В целях актуализации и повышения эффективности реализации государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 523-пп, а также в соответствии с законом Белгородской области от 19 декабря 2018 года N 337 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Белгородской области постановляет:
- в заголовке к тексту постановления, в пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;
- государственную программу Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области", утвержденную в пункте 1 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
- в пункте 2 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" заменить словами "на 2014 - 2025 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
N п/п | Наименование государственной программы: "Социальная поддержка граждан в Белгородской области" (далее - государственная программа) | |
1. | Ответственный исполнитель государственной программы | Управление социальной защиты населения Белгородской области |
2. | Соисполнители государственной программы | Управление социальной защиты населения Белгородской области, департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области |
3. | Участники государственной программы | Администрация Губернатора Белгородской области; департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области; департамент образования Белгородской области; департамент строительства и транспорта Белгородской области; департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области; департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области; департамент экономического развития Белгородской области; управление культуры Белгородской области; управление по труду и занятости населения Белгородской области; управление физической культуры и спорта Белгородской области; управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области; организации социального обслуживания |
4. | Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". Подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения". Подпрограмма 3 "Социальная поддержка семьи и детей". Подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". Подпрограмма 5 "Доступная среда". Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации государственной программы" |
5. | Цель (цели) государственной программы | Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения |
6. | Задачи государственной программы | 1. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан. 2. Повышение качества и обеспечение доступности социальных услуг. 3. Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи и детей, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье. 4. Повышение роли сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. 5. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Белгородской области. 6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере социальной защиты населения. 7. Создание благоприятных условий для жизни семей и рождения детей |
7. | Сроки и этапы реализации государственной программы | Реализация государственной программы осуществляется в 2 этапа: 1 этап - 2014 - 2020 годы; 2 этап - 2021 - 2025 годы |
8. | Объемы бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета, а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников | Планируемый общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств консолидированного бюджета области и внебюджетных источников составит 124144373,8 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета составит 77817205,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 4926859 тыс. рублей; 2015 год - 5325469,7 тыс. рублей; 2016 год - 5746898,4 тыс. рублей; 2017 год - 5893138 тыс. рублей; 2018 год - 6431560 тыс. рублей; 2019 год - 6481029,8 тыс. рублей; 2020 год - 6772074,7 тыс. рублей; 2021 год - 7141253,6 тыс. рублей; 2022 год - 7131416,4 тыс. рублей; 2023 год - 7224453 тыс. рублей; 2024 год - 7321212/7 тыс. рублей; 2025 год - 7421840,3 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств федерального бюджета составит 42893055 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджетов муниципальных образований составит 48663,1 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств внебюджетных источников составит 3385450,1 тыс. рублей |
9. | Конечные результаты государственной программы | 1. Обеспечение доли граждан, получающих меры социальной поддержки, от общей численности граждан, обратившихся за получением мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, на уровне 100 процентов ежегодно. 2. Увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, до 100 процентов к 2018 году и поддержание на данном уровне в 2019 - 2025 годах. 3. Снижение удельного веса зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) до 0 процентов к 2020 году и поддержание его на данном уровне в 2021 - 2025 годах. 4. Увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, до 5 процентов к 2018 году и поддержание на данном уровне в 2019 - 2025 годах. 5. Увеличение удельного веса негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности до 8,5 процента к 2017 году и поддержание на данном уровне в 2018 - 2025 годах. 6. Увеличение доли переданных на воспитание в семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к 2020 году до 85 процентов и поддержание его на данном уровне в 2021 - 2025 годах. |
7. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (рост с 31,6 процента в 2014 году до 100 процентов к 2020 году и поддержание на данном уровне в 2021 году). 8. Достижение соотношения средней заработной платы социальных работников учреждений социальной защиты населения к средней заработной плате в Белгородской области (с 2016 года - соотношения средней заработной платы социальных работников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области) - 100 процентов в 2018 году и поддержание его на данном уровне в 2019 - 2025 годах. 9. Достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к средней заработной плате в Белгородской области - 100 процентов в 2015 году (с 2016 года - соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области) и поддержание его на данном уровне в 2016 - 2025 годах. 10. Увеличение доли средств областного бюджета, выделяемых негосударственным организациям, оказывающим социальные услуги, в общем объеме средств указанного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере социального обслуживания, с 1,31 процента в 2019 году до 10 процентов к 2021 году и поддержание на данном уровне до 2025 года. 11. Достижение суммарного коэффициента рождаемости не менее 1,4 к 2025 году |
Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп (далее - Стратегия развития области), определено, что стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики.
