Принят
областной Думой
19 декабря 2019 года
Внести в приложение к Закону Воронежской области от 20 декабря 2018 года N 168-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года" (информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) 2018, 21 декабря) следующие изменения:
1) раздел 2 дополнить пунктом 2.17 следующего содержания:
"2.17. Создание условий для развития сферы интеллектуальной собственности, формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.";
2) в разделе 3:
Таблицу 10 дополнить строкой 46 следующего содержания:
"
46. Коэффициент изобретательской активности региона | 2,63 | 2,64 | 2,64 | 2,63 | 2,64 | 2,65 | 2,65 | 2,70 | 2,73 | 2,70 | 2,85 | 2,90 | 2,90 | 2,95 | 3,05 |
";
3) дополнить разделом 6.1 следующего содержания:
"Раздел 6.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Текущее состояние, проблемы и перспективы развития интеллектуальной собственности в Воронежской области.
Одним из важных факторов, влияющих на качество инновационных преобразований в экономике, становится интеллектуальная собственность. Новые технологии и разработки, защищенные патентами, могут способствовать эффективному инновационному развитию, а скорость их освоения на рынке определять конкурентоспособность региональных компаний.
Мировые технологические лидеры (США, Япония, Республика Корея, Сингапур, Китайская Народная Республика, Германия, Израиль и др.) формируют высокую долю добавленной стоимости за счет использования результатов интеллектуальной деятельности. За последние 15 лет в развитых промышленных странах произошел резкий рост доли нематериальных активов в структуре балансов высокотехнологичных предприятий с 36% до 63%, в том числе включающий рост стоимости корпоративной репутации и брендов компаний. В России вес нематериальных активов вырос с 5% до 12%. Отставание российских предприятий по доле нематериальных активов от рынков развитых стран остается огромным (в 5 - 6 раз).
По показателю удельного веса внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП (1,1%) Россия существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 35-м месте (рис. 1). В пятерку лидеров входят Израиль (4,25%), Республика Корея (4,23%), Швейцария (3,42%), Япония (3,29%) и Швеция (3,28%). США и Китай, лидирующие по объему внутренних затрат на исследования и разработки, по их доле в ВВП занимают, соответственно, 11-е и 18-е места (2,79 и 2,07%).
Рис. 1. Внутренние затраты в 2016 году на исследования и разработки в процентах к ВВП по странам.
Негативные тенденции в сфере развития интеллектуальной собственности создают существенные риски отставания России от стран - технологических лидеров, снижают независимость и конкурентоспособность экономики, обесценивают внутренние инвестиции в сферу науки и технологий.
Одним из необходимых и фундаментальных условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности, интеграция в международную систему оценки и патентования результатов интеллектуальной деятельности.
Развитая система высшего образования, организация исследований и разработок на ведущих промышленных предприятиях позволяет в настоящее время Воронежской области входить в число регионов - лидеров по количеству созданных объектов интеллектуальной собственности.
По уровню изобретательской активности (количество выданных патентов на изобретения) по итогам 2018 года регион занимает 10 место в России и 3 по ЦФО. По количеству поданных заявок на товарные знаки и знаки обслуживания по итогам 2018 года Воронежская область находится на 3 месте в ЦФО и 15 в РФ.
Вместе с тем, несмотря на высокую патентную активность в регионе уровень вовлечения объектов интеллектуальной собственности в коммерческий оборот остается невысоким. Если по разработанным передовым производственным технологиям в 2018 году Воронежская область занимает 18 место в рейтинге регионов России и 6 место по ЦФО, то по количеству используемых передовых производственных технологий - 22 место в России и 8 по ЦФО. По количеству используемых в 2018 году объектов интеллектуальной собственности регион находится также на 22 месте в России и 7 в ЦФО, уступая другим промышленно развитым субъектам Российской Федерации.
Уровень коммерциализации разработанных технологий, эффективное использование и реализация научно-технических достижений непосредственно связаны с развитием рынка интеллектуальной собственности и механизмами управления правами на объекты интеллектуальной собственности.
