ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 мая 2013 года N 272-р

Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год  

(с изменениями на 25 июля 2013 года)

______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
  Распоряжения Правительства Самарской области от 25 июля 2013 г. № 484-р
______________________________________________________________________

        В соответствии со статьями 31 и 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»:

1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год.
2. Определить министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в 2013 году.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко).
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов




Утверждена
распоряжением Правительства Самарской области
от 13 мая 2013 года N 272-р

Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год
(далее - Программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ

-

Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ

-

целью Программы является повышение устойчивости и эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области.
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:
создание условий для развития социально ориентированных некоммерческих организаций;
обеспечение информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
обеспечение консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
развитие механизмов участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной политики в социальной сфере;
обеспечение мер, стимулирующих поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, и участие в ней граждан и юридических лиц;
обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне;
мониторинг и анализ эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

-

2013 год

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ
(ПОКАЗАТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

-

  доля расходов, направляемых на предоставление
субсидий социально ориентированным некоммерческим
организациям, в общем объеме расходов бюджета
Самарской области в текущем финансовом году;
количество социально ориентированных некоммерческих
                      организаций, которым оказана поддержка;
                      прирост количества зарегистрированных
                      некоммерческих организаций на территории Самарской
                      области;
                      прирост количества зарегистрированных
                      благотворительных некоммерческих организаций на
                      территории Самарской области;
                      количество зарегистрированных на территории
                      Самарской области специализированных некоммерческих
                      организаций управления целевым капиталом;
                      прирост числа социально ориентированных
                      некоммерческих организаций, деятельность которых
                      направлена на профилактику социального сиротства,
                      поддержку материнства и детства;
                      количество граждан пожилого возраста, получивших
                      услуги социально ориентированных некоммерческих
                      организаций с привлечением волонтеров;
                      количество инвалидов всех возрастов, получивших
                      поддержку социально ориентированных
                      некоммерческих организаций (включая помощь
                      персональных помощников, вовлечение инвалидов в
                      занятия оздоровительной гимнастикой и адаптивным
                      спортом, обеспечение социальной интеграции через
                      социокультурную деятельность и пр.);
                      количество детей и подростков, вовлеченных
                      социально ориентированными некоммерческими
                      организациями в занятия научно-техническим и
                      художественным творчеством, массовым спортом,
                      деятельность в сфере краеведения и экологии;
                      количество человек, вовлеченных в мероприятия по
                      межнациональному сотрудничеству и развитию
                      толерантности;
                      количество человек, получивших услуги социально
                      ориентированных некоммерческих организаций в
                      области профилактики и охраны здоровья граждан,
                      пропаганды здорового образа жизни;
                      количество муниципальных образований Самарской
                      области, в которых социально ориентированные
                      некоммерческие организации получают ресурсную
                      поддержку

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ

-

объем финансирования Программы составит
983 719,13 тыс. рублей.
Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета.
Расходные обязательства Самарской области по финансированию Программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

