Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год
(с изменениями на 25 июля 2013 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Распоряжения Правительства Самарской области от 25 июля 2013 г. № 484-р
______________________________________________________________________
В соответствии со статьями 31 и 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»:
1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год.
2. Определить министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в 2013 году.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко).
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов
Утверждена
распоряжением Правительства Самарской области
от 13 мая 2013 года N 272-р
НАИМЕНОВАНИЕ | - | Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | - | министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | - | целью Программы является повышение устойчивости и эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области. |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ | - | 2013 год |
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ | - | доля расходов, направляемых на предоставление |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ | - | объем финансирования Программы составит |
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ | - | достижение основных целевых индикаторов (показателей) Программы |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; равноправный общественный диалог по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений и обеспечивают общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Новая модель развития общества, обеспечивающая высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, включает:
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионной системы и оказания социальных услуг и др.;
повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии сельских территорий;
развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО).
Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий.
В соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» распоряжением Правительства Самарской области от 21.10.2011 № 311-р утверждена и реализована Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы.
По состоянию на март 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены как действующие на территории Самарской области 4734 негосударственные НКО, из которых по организационно-правовой форме к социально ориентированным относятся 95%.
Количество вновь регистрируемых НКО ежегодно увеличивается: если до 2011 года регистрировались в среднем по 370 организаций в год, то в 2011 году зарегистрировано 382, в 2012 году - 434 организации.
В 2011-2012 годах сохранились основные тенденции развития сектора социально ориентированных НКО, отмечавшиеся в 2010 году:
сокращение доли социально ориентированных общественных объединений граждан за счет роста числа религиозных организаций и НКО (в первую очередь - учреждений и органов территориального общественного самоуправления) - сегодня они составляют 37% от общего числа зарегистрированных НКО и уже не являются численно преобладающей группой (НКО - 42%, религиозные организации - 12%, профсоюзы - 9%);
при сохранении основных особенностей территориального распределения социально ориентированных НКО в Самарской области (подавляющее большинство зарегистрированы в областном центре и Тольятти - 73%, на долю остальных 8 городов области приходится 12%, а на территории 27 сельских районов зарегистрированы 15% НКО) отмечается устойчивый рост числа зарегистрированных НКО в малых городах - Новокуйбышевск, Кинель, Отрадный, Жигулевск, Похвистнево, и постепенное сокращение числа зарегистрированных НКО в областном центре (в среднем на 0,4% в год);
увеличивается доля социально ориентированных НКО, основная цель деятельности которых - предоставление услуг и пособий гражданам (НКО, обслуживающие домашние хозяйства), с 65% в 2009 году до 73% в 2011 году от общего числа зарегистрированных организаций.
Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения социально ориентированных НКО на рынки предоставления социальных услуг населению. Опрос руководителей НКО в 2012 году показал, что большинство организаций оказывают социальные услуги сами того не осознавая. По этой причине они не позиционируют себя никаким образом на рынке социальных услуг и общество, включая потребителей услуг и представителей органов власти и сотрудников бюджетных учреждений, не воспринимает социально ориентированные НКО как поставщиков социальных услуг и не рассчитывает на них при решении задач государственной политики в социальной сфере. Необходимо добровольное и взаимовыгодное сотрудничество НКО с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения, в том числе в сфере обмена информацией о клиентах, нуждающихся в тех или иных видах услуг, разработки стандартов и регламентов предоставления социальных услуг населению социально ориентированными НКО.
Положительные изменения произошли в последние два года в развитии добровольчества в регионе:
увеличилось в два раза число социально ориентированных НКО, специализирующихся на развитии добровольческой деятельности (до 7 НКО, в том числе зарегистрированы как юридические лица - 5);
действует неформальная коалиция - ассоциация добровольческих организаций «ДоброСоседстВо!», координирующая добровольческие усилия граждан и некоммерческих организаций (в том числе через «Ярмарки добровольческих вакансий», лагеря по различным направлениям добровольческой деятельности - школьное и молодежное добровольчество, добровольцы за здоровый образ жизни; проекты «Добровольческий корпус спасателей» и др.);
добровольцев обучают необходимым знаниям и навыкам в рамках реализации проекта «Общественная школа волонтера»;
действует специализированный интернет-ресурс www.dobronews.info;
расширяется практика поддержки и мотивации добровольцев: знаки публичного признания они получают от органов власти и других НКО на ежегодном региональном Форуме добровольцев, на форумах «Серебряный возраст» и «Добро.ру/Самара», в рамках программы «Начни карьеру с добрых дел» (учет добровольческого стажа при приеме на работу в НКО и бюджетные организации); от коммерческих организаций в рамках программы «Добрый дисконт» (скидки на товары и услуги лицам, имеющим «Книжку волонтера»).