Государственная программа Белгородской области разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Основной стратегической целью социальной защиты населения Белгородской области является улучшение качества и доступности социальных услуг.
Реализация Стратегии развития области позволила существенно укрепить ресурсную базу учреждений социальной защиты населения, повысить доступность, эффективность и качество предоставляемых населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
В 2011 году к числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания населения, не обеспечивающих предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, относятся следующие:
1. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения.
2. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения. В 2011 году из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан области, требовали реконструкции 57,2 процента. Площадь спален в большинстве домов-интернатов, особенно психоневрологических, не соответствует действующему нормативу.
3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе в связи с низким уровнем оплаты их труда. Численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения в последние годы снизилась в связи с проведенными в субъектах Российской Федерации в 2008 - 2010 годах мероприятиями по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе в системе социальной защиты населения, а также мероприятиями по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Результатом оптимизации в области явилось сокращение фактической численности социальных работников на 638 человек.
Уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения при этом не повысился и находится на уровне 92,6 процента в среднем по области. Основная причина - низкий уровень оплаты труда социальных и медицинских работников.
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
В 2011 году проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.
Действующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.
Например, не определено понятие "социальный работник", "трудная жизненная ситуация", не принят новый закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Вместе с тем, нормативная правовая база Белгородской области, регулирующая вопросы социального обслуживания населения, в целом сформирована и соответствует действующему федеральному законодательству. Предполагается, что она будет усовершенствована после внесения изменений на федеральном уровне.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", во исполнение которого в области принято 19 нормативных правовых актов.
Для дальнейшего совершенствования сферы социального обслуживания необходимо:
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
- оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
- повышение к 2018 году и поддержание до 2025 года средней заработной платы социальных работников, педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги в системе социальной защиты населения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в области;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
- предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
Первоочередной задачей отрасли является повышение уровня и качества предоставления социальных услуг, что базируется на основе:
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;
- привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
Система социального обслуживания Белгородской области представлена государственными и муниципальными учреждениями: стационарными домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами, интернатом для умственно отсталых детей, специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов, многопрофильным центром реабилитации (центр социальной реабилитации инвалидов), комплексными центрами социального обслуживания населения, включающими службы социальной помощи на дому, срочной помощи, социально-медицинской и геронтологической помощи, реабилитационными центрами для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, организациями для детей-сирот. Социальными услугами обеспечены все нуждающиеся, очередь ожидания отсутствует.
Сведения о сети государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения представлены в таблице 1.
Сведения о сети государственных и муниципальных учреждений (организаций) системы социальной защиты населения в Белгородской области
N п/п | Тип учреждения | Количество учреждений, ед. | |
всего | из них юридические лица | ||
1. | Учреждения (организации), осуществляющие стационарное социальное обслуживание | 16 | 16 |
в том числе: | |||
- психоневрологический интернат | 5 | 5 | |
- дом-интернат для престарелых и инвалидов | 9 | 9 | |
- специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов | 1 | 1 | |
- организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья | 1 | 1 | |
2. | Прочие государственные учреждения (организации) | 3 | 3 |
в том числе: | |||
- геронтологический центр | 1 | 1 | |
- центр социальной реабилитации инвалидов | 1 | 1 | |
- областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьей и детьми | 1 | 1 | |
3. | Центры развития и социализации ребенка | 6 | 6 |
в том числе: | |||
- государственные | 4 | 4 | |
- негосударственные | 2 | 2 | |
4. | Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников | 1 | 1 |
5. | Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями | 1 | 1 |
6. | Учреждение помощи семье и детям | 1 | 1 |
Итого государственные учреждения (организации) | 28 | 28 | |
7. | Дом-интернат для престарелых и инвалидов малой вместимости | 5 | 5 |
8. | Комплексный центр социального обслуживания населения | 22 | 22 |
9. | Учреждение помощи семье и детям | 11 | 11 |
10. | Прочие муниципальные учреждения (центр реабилитации для престарелых и инвалидов) | 1 | 1 |
Итого муниципальные учреждения (организации) | 39 | 39 | |
ВСЕГО УЧРЕЖДЕНИЙ: | 67 | 67 |