В соответствии с Законом Республики Бурятия от 12.11.2018 N 166-VI "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в целях приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 N 672 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятии от 16.02.2016 N 47, от 20.06.2016 N 263, от 28.12.2016 N 625, от 22.03.2017 N 110, от 14.12.2017 N 577, от 03.08.2018 N 430), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.2015 N 672
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Наименование Госпрограммы | Государственная программа Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" на 2016 - 2021 годы | ||||
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Республиканское агентство лесного хозяйства | ||||
Подпрограммы Госпрограммы | Подпрограмма 1. Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Подпрограмма 2. Обеспечение реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" | ||||
Цель Госпрограммы | Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов | ||||
Задачи Госпрограммы | Задача 1. Создание условий и обеспечение повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. Задача 2. Повышение эффективности кадрового управления в сфере лесного хозяйства Республики Бурятия | ||||
Целевые индикаторы (показатели Госпрограммы) | Лесистость территории Республики Бурятия; Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; Доля площади лесов занятых лесными насаждениями выбывших из состава земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади земель покрытых лесными насаждениями; Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда; Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины; Численность высококвалифицированных работников от общего количества квалифицированных работников; Доля государственных, муниципальных учреждений, предоставивших энергетическую декларацию за отчетный год от общего количества указанных учреждений субъекта Российской Федерации | ||||
Сроки реализации Госпрограммы | 2016 - 2021 годы | ||||
Объемы и источники финансирования Госпрограммы в целом, по годам реализации и направлениям (тыс. руб.) | Годы | Общая сумма затрат | Федеральный бюджет <*> | Республиканский бюджет <*> | Привлеченные средства |
2016 | 1817267,6 | 861080,2 | 41856,2 | 914331,2 | |
2017 | 1609364,9 | 684704,1 | 79936,4 | 844724,4 | |
2018 | 1650111,1 | 765264,0 | 40745,2 | 844101,9 | |
2019 | 1707215,5 | 815930,3 | 41159,2 | 850126,0 | |
2020 | 1673076,8 | 781935,5 | 41015,3 | 850126,0 | |
2021 | 1682308,8 | 791167,5 | 41015,3 | 850126,0 | |
Всего | 10139344,7 | 4700081,6 | 285727,6 | 5153535,5 | |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы | Сохранение лесистости территории Республики Бурятия на уровне 63,7%; Доведение доли площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда до 75,3%; Доля площади лесов занятых лесными насаждениями выбывших из состава земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади земель покрытых лесными насаждениями 0,057%; Достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему до 21,5%; Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до уровня 10,7 руб./га; Достижение численности высококвалифицированных работников к 2021 году 32,4% от общего количества квалифицированных работников; Доведение доли государственных, муниципальных учреждений, предоставивших энергетическую декларацию за отчетный год от общего количества указанных учреждений субъекта Российской Федерации до 100% |
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) разработана в соответствии с приказом Минпромторга РФ от 31.10.2008 N 248, Минсельхоза РФ от 31.10.2008 N 482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия), Законом Республики Бурятия от 17.12.2010 N 1795-IV "О порядке использования средств республиканского бюджета, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.12.2008 N 608 "Об утверждении Лесного плана Республики Бурятия", постановлением Правительства Республики от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 26.09.2013 N 67 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия", письмом-рекомендацией Рослесхоза от 05.10.2011 N АБ-04-54/10096 "О региональных программах".
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), в качестве приоритетных направлений развития лесного хозяйства определены:
- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
- улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации определены основные факторы возникновения системных проблем:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
высокий уровень нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
Указанные проблемы определяют следующие стратегические цели развития лесного комплекса Российской Федерации:
- обеспечение устойчивого управления лесами;
- сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
С учетом определенных Стратегией проблем Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития республики в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса Республики Бурятия - возобновляемый природный ресурс, который удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Госпрограмма призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, средств федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия и иных источников для эффективного развития лесного хозяйства республики.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время около 65% лесов республики имеют давность лесоустройства более 20 лет, а на площади около 40 тыс. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Программой предусматривается обеспечение наиболее полного освоения лесных ресурсов республики путем вовлечения в оборот ранее недоступных из-за отсутствия развитой лесной инфраструктуры лесных участков. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) по Республиканскому агентству лесного хозяйства составляет 10468,4 тыс. куб. м, из них:
- по хвойному хозяйству - 8498,5 тыс. куб. м;
- по мягколиственному хозяйству - 1969,9 тыс. куб. м.
Своевременность проведения лесоустроительных работ позволит обновить базу данных по лесным ресурсам и подготовить проекты лесных участков для передачи их в аренду. Обеспечение организации работ по подготовке лесосечного фонда для заготовки древесины гражданами для собственных нужд (в том числе для строительства жилых домов) и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений будет способствовать освоению лесов и обеспечит право граждан на пользование лесными ресурсами.
Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Бурятия составляет 1,5 км на 1 тыс. га лесных земель, в Российской Федерации - 1,46 км на одну тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км.
Приоритетной задачей Программы является сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются более тысячи лесных пожаров, охватывающих до нескольких десятков тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель.
Согласно прогнозам при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2021 года останутся на прежнем уровне (в среднем около 1,2 тыс. случаев пожаров и 65 - 70 тыс. га площади лесов соответственно).
Из-за недостаточности финансирования лесного хозяйства материально-техническая база наземной и авиационной служб охраны лесов из-за материального и морального износа крайне истощилась.