достижение основных целевых индикаторов (показателей) Программы

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; равноправный общественный диалог по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений и обеспечивают общественный консенсус по основным вопросам развития России.
     Новая модель развития общества, обеспечивающая высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, включает:
     развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионной системы и оказания социальных услуг и др.;
     повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии сельских территорий;
     развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
     содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
     создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО).
     Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий.
     В соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» распоряжением Правительства Самарской области от 21.10.2011 № 311-р утверждена и реализована Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы.
     По состоянию на март 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены как действующие на территории Самарской области 4734 негосударственные НКО, из которых по организационно-правовой форме к социально ориентированным относятся 95%.
     Количество вновь регистрируемых НКО ежегодно увеличивается: если до 2011 года регистрировались в среднем по 370 организаций в год, то в 2011 году зарегистрировано 382, в 2012 году - 434 организации.
     В 2011-2012 годах сохранились основные тенденции развития сектора социально ориентированных НКО, отмечавшиеся в 2010 году:
     сокращение доли социально ориентированных общественных объединений граждан за счет роста числа религиозных организаций и НКО (в первую очередь - учреждений и органов территориального общественного самоуправления) - сегодня они составляют 37% от общего числа зарегистрированных НКО и уже не являются численно преобладающей группой (НКО - 42%, религиозные организации - 12%, профсоюзы - 9%);
     при сохранении основных особенностей территориального распределения социально ориентированных НКО в Самарской области (подавляющее большинство зарегистрированы в областном центре и Тольятти - 73%, на долю остальных 8 городов области приходится 12%, а на территории 27 сельских районов зарегистрированы 15% НКО) отмечается устойчивый рост числа зарегистрированных НКО в малых городах - Новокуйбышевск, Кинель, Отрадный, Жигулевск, Похвистнево, и постепенное сокращение числа зарегистрированных НКО в областном центре (в среднем на 0,4% в год);
     увеличивается доля социально ориентированных НКО, основная цель деятельности которых - предоставление услуг и пособий гражданам (НКО, обслуживающие домашние хозяйства), с 65% в 2009 году до 73% в 2011 году от общего числа зарегистрированных организаций.
     Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения социально ориентированных НКО на рынки предоставления социальных услуг населению. Опрос руководителей НКО в 2012 году показал, что большинство организаций оказывают социальные услуги сами того не осознавая. По этой причине они не позиционируют себя никаким образом на рынке социальных услуг и общество, включая потребителей услуг и представителей органов власти и сотрудников бюджетных учреждений, не воспринимает социально ориентированные НКО как поставщиков социальных услуг и не рассчитывает на них при решении задач государственной политики в социальной сфере. Необходимо добровольное и взаимовыгодное сотрудничество НКО с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения, в том числе в сфере обмена информацией о клиентах, нуждающихся в тех или иных видах услуг, разработки стандартов и регламентов предоставления социальных услуг населению социально ориентированными НКО.
     Положительные изменения произошли в последние два года в развитии добровольчества в регионе:
     увеличилось в два раза число социально ориентированных НКО, специализирующихся на развитии добровольческой деятельности (до 7 НКО, в том числе зарегистрированы как юридические лица - 5);
     действует неформальная коалиция - ассоциация добровольческих организаций «ДоброСоседстВо!», координирующая добровольческие усилия граждан и некоммерческих организаций (в том числе через «Ярмарки добровольческих вакансий», лагеря по различным направлениям добровольческой деятельности - школьное и молодежное добровольчество, добровольцы за здоровый образ жизни; проекты «Добровольческий корпус спасателей» и др.);
     добровольцев обучают необходимым знаниям и навыкам в рамках реализации проекта «Общественная школа волонтера»;
     действует специализированный интернет-ресурс www.dobronews.info;
