(в редакции закона Воронежской области от 23.12.2019 N 165-ОЗ)
Принят
областной Думой
17 декабря 2018 года
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Закону Воронежской области.
Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области на долгосрочную перспективу и является основополагающим документом для корректировки документов стратегического планирования Воронежской области.
Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:
1) Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" ("Молодой коммунар", 2010, 3 июля);
2) Закон Воронежской области от 23 декабря 2011 года N 207-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" ("Собрание законодательства Воронежской области", 2011, N 12 (часть II), ст. 887);
3) статью 6 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 85-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в сфере осуществления государственного экологического мониторинга" ("Молодой коммунар", 2012, 28 июня);
4) Закон Воронежской области от 2 марта 2015 года N 33-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года" (информационная система "Портал Воронежской области в сети "Интернет" (www.govvrn.ru), 2015, 4 марта).
Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу с 1 января 2019 года.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГУСЕВ
г. Воронеж,
20.12.2018
N 168-ОЗ
Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года N 58-р.
Основу разработки Стратегии составляют:
стратегические документы федерального уровня:
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 - 2018 годов; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года; Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года;
стратегические документы регионального уровня:
Закон Воронежской области от 19 июня 2015 года N 114-ОЗ "О стратегическом планировании в Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 5 марта 2009 года N 158 "Об утверждении схемы территориального планирования Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 26 марта 2014 года N 245 "Об утверждении прогноза научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года"; постановление правительства Воронежской области от 24 июля 2015 года N 618 "Об утверждении Региональной схемы (плана) развития и размещения производительных сил Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 4 мая 2018 года N 386 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года"; постановление правительства Воронежской области от 30 декабря 2016 года N 413 "Об утверждении бюджетного прогноза Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года".
Стратегия разработана с привлечением ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки:
- Воронежский государственный университет;
- Воронежский государственный технический университет;
- Воронежский государственный университет инженерных технологий;
- Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК Центрально-Черноземного района Российской Федерации;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал);
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал);
- Институт менеджмента, маркетинга и финансов (г. Воронеж).
Координация работ и методическое сопровождение процесса разработки Стратегии осуществлены департаментом экономического развития Воронежской области, автономным учреждением Воронежской области "Институт регионального развития", Воронежским государственным университетом.
При разработке Стратегии принципиальное значение имел учет следующих моментов:
1. Изменение внешних условий функционирования экономики Российской Федерации, появление новых угроз, существенно усложняющих процессы социально-экономического развития. В связи с этим заметно возрастает роль внутренних факторов экономического роста, мобилизация и эффективное использование которых оказываются в фокусе органов публичной власти всех уровней.
2. Действующая ныне Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года ставила задачу вывести ее в число первых пятнадцати субъектов Российской Федерации по ключевым показателям уровня и качества жизни, роста экономики. Результаты оценки социально-экономического развития Воронежской области за период реализации указанной Стратегии свидетельствуют о том, что по большинству целевых показателей ей удалось достичь плановых рубежей.
3. В 2014 - 2015 годах система стратегического управления развитием Воронежской области обогатилась новыми для российской региональной практики инструментами - Региональной схемой развития и размещения производительных сил Воронежской области и Прогнозом научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. Их использование в практике разработки и реализации Стратегии позволяет существенно повысить эффективность управленческого воздействия на процессы социально-экономического развития Воронежской области.
4. Процесс разработки Стратегии осуществлен при реализации принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
5. При разработке Стратегии учтены Методические рекомендации Минэкономразвития России по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации.
Эффективность процесса разработки Стратегии обеспечена:
- профессионализацией деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития Воронежской области. Это требование реализовано посредством привлечения к разработке Стратегии ведущих вузов региона; Научно-исследовательского института Российской академии наук, являющегося базовым научным центром разработки аграрной политики в Центральном федеральном округе; представителей экспертного сообщества (ассоциации независимых центров экономического анализа, участниками которой являются ведущие преподаватели Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики"). Аккумуляция конструктивных идей и их воплощение в проекте Стратегии обеспечены деятельностью 14 рабочих групп, специализированных на определенных сферах и направлениях социально-экономического развития Воронежской области. Их участниками стали более 500 чел.;
- вовлечением в процесс разработки Стратегии институтов гражданского общества. Участниками обсуждения миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития Воронежской области стали представители общественных палат Воронежской области и городского округа город Воронеж, Торгово-промышленной палаты Воронежской области, Ассоциации Совета муниципальных образований Воронежской области, Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области, Воронежского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- синхронизацией процессов разработки Стратегии социально-экономического развития Воронежской области и стратегий развития ее городских округов и муниципальных районов. Такой порядок позволил привлечь к разработке Стратегии высококвалифицированные кадры органов местного самоуправления; учесть основные ожидания населения городских и сельских поселений Воронежской области; консолидировать действия органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области в решении задач диагностики ключевых социально-экономических проблем развития региона, его муниципальных образований, определения стратегических векторов развития региона в долгосрочной перспективе и необходимой ресурсной базы;
- привлечением представителей стейкхолдеров регионального развития - власти, бизнеса, населения, институтов гражданского общества - к процессам диагностики ключевых проблем социально-экономического развития Воронежской области, оценке возможностей и угроз во внешней среде, постановке стратегических целей и определению направлений ее развития.
В составе основных инструментов, обеспечивших широкое общественное обсуждение проекта Стратегии:
- анкетирование (общее количество респондентов, представляющих органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, малый, средний и крупный бизнес, институты гражданского общества, превысило 350 чел.);
- размещение материалов рабочих групп, проекта Стратегии на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Воронежской области, систематизация, оценка и учет конструктивных предложений, поступивших от заинтересованных участников;
- обсуждение материалов рабочих групп, созданных для разработки стратегий развития Воронежской области, ее городских округов и муниципальных районов, с привлечением представителей стейкхолдеров (проведено более 100 мероприятий, включая совещания, семинары, видеоконференции, "круглые столы", посвященных стратегическим целям, приоритетам и механизмам долгосрочного развития социально-экономической системы Воронежской области, муниципальных районов и городских округов, сфер, отраслей, межотраслевых комплексов, участниками которых стали более 5000 чел.);
- обсуждение проекта Стратегии на трех региональных научно-практических конференциях "Социально-экономическое развитие Воронежской области в долгосрочной перспективе: стратегические приоритеты, цели, механизмы" с участием представителей научного и экспертного сообществ Воронежской области, институтов гражданского общества, СМИ (более 200 участников);
- обсуждение основных результатов работы по формированию Стратегии на 11 научно-практических конференциях международного и российского уровней, общее число участников которых превысило 750 чел.; разработчики Стратегии выступили с более чем 50 докладами и сообщениями на пленарных и секционных заседаниях конференций.
При решении задач разработки Стратегии применены методы: