси" в настоящее время рассматривается вопрос увеличения финансирования и закупки услуг службы "Социального такси" у сторонних организаций;
в 2013-2014 годах для детей-инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, в порядке эксперимента была внедрена служба "Передышка". Услуги службы предоставлялись семьям, имеющим детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности в возрасте от рождения до 18 лет. Цель службы "Передышка" - оказание услуг по присмотру за детьми-инвалидами на дому, предоставление родителям свободного времени ("временной передышки"). С 2015 года детям-инвалидам предоставляется социальное обслуживание на дому. В гарантированный перечень услуг для таких детей включены, в том числе, и услуги по кратковременному присмотру. Услуги на дому в 2015 году получили 94 ребенка-инвалида (за 9 месяцев 2016 года - 113 детей-инвалидов);
услуги иппотерапии для детей-инвалидов. В 2014 году услуги иппотерапии получили 127 детей. В 2015 и 2016 годах услуги иппотерапии получали 218 детей ежегодно;
с 2015 года в Ленинградской области социальные услуги гражданам, подвергшимся насилию в семье, и признанным нуждающимся в социальном обслуживании, предоставляются в двух "кризисных" отделениях организаций социального обслуживания населения - МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" Волховского муниципального района Ленинградской области и МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" Тихвинского муниципального района Ленинградской области. За 2015 год услугами отделений воспользовались 15 человек, за 9 месяцев 2016 года - 8 человек;
для оказания экстренной психологической помощи в Ленинградской области с 2014 года на базе муниципального автономного учреждения "Центр социально-психологической помощи "Семья" Сосновоборского городского округа действует детский телефон доверия, подключенный к единому общероссийскому номеру телефона доверия. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих служб.
На 2017 год Комитетом запланирована апробация следующих стационарозамещающих технологий: