В целях эффективного использования средств областного бюджета Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 676 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2014 - 2020 годы" заменить словами "на 2014 - 2021 годы";
в абзаце восьмом пункта 3 слова ", инвестиций и торговли" заменить словами "и инвестиций";
абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Министерству экономического развития и инвестиций Самарской области";
в пункте 6 слова "министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко)" заменить словами "министерство экономического развития и инвестиций Самарской области";
в государственной программе Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2020 годы" заменить словами "на 2014 - 2021 годы";
паспорт Программы и текстовую часть Программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению;
приложение 1 к Программе изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению;
дополнить Программу приложением 1.1 "Перечень тактических показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации государственной программы Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014 - 2021 годы" в редакции согласно приложению 3 к настоящему Постановлению;
приложение 2 к Программе изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему Постановлению;
абзац второй приложения 3 к Программе изложить в следующей редакции:
"Органы государственного финансового контроля Самарской области при осуществлении государственного финансового контроля проводят проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий СОНКО.";
приложение 4 к Программе изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему Постановлению;
приложение 6 к Программе изложить в редакции согласно приложению 6 к настоящему Постановлению.
2. Установить, что увеличение объема финансирования отдельного действующего расходного обязательства Самарской области, предусмотренного настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству экономического развития и инвестиций Самарской области, департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области на реализацию соответствующих мероприятий Программы.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | - | государственная программа Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014 - 2021 годы |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ | - | поручение вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области от 08.07.2013 N 6-11/999 |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ | - | министерство экономического развития и инвестиций Самарской области |
СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ | - | отсутствуют |
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ | - | Администрация Губернатора Самарской области; департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области; министерство имущественных отношений Самарской области; министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области; департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области |
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ | - | решение приоритетных социальных проблем; развитие гражданского общества, благотворительной деятельности и добровольчества в Самарской области; повышение доступности для населения социально значимых услуг |
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | обеспечение финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО); развитие информационной, консультационной и методической поддержки деятельности СОНКО; обеспечение имущественной поддержки и развития кадрового потенциала СОНКО; развитие институтов гражданского общества и механизмов участия СОНКО в реализации государственной политики в социальной сфере; мониторинг и анализ эффективности деятельности СОНКО и реализации Программы |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ | - | рост благополучателей услуг, предоставляемых СОНКО; доля занятых в СОНКО в численности экономически активного населения; рост объема денежных средств и иного имущества, привлекаемых СОНКО |
ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ | - | количество СОНКО, получивших поддержку; рост количества зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - НКО) на территории Самарской области; количество религиозных организаций, получивших финансовую поддержку; количество мероприятий, проведенных религиозными организациями при реализации ими собственных общественно полезных программ с целью формирования условий для духовно-нравственного развития граждан; численность участников мероприятий, проведенных СОНКО в рамках Программы; количество сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти (государственных органов), о деятельности СОНКО; численность работников и добровольцев СОНКО, прошедших обучение в рамках Программы; количество региональных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов), направленных на повышение квалификации, обмен опытом, распространение лучших практик и консолидацию деятельности СОНКО, проведенных в рамках Программы; |
количество принятых и обработанных обращений граждан членами общественной палаты Самарской области; количество подготовленных в рамках Программы региональных докладов о развитии гражданского общества и деятельности СОНКО; количество муниципальных образований Самарской области, в которых СОНКО получают ресурсную поддержку; количество СОНКО, выполняющих государственную задачу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, получивших финансовую поддержку; количество муниципальных образований Самарской области, реализующих муниципальные программы (подпрограммы) поддержки СОНКО; доля средств бюджета Самарской области, расходуемых на предоставление субсидий СОНКО, в общем объеме расходов бюджета Самарской области на социальную сферу | ||
ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | Программа реализуется в один этап: 2014 - 2021 годы |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ | - | объем финансирования Программы составляет 1 103 204,27 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 85 947,90 тыс. рублей, из них формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в сумме 22 103,00 тыс. рублей; в 2015 году - 68 193,00 тыс. рублей, из них формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в сумме 16 668,00 тыс. рублей; в 2016 году - 52 453,00 тыс. рублей; в 2017 году - 285 339,39 тыс. рублей; в 2018 году - 332 548,14 тыс. рублей; в 2019 году - 175 972,50 тыс. рублей; в 2020 году - 72 639,34 тыс. рублей; в 2021 году - 30 111,00 тыс. рублей |
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | совершенствование нормативной правовой базы участия СОНКО в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области; создание необходимых условий для повышения эффективности деятельности СОНКО в сфере оказания социально значимых услуг населению, развития добровольчества и благотворительности, участия представителей заинтересованных НКО в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями Самарской области программ (мероприятий) в области социальной политики; |
создание необходимых условий для профессионального развития руководителей, сотрудников и добровольцев НКО, государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области по вопросам взаимодействия с НКО и развития институтов гражданского общества; создание региональной информационной системы, обеспечивающей пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в Самарской области; организация постоянного мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности НКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие НКО в Самарской области; наиболее полное и эффективное использование возможностей СОНКО в решении задач социального развития региона за счет наращивания потенциала НКО и обеспечения максимально эффективного его использования; повышение уровня духовно-нравственного развития граждан |
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, предполагается выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; налаживание равноправного общественного диалога по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого станут основой принимаемых нормативных решений и обеспечат общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Новая модель развития общества, обеспечивающая высокий уровень доверия граждан к государственным и общественным институтам, включает:
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионного обеспечения, сфере оказания социально значимых услуг и др.;
повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии отдельных территорий и страны в целом;
развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных НКО.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" на территории Самарской области последовательно реализуются Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 21.10.2011 N 311-р, и Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 13.05.2013 N 272-р.
Реализация указанных программ позволила объединить усилия различных структур органов исполнительной власти Самарской области, использовать системный подход в реализации государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности СОНКО.
Самарская область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКО. По состоянию на 1 сентября 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены около 4 600 действующих на территории Самарской области СОНКО.
Наиболее значимую долю в общем количестве СОНКО занимают НКО, реализующие проекты социальной направленности (в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной политики и культуры), - 47,8%, а также религиозные организации - 12,7%, профсоюзы - 10,5% и благотворительные организации - 4,9%.
Количество вновь регистрируемых НКО ежегодно увеличивается: если до 2011 года регистрировались в среднем 370 организаций в год, то в 2011 году зарегистрировано 382 организации, а в 2012 году - 429 организаций.
При сохранении основных особенностей территориального распределения СОНКО в Самарской области (подавляющее большинство зарегистрировано в г.о. Самара и г.о. Тольятти - 73%, на долю остальных восьми городов области приходится 12%, а на территории 27 сельских районов зарегистрировано 15% НКО) отмечаются устойчивый рост числа зарегистрированных НКО в средних и малых городах (г.о. Новокуйбышевск, г.о. Кинель, г.о. Отрадный, г.о. Жигулевск, г.о. Похвистнево) и постепенное сокращение числа зарегистрированных НКО в областном центре (в среднем на 0,4% в год).
Доля СОНКО, основная цель деятельности которых предоставление услуг и пособий гражданам (НКО, обслуживающие домашние хозяйства), увеличилась с 65% в 2011 году до 73% в 2012 году в общем числе зарегистрированных организаций.
Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения СОНКО на рынки предоставления социально значимых услуг населению. В результате проведенного в 2012 году опроса руководителей НКО в Самарской области выявлено, что большинство организаций не предпринимает специальных усилий по позиционированию себя на рынке социально значимых услуг. В настоящее время социально значимые услуги оказывают преимущественно государственные и муниципальные бюджетные учреждения, поэтому население и представители органов власти не воспринимают СОНКО как поставщиков социально значимых услуг и не рассчитывают на них при решении задач государственной политики в социальной сфере. СОНКО находятся в менее выгодной позиции по сравнению с бюджетными учреждениями. Они не имеют постоянного гарантированного финансирования, зачастую не располагают собственной материально-технической базой, испытывают недостаток инвестиций, не гарантируют соответствие своей деятельности стандартам и регламентам предоставления социально значимых услуг. Данная ситуация приводит к тому, что указанные организации вынуждены ограничивать свою деятельность социально значимыми услугами, оказание которых не требует высокой квалификации работников.
Укреплению материально-технической базы, повышению уровня проектной культуры и навыков управления целевыми финансовыми средствами в СОНКО на территории Самарской области способствовали конкурсы социальных проектов, организованные министерством здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств субсидии из федерального и областного бюджетов в 2011 и 2012 годах. Победителями конкурсов реализованы 74 проекта на общую сумму 33 420 тыс. рублей, из них 32 (44%) - организациями из 7 малых городов и 20 сельских районов области.