ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 декабря 2011 года N 207-ОЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании закона Воронежской области от 20.12.2018 N 168-ОЗ.
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
22 декабря 2011 года
Статья 1
Внести в Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" (Молодой коммунар, 2010, 3 июля) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции: "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года";
2) в статье 1 слова "на долгосрочную перспективу" заменить словами "на период до 2020 года";
3) приложение к Закону Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" изложить в следующей редакции:
"Приложение
к Закону Воронежской области
"О Стратегии социально-экономического
развития Воронежской области
на период до 2020 года"
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОД
Введение
Стратегическое видение - основа эффективного управления развитием социально-экономических систем. С увеличением сложности этих систем, ускорением темпов изменений во внешней и внутренних средах значение стратегического управления возрастает. Становится невозможным реактивное управление на основе экстраполяции предшествующего опыта.
Признание важности реализации стратегического подхода в управлении развитием Российской Федерации получило отражение в системе требований, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Основах стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 536.
Стратегический подход охватывает все уровни государственного управления и предусматривает разработку собственных (региональных) стратегий социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации. В Воронежской области 30 июня 2010 года принят Закон N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", содержащий цели и основные направления развития области в долгосрочном периоде.
В посткризисных условиях усиливается нестабильность, возрастает частота и непредсказуемость перемен в условиях экономической жизни. Изменяются векторы развития экономики Российской Федерации: скорость перемещения капиталов и формирования региональных финансовых центров, усиление интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, расширение инновационной деятельности и переход к модели инновационного роста, развитие информационного общества. Усиливается зависимость регионов от процессов, происходящих на федеральном уровне, определяющая требования к согласованности федеральных и региональных нормативных актов.
Все это вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению социально-экономическим развитием России. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 24 января 2011 года N ВП-П13-398 с целью формирования предложений по актуальным проблемам социально-экономического развития были созданы 21 экспертная группа, объединившие представителей науки, органов управления, предприятий, общественных институтов.
Изменения внешних и внутренних факторов сказались и на стартовых условиях и показателях социально-экономического развития Воронежской области, оказали заметное влияние на реализацию начального этапа региональной Стратегии и обусловили необходимость ее корректировки (актуализации). Цель актуализации действующей Стратегии - определение приоритетных направлений развития, позволяющих объединить природные, организационные и финансовые ресурсы для достижения нового качества жизни населения за счет реализации конкурентных преимуществ Воронежской области, ускоренного роста отраслей, обладающих повышенным потенциалом, создания условий устойчивого развития региона при нестабильных внешних и внутренних факторах, достижения соответствия федерального и регионального векторов развития. Управление должно опираться на такую модель экономического роста, которая обеспечит опережающее развитие региона.
Распоряжением правительства Воронежской области от 17 июня 2011 года N 427-р, в свою очередь, образованы 18 экспертных групп по подготовке предложений к Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года и актуализации Стратегии развития Воронежской области до 2020 года, в состав которых вошли ученые, государственные служащие, представители общественных организаций.
Методологией, избранной для решения новых задач, является проблемно-ориентированный подход. Выделение проблемных блоков позволяет сосредоточить внимание на достижении целей, имеющих определяющее значение для ускорения роста всех отраслей экономики и социальной сферы. Он обеспечивает, кроме того, корреспонденцию работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии, реализуемой на федеральном и региональном уровнях.
Актуализация действующей Стратегии определила необходимость решения ряда задач:
- скорректировать оценки стартовых позиций Воронежской области и выявить конкурентные преимущества и потенциал развития всех сфер ее народного хозяйства;
- разработать новую модель экономического роста Воронежской области, корреспондированную с федеральной моделью;
- предложить систему приоритетных направлений развития, которая позволила бы скоординировать организационные усилия и финансовые средства для достижения нового качества жизни населения области;
- уточнить систему индикаторов достижения стратегических целей развития Воронежской области;
- сформировать новую парадигму управления развитием Воронежской области и достижением желаемого образа ее будущего, опирающуюся на модернизацию диверсифицированной экономики, новое качество социальной сферы и активную общественную среду;
- предложить систему механизмов, организационные формы, методы и инструменты, обеспечивающие реализацию Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года.
Комплекс методов и подходов, использованных при актуализации Стратегии, включает:
- анализ эффективности действующей Стратегии на основе данных государственной статистики и результатов экспресс-анализа макроэкономических показателей;
- разработку новой модели роста региональной экономики на основе динамического и ситуационного подходов, выявляющих взаимосвязи целей, задач и динамики развития региона, адаптации новой модели к современным условиям и корреспонденции с определением актуальных проблем социально-экономической стратегии России, осуществляемым по поручению Правительства Российской Федерации;
- разработку и оценку предложений исполнительных органов регионального и муниципального (в том числе г. Воронежа) уровней, общественных и политических организаций;
- анализ и использование предложений 18 региональных экспертных рабочих групп, созданных распоряжением правительства Воронежской области, в том числе - авторских предложений экспертов; использование результатов "мозгового штурма" участников региональных и федеральных экспертных групп и "круглых столов", проведенных по инициативе правительства Воронежской области 4 июня и 22 июля 2011 года.
Стратегический анализ позволил заключить, что, несмотря на заметное отставание в развитии по сравнению с регионами-лидерами, Воронежская область сохраняет конкурентные преимущества, по разным причинам не используемые в последние десятилетия. Реализация этих преимуществ и преодоление влияния негативных факторов, повышение конкурентоспособности (в том числе - инвестиционной привлекательности) области – главное условие решения ключевой задачи – роста уровня и качества жизни населения на основе новой, инновационной модели экономического роста.