Объемы благотворительных пожертвований и доля активно действующих благотворительных организаций даже при наличии благоприятного регионального законодательства (Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» предусматривает налоговые льготы коммерческим организациям - жертвователям и социально ориентированным НКО, получившим статус «Благотворительная организация в Самарской области») существенно зависят от состояния экономики региона и страны, а также от финансового благополучия организаций и граждан. В течение последних лет в Самарской области сохраняется доля благотворительных социально ориентированных НКО (5% от общего числа зарегистрированных НКО), стабильно развивается деятельность системообразующих фондов - городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» и Регионального благотворительного фонда «Самарская губерния», которые ежегодно расширяют круг жертвователей - юридических и физических лиц, формируя именные, фамильные и тематические фонды и распределяя полученные средства через конкурсы на финансирование проектов социально ориентированных НКО, стипендии и иные формы поддержки граждан.
В Самарской области активно развиваются современные формы социального партнерства, гражданского (общественного) контроля за деятельностью государства и механизмы общественной экспертизы принимаемых органами власти решений. Систему, обеспечивающую включение социально ориентированных НКО в мероприятия гражданского контроля и общественной экспертизы, сегодня образуют Общественный совет при Самарской Губернской Думе, рабочая группа (проектный центр) по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в деятельность органов исполнительной власти Самарской области при Администрации Губернатора Самарской области, 11 общественных советов при органах государственной исполнительной власти.
В региональных общественных экспертно-консультативных и совещательных структурах сегодня представлены около 400 социально ориентированных НКО; на четверть увеличилось число представителей НКО, постоянно участвующих в общественной экспертизе различных решений органов законодательной и исполнительной власти региона в рамках экспертной комиссии Общественного совета при Самарской Губернской Думе и группы общественных экспертов экспертно-консультативного общественного совета при министерстве управления финансами Самарской области. Расширилась тематика общественной экспертизы - помимо оценки проектов законов и подзаконных актов, проектов областных бюджетов и отчетов об их исполнении общественной экспертизе регулярно подвергаются показатели результативности и эффективности деятельности государственных органов власти.
Помимо дальнейшего развития вышеуказанных направлений общественного участия в принятии и реализации решений государственных органов власти сегодня необходима целенаправленная работа по развитию попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы: обеспечение участия в их работе заинтересованных социально ориентированных НКО и повышение квалификации их представителей по вопросам деятельности соответствующих учреждений.
Активно развиваются формы государственной информационной поддержки деятельности социально ориентированных НКО, в первую очередь, за счет использования современных интернет-технологий: в 2011 - 2012 годах департаментом информационных технологий и связи Самарской области поддержаны проекты 9 организаций по созданию специализированных информационно-просветительских интернет-ресурсов социально ориентированных НКО на общую сумму более 11 млн. рублей.
К специализированным региональным интернет-ресурсам - портал государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и сайт общественной палаты Самарской области - добавился портал «Социально ориентированные некоммерческие организации Самарской области» (http://www.songo63.ru).
За последние два года источники финансирования социально ориентированной деятельности НКО Самарской области не изменились: взносы учредителей и членов организации, пожертвования от коммерческих компаний и частных лиц, гранты и пожертвования от российских и международных фондов и НКО, поступления из регионального и местных бюджетов, доходы от собственной хозяйственной деятельности. Выборочный опрос активных социально ориентированных НКО показал, что объем привлекаемых ими для реализации своих программ и проектов средств в 2011 - 2012 годах в целом увеличился почти в два раза, несмотря на то, что у отдельных организаций доходы сократились в несколько раз. Проблема заключается в том, что средства предоставляются, как правило, на краткосрочные проекты, и это не позволяет НКО закреплять в организациях квалифицированные кадры сотрудников и добровольцев. Так, в группе социально ориентированных НКО, обслуживающих домашние хозяйства, обеспеченность кадрами в 2009 году составляла в среднем 1,2 единицы штатных сотрудников и 1,3 единицы добровольцев, а в 2011 году она снизилась до 0,84 единицы штатных сотрудников и 0,79 единицы добровольцев (т.е. сократилась на 23% и 38% соответственно). Очевидно, что социально ориентированные НКО Самарской области еще не преодолели последствия экономического кризиса - не сумели восстановить кадровый потенциал.