     расширяется практика поддержки и мотивации добровольцев: знаки публичного признания они получают от органов власти и других НКО на ежегодном региональном Форуме добровольцев, на форумах «Серебряный возраст» и «Добро.ру/Самара», в рамках программы «Начни карьеру с добрых дел» (учет добровольческого стажа при приеме на работу в НКО и бюджетные организации); от коммерческих организаций в рамках программы «Добрый дисконт» (скидки на товары и услуги лицам, имеющим «Книжку волонтера»).
     Объемы благотворительных пожертвований и доля активно действующих благотворительных организаций даже при наличии благоприятного регионального законодательства (Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» предусматривает налоговые льготы коммерческим организациям - жертвователям и социально ориентированным НКО, получившим статус «Благотворительная организация в Самарской области») существенно зависят от состояния экономики региона и страны, а также от финансового благополучия организаций и граждан. В течение последних лет в Самарской области сохраняется доля благотворительных социально ориентированных НКО (5% от общего числа зарегистрированных НКО), стабильно развивается деятельность системообразующих фондов - городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» и Регионального благотворительного фонда «Самарская губерния», которые ежегодно расширяют круг жертвователей - юридических и физических лиц, формируя именные, фамильные и тематические фонды и распределяя полученные средства через конкурсы на финансирование проектов социально ориентированных НКО, стипендии и иные формы поддержки граждан.
     В Самарской области активно развиваются современные формы социального партнерства, гражданского (общественного) контроля за деятельностью государства и механизмы общественной экспертизы принимаемых органами власти решений. Систему, обеспечивающую включение социально ориентированных НКО в мероприятия гражданского контроля и общественной экспертизы, сегодня образуют Общественный совет при Самарской Губернской Думе, рабочая группа (проектный центр) по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в деятельность органов исполнительной власти Самарской области при Администрации Губернатора Самарской области, 11 общественных советов при органах государственной исполнительной власти.
     В региональных общественных экспертно-консультативных и совещательных структурах сегодня представлены около 400 социально ориентированных НКО; на четверть увеличилось число представителей НКО, постоянно участвующих в общественной экспертизе различных решений органов законодательной и исполнительной власти региона в рамках экспертной комиссии Общественного совета при Самарской Губернской Думе и группы общественных экспертов экспертно-консультативного общественного совета при министерстве управления финансами Самарской области. Расширилась тематика общественной экспертизы - помимо оценки проектов законов и подзаконных актов, проектов областных бюджетов и отчетов об их исполнении общественной экспертизе регулярно подвергаются показатели результативности и эффективности деятельности государственных органов власти.
     Помимо дальнейшего развития вышеуказанных направлений общественного участия в принятии и реализации решений государственных органов власти сегодня необходима целенаправленная работа по развитию попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы: обеспечение участия в их работе заинтересованных социально ориентированных НКО и повышение квалификации их представителей по вопросам деятельности соответствующих учреждений.
     Активно развиваются формы государственной информационной поддержки деятельности социально ориентированных НКО, в первую очередь, за счет использования современных интернет-технологий: в 2011 - 2012 годах департаментом информационных технологий и связи Самарской области поддержаны проекты 9 организаций по созданию специализированных информационно-просветительских интернет-ресурсов социально ориентированных НКО на общую сумму более 11 млн. рублей.
     К специализированным региональным интернет-ресурсам - портал государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и сайт общественной палаты Самарской области - добавился портал «Социально ориентированные некоммерческие организации Самарской области» (http://www.songo63.ru).
     За последние два года источники финансирования социально ориентированной деятельности НКО Самарской области не изменились: взносы учредителей и членов организации, пожертвования от коммерческих компаний и частных лиц, гранты и пожертвования от российских и международных фондов и НКО, поступления из регионального и местных бюджетов, доходы от собственной хозяйственной деятельности. Выборочный опрос активных социально ориентированных НКО показал, что объем привлекаемых ими для реализации своих программ и проектов средств в 2011 - 2012 годах в целом увеличился почти в два раза, несмотря на то, что у отдельных организаций доходы сократились в несколько раз. Проблема заключается в том, что средства предоставляются, как правило, на краткосрочные проекты, и это не позволяет НКО закреплять в организациях квалифицированные кадры сотрудников и добровольцев. Так, в группе социально ориентированных НКО, обслуживающих домашние хозяйства, обеспеченность кадрами в 2009 году составляла в среднем 1,2 единицы штатных сотрудников и 1,3 единицы добровольцев, а в 2011 году она снизилась до 0,84 единицы штатных сотрудников и 0,79 единицы добровольцев (т.е. сократилась на 23% и 38% соответственно). Очевидно, что социально ориентированные НКО Самарской области еще не преодолели последствия экономического кризиса - не сумели восстановить кадровый потенциал.
     В этих условиях особенно важным становится повышение квалификации руководителей и добровольцев социально ориентированных НКО, что может хотя бы частично компенсировать потерю кадровых ресурсов и сохранить качество и объемы социально ориентированной деятельности данных организаций. Обучение на курсах повышения квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО в 2012 году, организованных РАНХиГС совместно с Международным институтом рынка (краткосрочная образовательная программа - 72 учебных часа), и на семинарах по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам деятельности НКО (в рамках реализации проекта «Школа НКО Самарской области») позволило повысить квалификацию 483 представителей более 200 социально ориентированных НКО и 78 общественных объединений без статуса юридического лица из 14 муниципальных образований Самарской области. Впервые социально ориентированные НКО Самарской области получили такие возможности развития своего кадрового потенциала.
     Укреплению материально-технической базы, повышению уровня проектной культуры и навыков управления целевыми финансовыми средствами в социально ориентированных НКО Самарской области способствовали конкурсы социальных проектов, организованные министерством здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах. Победителями конкурсов реализованы 74 проекта на общую сумму 33 420 тыс. рублей, из них 32 - организациями из 7 малых городов и 20 сельских районов области (44%).
     Увеличивается доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную финансовую поддержку деятельности НКО, в том числе социально ориентированных (в 2012 году - 1,46%, в 2013 году запланировано на уровне 1,64%). Увеличивается число органов исполнительной власти, предоставляющих субсидии НКО (с 7 в 2011 году до 10 в 2013 году), и число социально ориентированных НКО - получателей субсидий (со 183 в 2010 году до 241 в 2012 году).
     Реализация Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы позволила объединить усилия различных структур государственных органов исполнительной власти Самарской области, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности социально ориентированных НКО.
     Однако очевидно, что полученные результаты требуют дальнейшего развития, а ощутимый социальный и экономический эффект от деятельности социально ориентированных НКО еще не достигнут. Для того чтобы вклад социально ориентированных НКО в социально-экономическое развитие Самарской области соответствовал потенциалу этих организаций, необходимо дальнейшее решение следующих вопросов:
     повышение финансовой устойчивости, уровня организационного развития и профессионализма социально ориентированных НКО;
     продвижение социально ориентированных НКО на рынки социальных услуг;
     развитие сети эффективно действующих фондов местных сообществ на территории области;
     развитие корпоративных форм добровольчества;
     организация взаимодействия между социально ориентированными НКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой и благотворительной деятельности;
     развитие общественных совещательных структур и общественной экспертизы во всех сферах социальной политики;
     результативное и эффективное участие социально ориентированных НКО в попечительских (общественных, наблюдательных) советах государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.
     Наиболее эффективное решение обозначенных проблем возможно при использовании программно-целевого метода. Настоящая Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность и результативность в осуществлении мер государственной поддержки социально ориентированных НКО Самарской области.
     Настоящая Программа разработана в соответствии с региональными нормативными правовыми актами:
     законами Самарской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области», «О благотворительной деятельности в Самарской области», «Об общественной палате Самарской области», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области»;
     постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 № 252 «О Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества».

