ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 731-рп


О Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

(с изменениями на 7 апреля 2023 года)

(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 N 177-рп)




Руководствуясь Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года N Пр-1168, во исполнение пункта 1.3 протокола заседания Комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию гражданского общества от 10 апреля 2018 года N 4, учитывая решение Общественного совета при Департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заочного голосования от 13 июня 2018 года):


Утвердить:


1. Концепцию правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 1).


2. План комплексных мероприятий по реализации Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 2).



Первый заместитель
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Г.Ф.БУХТИН



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2018 года N 731-рп



КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 N 177-рп)




1. Общие положения


1.1. Концепция правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, Концепция), представляет систему взглядов на реализацию государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - государственная политика) и направлена на консолидацию усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ, общественных объединений юристов в формировании правовых знаний граждан, проживающих в автономном округе, повышении их правовой культуры и правосознания.


(п. 1.1 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2023 N 177-рп)


1.2. Систему правового просвещения граждан составляют:


территориальные органы федеральных органов исполнительной власти автономного округа, органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, государственные и муниципальные учреждения и организации, осуществляющие деятельность на территории автономного округа;


аналитические и исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;


центры и юридические клиники, оказывающие бесплатную правовую помощь гражданам;


просветительские учреждения и организации различных форм собственности;


государственные и негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе в виде правового информирования;


некоммерческие организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной категории граждан;


творческие союзы деятелей культуры;


профессиональные объединения;


волонтерские организации;


средства массовой информации;


другие заинтересованные сообщества;


должностные лица (далее - участники системы правового просвещения).


1.3. Система правового просвещения граждан призвана выполнять следующие функции:


информационную - расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;


разъяснительную - обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;


идеологическую - популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, регионе как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должностных лиц путем активизации и реализации своего избирательного права;


агитационно-пропагандистскую - распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;


консультативную - распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни;


образовательную - обучает граждан не только знанию своих прав и законных интересов, но и умению правильно их реализовывать;


воспитательную - обеспечивает преодоление нигилизма, воспитание в духе патриотизма и уважения к закону;


мобилизационную - формирует активную и конструктивную жизненную позицию, волю и способность своими действиями обеспечить реализацию своих прав и законных интересов, реализовать социально значимые проекты;


правозащитную - способствует снижению правового нигилизма, формирует социальные навыки законопослушного поведения и инициативных действий в целях защиты правопорядка.


1.4. Государственная политика должна проводиться как в отношении многонационального народа, проживающего в автономном округе, так и в отношении отдельных социальных групп и каждого его жителя.


К социальным группам относятся:


дети, подростки и их родители;


молодежь, включая обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и образовательных организациях высшего образования автономного округа, призывники;


работающее население в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности;


гражданские активисты; представители религиозных организаций;


население в сельской местности, в том числе проживающее в труднодоступных отдаленных населенных пунктах автономного округа, включая коренных малочисленных народов Севера;


граждане пожилого возраста;


лица с ограниченными возможностями здоровья, иные социально незащищенные категории граждан (многодетные семьи, граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане, проживающие в учреждениях интернатного типа и др.);


мигранты и лица без гражданства;


лица, находящиеся в местах принудительного содержания и (или) готовящиеся к освобождению;


специальные субъекты, подверженные рискам коррупционных проявлений: государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, работники правоохранительных и контролирующих органов;


другие категории граждан.


Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.


1.5. Правовую основу Концепции составляют:


Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года N Пр-1168 (далее - Основы правовой грамотности и правосознания граждан);


Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации";


Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";


Федеральные законы:


от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";


от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";


Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»