ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2018 года N 520


О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие дорожного хозяйства на период до 2030 года"

(с изменениями на 21 июня 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2019 N 57, от 18.11.2019 N 355, от 26.02.2020 N 51, от 27.02.2020 N 54, от 18.05.2020 N 202, от 18.12.2020 N 472, от 11.02.2021 N 47, от 25.02.2021 N 73, от 20.07.2021 N 279, от 04.08.2021 N 301, от 23.12.2021 N 554, от 31.01.2022 N 35, от 22.03.2022 N 133, от 01.07.2022 N 292, от 29.09.2022 N 412, от 12.12.2022 N 527, от 07.03.2023 N 90, от 20.04.2023 N 182, от 11.10.2023 N 493, от 03.11.2023 N 541, от 21.06.2024 N 231)




Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Марий Эл "Развитие дорожного хозяйства на период до 2030 года".


(подп. в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.10.2023 N 493)


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.



И.о. Председателя Правительства
Республики Марий Эл
С.СМЕТАНИН



Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 28 декабря 2018 г. N 520



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 11.10.2023 N 493, от 21.06.2024 N 231)




I. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Марий Эл "Развитие дорожного хозяйства на период до 2030 года"



1. Оценка текущего состояния дорожной отрасли в Республике Марий Эл


Транспорт в Республике Марий Эл представлен автомобильными и железными дорогами, речными и воздушными путями сообщения. Но, несмотря на это, в большинстве муниципальных районов в Республике Марий Эл отсутствуют условия для осуществления иных перевозок, кроме автомобильных. Дорожное хозяйство имеет первоочередное значение для экономики Республики Марий Эл в целом и для каждого муниципального района в отдельности. Это касается грузовых и пассажирских перевозок, так как связь населенных пунктов Республики Марий Эл со столицей и административными центрами возможна только по автомобильным дорогам общего пользования.


Республика Марий Эл располагает развитой сетью автомобильных дорог общего пользования. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Марий Эл по состоянию на 1 января 2023 г. составляет 8 806,2 км, в том числе:


394,0 км - дороги федерального значения;


2 864,0 км - дороги регионального или межмуниципального значения;


5 548,2 км - дороги местного значения.


Плотность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения с твердым покрытием на территории Республики Марий Эл составляет 228 км на 1000 кв. км (для сравнения средняя плотность на территории Российской Федерации составляет 65 км на 1000 кв. км).


Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 60,5 процентов или 5 326,2 км.


Твердое покрытие имеют 100 процентов автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 99,6 процента дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 31,2 процента дорог общего пользования местного значения.


Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения в зависимости от общего числа полос, наличия разделительной полосы, ширины обочин и полос движения разделены на пять категорий:


I категория - 2,4 км;


II категория - 77,8 км;


III категория - 571,8 км;


IV категория - 1 936,6 км;


V категория - 275,4 км.


Опорную сеть автомобильных дорог Республики Марий Эл составляют автомобильные дороги общего пользования федерального значения А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга", Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола и автомобильные дороги общего пользования регионального значения Йошкар-Ола - Уржум, Подъезд к г. Йошкар-Оле, Кокшайск - Красногорский, Козьмодемьянск - Большой Сундырь, Корта - Куяр, Елеево - Мари-Турек - Лопово. Общая протяженность дорог., входящих в опорную сеть, - 644,5 км, 394,0 км из которых - автомобильные дороги федерального значения, 250,5 км - дороги регионального значения, в том числе 23 мостовых сооружения на них общей протяженностью 1 100,9 пог. метра.


Протяженность автомобильных дорог общего пользования Йошкар-Олинской городской агломерации составляет 236,6 км, в том числе:


91,8 км - дороги регионального или межмуниципального значения;


144,8 км - автомобильные дороги местного значения.


До начала реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" на территории Республики Марий Эл в нормативном состоянии находились 1,19 процента (36,3 км) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Перед Республикой Марий Эл стояла задача до 2024 года привести в нормативное состояние 35,12 процента дорог. В 2023 году заключено соглашение в части, касающейся увеличения показателя по региональным дорогам к концу 2024 года до 44,74 процентов, а в 2025 году - до 45,86 процента, что приблизило Республику Марий Эл к достижению цели, установленной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", - привести в нормативное состояние не менее 50 процентов дорог в Республике Марий Эл.


В результате реализации мероприятий в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2019 года по настоящее время) на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Марий Эл приведено в нормативное состояние 994,3 км дорог, что составляет 34,63 процента от общей протяженности региональных дорог, также отремонтировано или реконструировано 1 074 пог. метра искусственных сооружений.


Кроме того, в рамках реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги", на территории Республики Марий Эл ведутся работы по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования местного значения, входящих в состав Йошкар-Олинской городской агломерации, в результате которых по состоянию на 1 августа 2023 г. 73,46 процента дорог соответствуют нормативным требованиям.


В Республике Марий Эл ведется строительство социально важных и капиталоемких объектов. В рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" завершается строительство I очереди магистрали в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (на участке от Ленинского проспекта до ул. Луначарского). Общая стоимость работ составила 2,35 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета профинансировано 2,041 млрд. рублей. Объект запущен в техническую эксплуатацию.


II очередь (на участке от ул. Луначарского до кольцевого пересечения с ул. Карла Маркса) планируется к реализации с 2025 по 2029 год. Ориентировочная стоимость выполнения работ в ценах соответствующих лет составляет 5,19 млрд. рублей, 5,09 млрд. рублей из которых - потребность в выделении средств из федерального бюджета.


Это ключевое стратегическое изменение дорожной обстановки не только г. Йошкар-Олы, но и всей Республики Марий Эл. Трасса позволит разгрузить от транзитного транспорта улицы столицы. Кроме того, строительство объекта улучшит транспортную доступность для жителей между жилой и промышленной зонами города и даст дополнительный импульс социально-экономическому развитию микрорайона Ширяйково г. Йошкар-Олы.


Однако, несмотря на значительные достижения, состояние дорожного хозяйства в неполной мере отвечает потребностям социально-экономического развития Республики Марий Эл.


Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживает рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг.


Несмотря на принимаемые в последние годы активные меры в сфере безопасности дорожного движения, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность дорожного движения.


В 2022 году на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 663 дорожно-транспортных происшествия, в которых 109 человек погибли и 898 - получили ранения.


По итогам первого полугодия 2023 г. количество погибших снизилось в Республике Марий Эл более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе:


на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения количество погибших снизилось с 13 до 4 человек, или на 69,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;


на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения количество погибших снизилось с 13 до 6 человек, или на 53,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;


на автомобильных дорогах общего пользования местного значения количество погибших снизилось с 19 до 11 человек, или на 42,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Положительные результаты достигнуты благодаря развитию в Республике Марий Эл системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.


В настоящее время на территории Республики Марий Эл эксплуатируется 206 стационарных камер фотовидеофиксации (три из которых в опытном использовании), из них 30 единиц на федеральных, 76 на региональных и 100 на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также 16 мобильных камер.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере дорожного хозяйства


Приоритеты государственной политики в сфере развития дорожного хозяйства определены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".


(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.06.2024 N 231)


Стратегической целью государственной политики в сфере дорожного хозяйства является обеспечение комфортной и безопасной среды, повышение уровня жизни населения Республики Марий Эл.


Приоритетами государственной политики Республики Марий Эл в сфере дорожного хозяйства являются:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»