2. Виды и формы поддержки социально ориентированных НКО, предусмотренных Программой


     Предоставление субсидий социально ориентированным НКО осуществляется в целях поддержки деятельности, направленной на предоставление ими социальных услуг населению, решение социальных проблем региона и развитие институтов гражданского общества, развитие добровольчества и благотворительности; вовлечение граждан в процесс принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления Самарской области через организацию открытых конкурсов социальных проектов и программ социально ориентированных НКО. Для повышения качества открытых конкурсов социальных проектов и программ НКО предусматривается организация консультирования в целях повышения проектной культуры и квалификации руководителей и добровольцев НКО, государственных и муниципальных служащих по вопросам организации открытых конкурсов социальных проектов, мониторинга и экспертизы реализуемых социальных проектов и программ; привлечения добровольцев и внебюджетных средств для осуществления социально значимой деятельности.
     Имущественная поддержка НКО включает передачу в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы; обеспечение функционирования государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и домов молодежных организаций в качестве специализированных ресурсных центров для социально ориентированных НКО; поддержку деятельности органов местного самоуправления по созданию муниципальных домов социально ориентированных НКО.
     Предоставление информационной поддержки предусматривает пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества через освещение на официальных сайтах органов исполнительной власти, в средствах массовой информации; предоставление субсидий НКО на создание и развитие системы информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет; предоставление государственной информационно-телекоммуникационной сети Самарской области для проведения видеоконференций, дистанционных обучающих курсов и других мероприятий НКО безвозмездно или на льготных условиях; поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО, благотворительную деятельность и добровольчество; содействие развитию социальной рекламы по приоритетным для развития НКО темам.
     Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО предусматривает проведение ежегодных конференций «Опыт и проблемы участия граждан в осуществлении местного самоуправления и развитии местного сообщества», форума добровольцев Самарской области, областной ярмарки социальных проектов и услуг НКО «Бизнес и НКО: от диалога к партнерству»; реализацию проекта «Школа НКО Самарской области» и предоставление субсидий НКО на возмещение затрат, связанных со стажировками и участием в общероссийских мероприятиях и мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.
     Привлечение социально ориентированных НКО к реализации государственной политики в социальной сфере предусматривает совершенствование деятельности общественной палаты Самарской области; общественных совещательных структур при органах государственной власти Самарской области, попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы посредством организации консультационно-образовательных семинаров для их участников - представителей социально ориентированных НКО; развитие общественной экспертизы разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Самарской области; совершенствование законодательной базы и практики участия граждан в бюджетном процессе в Самарской области; совершенствование порядка предоставления субсидий социально ориентированным НКО из средств областного бюджета.
     Обеспечение мер, стимулирующих поддержку деятельности социально ориентированных НКО и участие в ней граждан и юридических лиц, предусматривает размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; организационно-техническую поддержку акции признания благотворительной деятельности «БлагоДарю!» (содействие НКО в публичном выражении благодарности жертвователям на благие цели), совершенствование (включая нормативно-правовое регулирование) механизмов поощрения активных добровольцев в рамках форума добровольцев и лучших руководителей и сотрудников НКО в рамках конкурса «Лучшая некоммерческая организация Самарской области».
     Обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных НКО на местном уровне предусматривает распространение лучшего опыта муниципальных образований по поддержке НКО; методическую поддержку органов местного самоуправления при разработке и реализации ими мер по поддержке НКО на территориях муниципальных образований; содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки НКО, благотворительности и добровольчества.
     Мониторинг и анализ эффективности деятельности социально ориентированных НКО предусматривает проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития НКО; разработку системы финансовых, экономических, социальных показателей деятельности НКО и организацию постоянного мониторинга и анализа уровня развития сектора НКО в Самарской области; регулярный сбор и анализ данных показателей результативности настоящей Программы.
     Перечень программных мероприятий, направленных на достижение цели Программы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.

3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы (показатели) реализации Программы


     Реализация программных мероприятий направлена на достижение следующих результатов:
     совершенствование нормативно-правовой базы участия социально ориентированных НКО в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области;
     создание необходимых условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных НКО в сфере оказания социальных услуг населению, развития добровольчества и благотворительности, участия представителей заинтересованных НКО в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти Самарской области и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики;
     создание необходимых условий для профессионального развития руководителей, сотрудников и добровольцев НКО; государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области по вопросам взаимодействия с НКО и развития институтов гражданского общества;
     создание региональной информационной системы, обеспечивающей пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в Самарской области;
     организация постоянного мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности НКО, оценки эффективности мер, направленных на развитие НКО в Самарской области.
     Программа будет способствовать наиболее полному и эффективному использованию возможностей социально ориентированных НКО в решении задач социального развития региона за счет наращивания потенциала НКО и обеспечения максимально эффективного его использования.
     Для обеспечения количественной оценки степени достижения поставленной в Программе цели и решения задач применяются целевые индикаторы (показатели) реализации Программы, перечень которых представлен в приложении 2 к настоящей Программе.

4. Механизм управления реализацией Программы


     Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
     Исполнителями Программы являются:
     министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
     министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области;
     Администрация Губернатора Самарской области;
     министерство образования и науки Самарской области;
     министерство здравоохранения Самарской области;
     министерство спорта Самарской области;
     департамент по делам молодежи Самарской области;
     министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области;
     министерство культуры Самарской области;
     министерство имущественных отношений Самарской области;
     министерство управления финансами Самарской области;
     департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области;
     департамент информационных технологий и связи Самарской области;
     государственное казенное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов».
     Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области обеспечивает реализацию Программы посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации, координацию деятельности органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, иных организаций, принимающих меры по выполнению Программы, а также осуществляет мониторинг реализации Программы.
     Ответственные исполнители осуществляют руководство и контроль за реализацией соответствующих программных мероприятий. Исполнители мероприятий Программы до 1 июня 2014 года представляют информацию о реализации мероприятий Программы в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»