Идеологией управления развитием Воронежской области и достижения желаемого образа ее будущего может быть только Стратегия опережающего развития, опирающаяся на модернизацию диверсифицированной экономики, новое качество социальной сферы и формирование активной общественной среды.
Целью стратегии опережающего развития является обеспечение лидирующего положения области среди регионов Российской Федерации на основе современных методов управления, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом.
Стратегические цели развития области:
- модернизация (структурная, техническая, организационная) регионального индустриально-аграрного производственного комплекса;
- формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического центра;
- формирование транспортно-логистического центра для решения общероссийских и внутриобластных задач;
- формирование межрегионального финансово-управленческого центра;
- эффективное развитие туристско-рекреационного комплекса, опирающееся на сохраняемое культурное наследие, природные ресурсы и потенциал социальной сферы области.
Стратегия призвана определить направления и меры достижения этих целей.
Содержательной характеристикой актуализированной Стратегии является комплексный подход, базирующийся на оценке факторов внешней и внутренней среды и вытекающих из них причинно-следственных связей и разработке предложений, структурированных в блоках: стратегический анализ, цели и индикаторы развития, актуальные проблемы стратегического развития и система мер, обеспечивающих реализацию стратегии социально-экономического развития области. Основное содержание блоков:
1. "Стратегический анализ развития Воронежской области" - содержит оценку основных характеристик и условий развития области на новом этапе.
В первом его подразделе "Анализ динамики и перспектив достижения целей, сформулированных в действующей Стратегии" выполнен анализ основных макроэкономических показателей региональной экономики с целью определения степени достижимости стратегических уровней этих показателей. Определены динамика и прогноз значений показателей на среднесрочную перспективу, построены тренды и получены оценки для 2020 года. Полученные данные сопоставлены со значениями, принятыми в действующей Стратегии.
Проанализированы 12 показателей развития экономического потенциала и 8 показателей качества жизни населения. По категориям достижимости определены показатели: недостижимые - 5; труднодостижимые – 4; достигающие стратегических значений – 11.
Во втором подразделе "Анализ стратегического потенциала области и внешней среды" анализ выполнен в разрезе важнейших сегментов экономики и социальной сферы Воронежской области. Привлечены данные сравнительного анализа субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа.
Анализ позволил определить "сильные" и "слабые" стороны Воронежской области в сравнении с другими регионами. Рассмотрены "возможности" развития Воронежской области и основные "угрозы" ее развитию. Элементы каждой из этих категорий проранжированы и сведены в агрегированную таблицу.
2. "Стратегические цели и индикаторы их достижения" - корректирует направления и параметры развития области на период до 2020 года.
В разделе показаны конкурентные преимущества Воронежской области по сравнению с регионами - лидерами России, обосновывается историческая обусловленность этих преимуществ и устойчивость народнохозяйственного комплекса области.
На основе принятой Стратегии опережающего развития сформулированы стратегические цели развития области. Система целей адаптирована к заданному проблемно-ориентированному формату актуализации Стратегии развития, потребовала пересмотра перечня индикаторов, характеризующих результаты их достижения.
В разделе представлена система индикаторов и их показателей по этапам реализации Стратегии - 2014* и 2020 годы.
По сравнению с действующей Стратегией:
- сохранены из числа предложенных в действующей Стратегии - 17 индикаторов;
- исключены из числа содержащихся в действующей Стратегии - 11 индикаторов;
- включены новые - 17 индикаторов.
Система индикаторов построена в соответствии с целями стратегического развития области по блокам: рост уровня и повышение качества жизни населения, крупный индустриально-аграрный центр, научно-образовательный и инновационно-технологический центр, транспортно-логистический центр, финансовый центр, культурно-исторический и культурно-рекреационный центр и др.
3. "Актуальные проблемы стратегического развития области" - содержит позиции и задачи решения ключевых проблем.
Алгоритм решения актуальных проблем стратегического развития области структурирован по направлениям:
- новая модель экономического роста;
- переход от стимулирования инноваций к росту на их основе;
- укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции. Развитие малого и среднего бизнеса;
- управление государственной собственностью и приватизация;
- реформа бюджетного сектора в экономике;
- развитие финансово-банковского сектора;
- развитие транспортной системы;
- развитие связи, информационных и коммуникационных технологий;
- рынок труда, миграционная политика, профессиональное образование;
- сокращение неравенства и преодоление бедности;
- здоровье и среда обитания;
- международная позиция области: экономические ориентиры.
По каждому из направлений сформулированы цели, меры и действия по их реализации, определены уровни целевых значений индикаторов к 2020 году.
* Параметры индикаторов для 2014 года приводятся в значениях, принятых в Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы (Закон Воронежской области от 24 декабря 2010 года N 134-ОЗ).
4. "Система мер, обеспечивающих реализацию Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года" - предлагает систему организационных (управленческих), экономических, институциональных и нормотворческих мер, обеспечивающих реализацию актуализированной региональной Стратегии в рамках направлений: бюджетная политика; повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок; оптимизация присутствия государства; местное самоуправление и развитие общественных институтов.
Особенности и признаки, отличающие актуализированную Стратегию социально-экономического развития области от действующей Стратегии:
- определена парадигма стратегического управления, в качестве которой принята Стратегия опережающего роста, устанавливающая уровни и средства, обеспечивающие Воронежской области лидирующую позицию среди регионов;