____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 20.06.2023 N 419.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:
1. Внести в постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 года N 650 "Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 - 2020 годы" следующие изменения:
в названии постановления слова "на 2017 - 2020 годы" исключить;
во вступительной части постановления после слов "оценки эффективности государственных программ Республики Крым" дополнить словами "постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым";
в пункте 1 постановляющей части слова "на 2017 - 2020 годы" исключить;
приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Наименование программы | Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым (далее - Госпрограмма) | |||||||||
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Министерство курортов и туризма Республики Крым | |||||||||
Участники Госпрограммы | Служба капитального строительства Республики Крым; Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым"; органы местного самоуправления муниципальных образований курортно-туристических регионов Республики Крым (городские округа: Алушта, Евпатория, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, Ялта; муниципальные районы: Бахчисарайский, Белогорский, Ленинский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Черноморский) | |||||||||
Подпрограммы Госпрограммы | - | |||||||||
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы | Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644; Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 872-р; государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317; федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 | |||||||||
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы | Национальный проект "Международная кооперация и экспорт", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 года N 12) | |||||||||
Программно-целевые инструменты Госпрограммы | - | |||||||||
Цель Госпрограммы | Формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания | |||||||||
Задачи Госпрограммы | Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами; развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым; внедрение комплексной системы мониторинга удовлетворенности гостей Республики Крым качеством предоставленных туристских услуг; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на круглогодичную работу санаторно-курортного и туристского комплекса; выполнение функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли | |||||||||
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы | Количество прибывших в Республику Крым туристов; темп роста туристского потока в Республику Крым (по отношению к предыдущему году); численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым; количество коллективных средств размещения Республики Крым; количество круглогодичных коллективных средств размещения; количество койко-мест в круглогодичных средствах размещения; налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым; количество созданных на территории Республики Крым туристско-рекреационных кластеров; количество введенных в эксплуатацию объектов; объем привлеченных частных инвестиций в сфере курортов и туризма; количество установленных зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; количество действующих туристских информационных центров; количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий; количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие; количество разработанных туристских маршрутов; количество разработанных и реализованных программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в курортно-туристской сфере | |||||||||
Этапы и сроки реализации Госпрограммы | 2017 - 2022 годы | |||||||||
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы | Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 | |||||||||
Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.) | всего | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |||
всего, в том числе: | 29503216,75 | 1568206,05 | 3494851,27 | 7701043,62 | 7489418,35 | 6587569,16 | 2662128,30 | |||
федеральный бюджет | 26545970,23 | 1418454,13 | 3202908,10 | 7139081,00 | 6313747,00 | 6103880,00 | 2367900,00 | |||
бюджет РК | 2861198,43 | 149751,92 | 291537,74 | 561930,78 | 1080060,53 | 483689,16 | 294228,30 | |||
местные бюджеты | 437,26 | - | 405,43 | 31,84 | - | - | - | |||
внебюджетные средства | - | - | - | - | - | |||||
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы | Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым, в том числе за счет создания кластеров; обеспечение развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение инновационного развития курортно-туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства; разработка инвестиционного портфеля развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; увеличение количества предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, работающих круглогодично, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта; создание единой туристско-информационной сети Республики Крым; повышение качества предоставляемых туристских услуг; формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной (легальной) структуры туристского бизнеса; создание системы кадрового обеспечения туристской отрасли; приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках; развитие видов туризма и санаторно-курортного лечения, направленных на круглогодичное функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса; формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение |
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (минеральные воды, лечебные грязи и др. полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), исторический опыт определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.
Общая протяженность морской береговой полосы Республики Крым составляет 914 км, при этом длина побережья, пригодного для организации пляжного отдыха, - 452 км. В течение купального сезона 2018 года функционировало 446 пляжей. Их количество увеличилось по сравнению с 2017 годом на 59 пляжей. Однако ряд пользователей пляжей не смог выполнить требования по открытию пляжей в установленные сроки.
На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер, донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 5 объектов: озера Сакское, Чокракское, Кояшское, Джарылгачское и Булганакское сопочное поле. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро, гидроминеральные ресурсы которого широко используются в санаторно-курортном лечении здравницами городов Саки и Евпатория.
Природные лечебные ресурсы Республики Крым, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируется около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском и Красногвардейском районах.
Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используются скважины Сакского и Пятихаткинского месторождений минеральных вод.
Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым. Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.
На территории Республики Крым расположено 898 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 149 учреждений предоставляют санаторно-курортное лечение, 208 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, 541 учреждение - услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 357 объектов.
Для круглогодичного функционирования предназначены 109 санаторно-курортных и 204 гостиничных учреждения.
Указанного количества круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.
Отмечается высокий уровень износа основных фондов и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранились уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.
Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходимы инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.
Традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,1 млн человек, или 1434 человека на одно коллективное средство размещения в год (119 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения.
В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн человек ежегодно.
Кроме того, на территории Республики Крым функционирует более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков.
Также в Республике Крым (по состоянию на 1 сентября 2018 года) насчитывается 660 субъектов туристской деятельности, из которых: 88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и 572 турагента (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской деятельности).
С апреля 2015 года по 1 января 2017 года в рамках действующего законодательства Министерство курортов и туризма Республики Крым предоставляло государственную услугу "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым". Аттестация осуществлялась бесплатно. По состоянию на 31 декабря 2016 года соответствующую аттестацию прошли 1324 экскурсовода и гида-переводчика, а также 70 инструкторов-проводников.
С 2017 года аттестация была отменена. Вместе с тем в настоящее время Министерством культуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", который предполагает проведение обязательной аттестации на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2019 года.
В 6 регионах Республики Крым функционирует 7 круглогодичных туристско-информационных центров (муниципальные образования Республики Крым: городской округ Евпатория - 1, городской округ Ялта - 1, городской округ Феодосия - 2, городское поселение Старый Крым Кировского района - 1, городской округ Керчь - 1 и г. Симферополь - 1). Кроме того, организована работа 29 круглогодичных туристско-информационных пунктов в 12 регионах Республики Крым.
Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма:
- медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым 149 учреждений предоставляют туристам специализированное санаторно-курортное лечение);
- культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);
- событийный (ежегодно проводится более 200 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым - это фестивали "Война и мир", "Генуэзский шлем", "Театр. Чехов. Ялта", "Великое русское слово", "Боспорские агоны");
- пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположено 86 туристских стоянок, 26 мест массового отдыха населения, 201 туристская трасса);
- велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);
- подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);