В настоящее время на территории региона не в полном объеме обеспечено правовое регулирование в сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие Воронежской области.
Наряду с отсутствием на региональном уровне достаточного правового регулирования системы оценки, учета и вовлечения в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности, необходимо выделить ряд проблем, негативно влияющих на развитие сферы интеллектуальной собственности:
- отсутствие эффективных механизмов поддержки создания и использования средств индивидуализации (товарные знаки, географические указания, наименование места происхождения товара), отражающих связь производителя или продукции с территорией (далее - региональные бренды);
- низкая степень вовлечения объектов интеллектуальной собственности в коммерческий оборот;
- слабая заинтересованность бизнеса в финансировании рискованных и дорогостоящих инновационных и инвестиционных проектов, имеющих длительные сроки окупаемости и необходимость в проведении НИОКТР;
- недостаток квалифицированных кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью в органах государственной власти, предпринимательском сообществе и региональных институтах поддержки инноваций;
- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки высокотехнологичных проектов, объединяющей компетенции сектора исследований и разработок с производственными и технологическими возможностями реального сектора экономики;
- недостаточное количество узнаваемых региональных товарных и технологических брендов;
- неразвитость оценочного бизнеса в сфере интеллектуальной собственности;
- отсутствие в научных и образовательных учреждениях отлаженной системы стимулирования коммерциализации собственных разработок;
- отсутствие современных методик статистического учета использования результатов интеллектуальной деятельности и т.д.
Разработка на региональном уровне единых подходов в управлении правами на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие Воронежской области, определение принципов и форм государственной поддержки, формирование стимулирующих механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики и росту капитализации региональных компаний.
Конкуренция между субъектами Российской Федерации за привлечение трудовых, инвестиционных ресурсов, а также туристических потоков является стимулом создания региональных брендов. Наиболее развитые регионы России осуществляют целенаправленную работу по маркетингу своих территорий и местных производителей, формируют собственные региональные бренды, способствующие инвестиционной и туристской привлекательности.
Политика формирования региональных брендов, опирающаяся на политический, экономический, социокультурный потенциал и природно-рекреационные ресурсы региона, будет выступать важным фактором развития территорий, продвижения продукции и услуг организаций Воронежской области.
Стратегические цели и задачи развития сферы интеллектуальной собственности.
Цель 2.17. Создание условий для развития сферы интеллектуальной собственности, формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Ключевые задачи:
- обеспечение правового регулирования управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, принадлежащие Воронежской области;
- повышение конкурентоспособности и роста капитализации региональных компаний на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью;
- развитие инфраструктуры поддержки в сфере интеллектуальной собственности;
- стимулирование создания и использования региональных торговых, туристических, культурных, промышленных и других брендов;
- кадровое обеспечение сферы интеллектуальной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Решение поставленных задач позволит к 2035 году:
- сформировать в Воронежской области систему правового регулирования в сфере создания, правовой охраны, учета и вовлечения в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих Воронежской области;
- обеспечить на уровне высшего исполнительного органа власти деятельность координационных и экспертно-консультативных советов по стратегическому развитию сферы интеллектуальной собственности, в том числе по развитию региональных брендов;
- создать единый информационный ресурс Воронежской области, обеспечивающий информационную, консультационную и экспертную поддержку в регистрации и управлении правами на объекты интеллектуальной собственности;
- увеличить количество организаций, имеющих собственные патентные службы или службы по охране интеллектуальной собственности;
- увеличить количество выдаваемых охранных документов на объекты интеллектуальной собственности (авторское и патентное право, право на средства индивидуализации и другие права);
- увеличить количество заключаемых договоров по распоряжению правом на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, правообладателями которых являются лица, зарегистрированные в регионе (договор отчуждения, лицензионный договор) не менее чем в 2 раза к уровню 2018 года;
- сформировать стимулирующие механизмы поддержки создания и использования региональных брендов на отечественном и зарубежном рынках;