ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2018 года N 430
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 29.12.2015 N 672 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 07.03.2018 N 2918-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в целях приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 N 672 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 16.02.2016 N 47, от 20.06.2016 N 263, от 28.12.2016 N 625, от 22.03.2017 N 110, от 14.12.2017 N 577), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 03.08.2018 N 430
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.2015 N 672
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Паспорт Государственной программы Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" на 2016 - 2021 годы
Наименование Госпрограммы | Государственная программа Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" на 2016 - 2021 годы | ||||
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Республиканское агентство лесного хозяйства | ||||
Подпрограммы Госпрограммы | Подпрограмма 1. Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. | ||||
Цель Госпрограммы | Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. | ||||
Задачи Госпрограммы | Задача 1. Создание условий и обеспечение повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. | ||||
Целевые индикаторы (показатели Госпрограммы) | Лесистость территории Республики Бурятия. | ||||
Сроки реализации Госпрограммы | 2016 - 2021 годы | ||||
Объемы и источники финансирования Госпрограммы в целом, по годам реализации и направлениям | (тыс. руб.) | ||||
Годы | Общая сумма затрат | Федеральный бюджет <*> | Республиканский бюджет <*> | Привлеченные средства | |
2016 | 1817267,6 | 861080,2 | 41856,2 | 914331,2 | |
2017 | 1609364,9 | 684704,1 | 79936,4 | 844724,4 | |
2018 | 1633081,1 | 748234,0 | 40745,2 | 844101,9 | |
2019 | 1675107,9 | 761199,4 | 63782,5 | 850126,0 | |
2020 | 1674172,4 | 760263,9 | 63782,5 | 850126,0 | |
2021 | 1674172,4 | 760263,9 | 63782,5 | 850126,0 | |
Всего | 10083166,3 | 4575745,5 | 353885,3 | 5153535,5 | |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы | Сохранение лесистости территории Республики Бурятия на уровне 63,7%. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Госпрограммы, основные проблемы развития
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) разработана в соответствии с приказом Минпромторга РФ от 31.10.2008 N 248, Минсельхоза РФ от 31.10.2008 N 482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия), Законом Республики Бурятия от 17.12.2010 N 1795-IV "О порядке использования средств республиканского бюджета, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.12.2008 N 608 "Об утверждении Лесного плана Республики Бурятия", постановлением Правительства Республики от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 26.09.2013 N 67 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия", письмом-рекомендацией Рослесхоза от 05.10.2011 N АБ-04-54/10096 "О региональных программах".
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), в качестве приоритетных направлений развития лесного хозяйства определены:
- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
- улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации определены основные факторы возникновения системных проблем:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
высокий уровень нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
Указанные проблемы определяют следующие стратегические цели развития лесного комплекса Российской Федерации:
- обеспечение устойчивого управления лесами;
- сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
С учетом определенных Стратегией проблем Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития республики в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса Республики Бурятия - возобновляемый природный ресурс, который удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Госпрограмма призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, средств федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия и иных источников для эффективного развития лесного хозяйства республики.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время около 65% лесов республики имеют давность лесоустройства более 20 лет, а на площади около 40 тыс. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Программой предусматривается обеспечение наиболее полного освоения лесных ресурсов республики путем вовлечения в оборот ранее недоступных из-за отсутствия развитой лесной инфраструктуры лесных участков. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) по Республиканскому агентству лесного хозяйства составляет 10468,4 тыс. куб. м, из них:
- по хвойному хозяйству - 8498,5 тыс. куб. м;
- по мягколиственному хозяйству - 1969,9 тыс. куб. м.
Своевременность проведения лесоустроительных работ позволит обновить базу данных по лесным ресурсам и подготовить проекты лесных участков для передачи их в аренду. Обеспечение организации работ по подготовке лесосечного фонда для заготовки древесины гражданами для собственных нужд (в том числе для строительства жилых домов) и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений будет способствовать освоению лесов и обеспечит право граждан на пользование лесными ресурсами.
Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Бурятия составляет 1,5 км на 1 тыс. га лесных земель, в Российской Федерации - 1,46 км на одну тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км.
Приоритетной задачей Программы является сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются более тысячи лесных пожаров, охватывающих до нескольких десятков тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель.
Согласно прогнозам при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2021 года останутся на прежнем уровне (в среднем около 1,2 тыс. случаев пожаров и 65 - 70 тыс. га площади лесов соответственно).
Из-за недостаточности финансирования лесного хозяйства материально-техническая база наземной и авиационной служб охраны лесов из-за материального и морального износа крайне истощилась.
В лесном фонде Республики Бурятия ежегодно выполняется значительный объем лесовосстановительных работ:
- искусственное лесовосстановление на площади 1150 га;
- содействие естественному возобновлению на площади 28350 га;
- выращивание посадочного материала - 4,27 млн. штук;
- заготовка лесных семян - 0,45 тонны.
Анализ состояния лесов показывает, что, несмотря на относительно высокий уровень лесистости территории Республики Бурятия, структура лесов изменяется. Так, согласно учету лесного фонда по состоянию на 1 января 2017 года фонд лесовосстановления (434,3 га) по сравнению с 2013 годом (404,0 га) остается стабильным. Увеличение площадей, требующих лесовосстановительных мероприятий (88,7 тыс. га, 22%) в предыдущие годы от лесных пожаров, в результате проводимых лесовосстановительных мероприятий значительно сократилось. Для восстановления качественного состава лесов и сохранения покрытой лесом площади необходимо продолжить работу по внедрению инновационных методов лесовосстановления и лесоразведения, уделить особое внимание развитию лесного семеноводства.
По состоянию на 1 января 2017 года фонд лесовосстановления составляет 434,2 тыс. га. Земли, на которых обеспечивается естественное восстановление леса, занимают 189,9 тыс. га. Восстановление леса возможно путем содействия естественному возобновлению на площади 229,9 тыс. га, в том числе доступно для проведения мероприятий по содействию естественному возобновлению на площади 62,5 га. Земли, на которых восстановление леса необходимо проводить искусственным способом, составляют 14,4 тыс. га, из них доступных для проведения работ - 10,0 тыс. га.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов, произведенных в основном в 60-х - 70-х годах XX века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов, к тому же серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века.
Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем около 70%, взыскивается около 8% причиненного ущерба. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на федеральном уровне.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала, которые являются одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, невысоким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов.
За последние 10 лет численность сотрудников с высшим специальным образованием, работающих в лесном хозяйстве республики, уменьшилась на 14%.
Низкий уровень оплаты труда специалистов и отсутствие жилья отрицательно сказывается на привлекательности профессии.
Решение указанных выше проблем требует скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
2. Основные цели и задачи Госпрограммы
Целями Программы является:
Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.