В этих условиях особенно важным становится повышение квалификации руководителей и добровольцев социально ориентированных НКО, что может хотя бы частично компенсировать потерю кадровых ресурсов и сохранить качество и объемы социально ориентированной деятельности данных организаций. Обучение на курсах повышения квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО в 2012 году, организованных РАНХиГС совместно с Международным институтом рынка (краткосрочная образовательная программа - 72 учебных часа), и на семинарах по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам деятельности НКО (в рамках реализации проекта «Школа НКО Самарской области») позволило повысить квалификацию 483 представителей более 200 социально ориентированных НКО и 78 общественных объединений без статуса юридического лица из 14 муниципальных образований Самарской области. Впервые социально ориентированные НКО Самарской области получили такие возможности развития своего кадрового потенциала.
Укреплению материально-технической базы, повышению уровня проектной культуры и навыков управления целевыми финансовыми средствами в социально ориентированных НКО Самарской области способствовали конкурсы социальных проектов, организованные министерством здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах. Победителями конкурсов реализованы 74 проекта на общую сумму 33 420 тыс. рублей, из них 32 - организациями из 7 малых городов и 20 сельских районов области (44%).
Увеличивается доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную финансовую поддержку деятельности НКО, в том числе социально ориентированных (в 2012 году - 1,46%, в 2013 году запланировано на уровне 1,64%). Увеличивается число органов исполнительной власти, предоставляющих субсидии НКО (с 7 в 2011 году до 10 в 2013 году), и число социально ориентированных НКО - получателей субсидий (со 183 в 2010 году до 241 в 2012 году).
Реализация Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы позволила объединить усилия различных структур государственных органов исполнительной власти Самарской области, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности социально ориентированных НКО.
Однако очевидно, что полученные результаты требуют дальнейшего развития, а ощутимый социальный и экономический эффект от деятельности социально ориентированных НКО еще не достигнут. Для того чтобы вклад социально ориентированных НКО в социально-экономическое развитие Самарской области соответствовал потенциалу этих организаций, необходимо дальнейшее решение следующих вопросов:
повышение финансовой устойчивости, уровня организационного развития и профессионализма социально ориентированных НКО;
продвижение социально ориентированных НКО на рынки социальных услуг;
развитие сети эффективно действующих фондов местных сообществ на территории области;
развитие корпоративных форм добровольчества;
организация взаимодействия между социально ориентированными НКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой и благотворительной деятельности;
развитие общественных совещательных структур и общественной экспертизы во всех сферах социальной политики;
результативное и эффективное участие социально ориентированных НКО в попечительских (общественных, наблюдательных) советах государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.
Наиболее эффективное решение обозначенных проблем возможно при использовании программно-целевого метода. Настоящая Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность и результативность в осуществлении мер государственной поддержки социально ориентированных НКО Самарской области.
Настоящая Программа разработана в соответствии с региональными нормативными правовыми актами:
законами Самарской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области», «О благотворительной деятельности в Самарской области», «Об общественной палате Самарской области», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области»;
постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 № 252 «О Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества».
Предоставление субсидий социально ориентированным НКО осуществляется в целях поддержки деятельности, направленной на предоставление ими социальных услуг населению, решение социальных проблем региона и развитие институтов гражданского общества, развитие добровольчества и благотворительности; вовлечение граждан в процесс принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления Самарской области через организацию открытых конкурсов социальных проектов и программ социально ориентированных НКО. Для повышения качества открытых конкурсов социальных проектов и программ НКО предусматривается организация консультирования в целях повышения проектной культуры и квалификации руководителей и добровольцев НКО, государственных и муниципальных служащих по вопросам организации открытых конкурсов социальных проектов, мониторинга и экспертизы реализуемых социальных проектов и программ; привлечения добровольцев и внебюджетных средств для осуществления социально значимой деятельности.
Имущественная поддержка НКО включает передачу в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы; обеспечение функционирования государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и домов молодежных организаций в качестве специализированных ресурсных центров для социально ориентированных НКО; поддержку деятельности органов местного самоуправления по созданию муниципальных домов социально ориентированных НКО.
Предоставление информационной поддержки предусматривает пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества через освещение на официальных сайтах органов исполнительной власти, в средствах массовой информации; предоставление субсидий НКО на создание и развитие системы информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет; предоставление государственной информационно-телекоммуникационной сети Самарской области для проведения видеоконференций, дистанционных обучающих курсов и других мероприятий НКО безвозмездно или на льготных условиях; поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО, благотворительную деятельность и добровольчество; содействие развитию социальной рекламы по приоритетным для развития НКО темам.
Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО предусматривает проведение ежегодных конференций «Опыт и проблемы участия граждан в осуществлении местного самоуправления и развитии местного сообщества», форума добровольцев Самарской области, областной ярмарки социальных проектов и услуг НКО «Бизнес и НКО: от диалога к партнерству»; реализацию проекта «Школа НКО Самарской области» и предоставление субсидий НКО на возмещение затрат, связанных со стажировками и участием в общероссийских мероприятиях и мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.
Привлечение социально ориентированных НКО к реализации государственной политики в социальной сфере предусматривает совершенствование деятельности общественной палаты Самарской области; общественных совещательных структур при органах государственной власти Самарской области, попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы посредством организации консультационно-образовательных семинаров для их участников - представителей социально ориентированных НКО; развитие общественной экспертизы разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Самарской области; совершенствование законодательной базы и практики участия граждан в бюджетном процессе в Самарской области; совершенствование порядка предоставления субсидий социально ориентированным НКО из средств областного бюджета.
Обеспечение мер, стимулирующих поддержку деятельности социально ориентированных НКО и участие в ней граждан и юридических лиц, предусматривает размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; организационно-техническую поддержку акции признания благотворительной деятельности «БлагоДарю!» (содействие НКО в публичном выражении благодарности жертвователям на благие цели), совершенствование (включая нормативно-правовое регулирование) механизмов поощрения активных добровольцев в рамках форума добровольцев и лучших руководителей и сотрудников НКО в рамках конкурса «Лучшая некоммерческая организация Самарской области».
Обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных НКО на местном уровне предусматривает распространение лучшего опыта муниципальных образований по поддержке НКО; методическую поддержку органов местного самоуправления при разработке и реализации ими мер по поддержке НКО на территориях муниципальных образований; содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки НКО, благотворительности и добровольчества.
Мониторинг и анализ эффективности деятельности социально ориентированных НКО предусматривает проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития НКО; разработку системы финансовых, экономических, социальных показателей деятельности НКО и организацию постоянного мониторинга и анализа уровня развития сектора НКО в Самарской области; регулярный сбор и анализ данных показателей результативности настоящей Программы.
Перечень программных мероприятий, направленных на достижение цели Программы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
Реализация программных мероприятий направлена на достижение следующих результатов:
совершенствование нормативно-правовой базы участия социально ориентированных НКО в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области;
создание необходимых условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных НКО в сфере оказания социальных услуг населению, развития добровольчества и благотворительности, участия представителей заинтересованных НКО в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти Самарской области и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики;
создание необходимых условий для профессионального развития руководителей, сотрудников и добровольцев НКО; государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области по вопросам взаимодействия с НКО и развития институтов гражданского общества;
создание региональной информационной системы, обеспечивающей пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в Самарской области;
организация постоянного мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности НКО, оценки эффективности мер, направленных на развитие НКО в Самарской области.
Программа будет способствовать наиболее полному и эффективному использованию возможностей социально ориентированных НКО в решении задач социального развития региона за счет наращивания потенциала НКО и обеспечения максимально эффективного его использования.
Для обеспечения количественной оценки степени достижения поставленной в Программе цели и решения задач применяются целевые индикаторы (показатели) реализации Программы, перечень которых представлен в приложении 2 к настоящей Программе.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Исполнителями Программы являются:
министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области;
Администрация Губернатора Самарской области;
министерство образования и науки Самарской области;
министерство здравоохранения Самарской области;
министерство спорта Самарской области;
департамент по делам молодежи Самарской области;
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области;
министерство культуры Самарской области;
министерство имущественных отношений Самарской области;
министерство управления финансами Самарской области;
департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области;
департамент информационных технологий и связи Самарской области;
государственное казенное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов».
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области обеспечивает реализацию Программы посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации, координацию деятельности органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, иных организаций, принимающих меры по выполнению Программы, а также осуществляет мониторинг реализации Программы.
Ответственные исполнители осуществляют руководство и контроль за реализацией соответствующих программных мероприятий. Исполнители мероприятий Программы до 1 июня 2014 года представляют информацию о реализации мероприятий Программы в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.