____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Курганской области от 01.11.2023 N 314.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 2 августа 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 29.07.2019 N 283, от 26.06.2020 N 198, от 25.11.2021 N 373, от 24.06.2022 N 204, от 02.08.2023 N 227)
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по экономической политике.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 02.08.2023 N 227)
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
В.М.ШУМКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 29.07.2019 N 283, от 26.06.2020 N 198, от 25.11.2021 N 373, от 24.06.2022 N 204, от 02.08.2023 N 227)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 02.08.2023 N 227)
Наименование | Государственная программа Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Управление ветеринарии Курганской области до 30 ноября 2022 года (включительно), Департамент агропромышленного комплекса Курганской области с 1 декабря 2022 года |
Соисполнители | Государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии Курганской области до 30 ноября 2022 года (включительно), Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области с 1 декабря 2022 года (далее - государственные ветеринарные учреждения), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), общественные организации по защите животных (по согласованию) |
Подпрограмма | Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического благополучия Курганской области по заразным, в том числе особо опасным, болезням животных (африканская чума свиней, ящур, высокопатогенный грипп птиц, бешенство, лейкоз крупного рогатого скота, заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота и другие болезни животных)" (далее - Подпрограмма) |
Цели | Ветеринарное благополучие территории Курганской области, защита населения от болезней, общих для человека и животных |
Задачи | Обеспечение эпизоотического благополучия территории Курганской области; обеспечение ветеринарно-санитарной безопасности сырья и продукции животного происхождения; развитие материально-технической базы государственных ветеринарных учреждений |
Целевые индикаторы | Количество случаев заболевания людей опасными инфекционными болезнями, общими для человека и животных (ед.); количество случаев особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в Курганской области, за исключением бешенства (ед.); доля проведенных противоэпизоотических мероприятий от общего количества мероприятий, предусмотренных ежегодным планом мероприятий (%); доля выявленных животных, больных зооантропонозами, от числа исследованных (при ветеринарно-санитарной экспертизе) (%); среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в сфере ветеринарного обслуживания (руб.); доля специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами организаций, подведомственных органу исполнительной власти Курганской области, осуществляющему государственное регулирование в сфере ветеринарной деятельности, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа), городах районного подчинения на территории Курганской области (далее - ветеринарные специалисты государственных учреждений Курганской области), получающих ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, от общего количества ветеринарных специалистов государственных учреждений Курганской области, обратившихся за получением ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (%) |
Сроки реализации | 2019 - 2025 годы |
Региональные проекты | Региональный проект "Экспорт продукции АПК" |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Программы составляет 1264,9155 млн руб., в том числе по годам: 2019 год - 176,1453 млн руб.; 2020 год - 170,5989 млн руб.; 2021 год - 179,7802 млн руб.; 2022 год - 192,7352 млн руб.; 2023 год - 194,1052 млн руб.; 2024 год - 183,4642 млн руб.; 2025 год - 168,0865 млн руб.; из федерального бюджета (по согласованию) - 16,1547 млн руб., из них по годам: 2023 год - 13,2914 млн руб.; 2024 год - 2,8633 млн руб.; из областного бюджета - 1219,9638 млн руб., из них по годам: 2019 год - 175,5073 млн руб.; 2020 год - 170,2839 млн руб.; 2021 год - 177,0962 млн руб.; 2022 год - 186,4452 млн руб.; 2023 год - 174,5238 млн руб.; 2024 год - 174,3109 млн руб.; 2025 год - 161,7965 млн руб.; из местного бюджета (по согласованию) - 28,797 млн руб., из них по годам: 2019 год - 0,638 млн руб.; 2020 год - 0,315 млн руб.; 2021 год - 2,684 млн руб.; 2022 год - 6,290 млн руб.; 2023 год - 6,290 млн руб.; 2024 год - 6,290 млн руб.; 2025 год - 6,290 млн руб. -------------------------------- <*> Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 518,4920 млн руб. |
Объемы финансирования региональных проектов | Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию регионального проекта составляет 16,4844 млн руб., в том числе по годам: 2023 год - 13,5627 млн руб.; 2024 год - 2,9217 млн руб.; из федерального бюджета (по согласованию) - 16,1547 млн руб., из них по годам: 2023 год - 13,2914 млн руб.; 2024 год - 2,8633 млн руб.; из областного бюджета - 0,3297 млн руб., из них по годам: 2023 год - 0,2713 млн руб.; 2024 год - 0,0584 млн руб. |
Ожидаемые результаты реализации | Повышение качества жизни в регионе за счет развития системы ветеринарного обслуживания на территории Курганской области; сохранение эпизоотического благополучия на территории Курганской области по особо опасным болезням домашних животных; повышение безопасности и конкурентоспособности продукции животноводства, производимой в Курганской области; улучшение условий труда специалистов государственных ветеринарных учреждений; повышение уровня качества и доступности ветеринарных услуг в Курганской области, в том числе за счет роста профессионального мастерства ветеринарных специалистов и престижности профессии - ветеринарный врач; обеспечение благоприятного бизнес-климата в агропромышленном комплексе; обеспечение ветеринарной стабильности на территории Курганской области; обеспечение прослеживаемости продукции по принципу "от поля до потребителя" и гарантии качества и безопасности продукции на всех стадиях производства; обеспечена аккредитация и (или) расширена область аккредитации в национальной системе аккредитации ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
________________
* Объем средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) носит характер прогноза.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 25.11.2021 N 373)
Развитие государственной ветеринарной службы Курганской области как составляющей государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивает благополучие населения Курганской области и Российской Федерации в целом посредством защиты здоровья животных и получения безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения в необходимом количестве.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность Российской Федерации.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными пищевыми продуктами. Для этого необходимо обеспечивать соответствие требованиям законодательства продукции животного происхождения, в том числе импортированной, на всех стадиях ее производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.
Основополагающим документом, регламентирующим обеспечение безопасности пищевых продуктов, является Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", которое устанавливает ряд требований безопасности (включая ветеринарные) к пищевой продукции и связанным с ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Борьба с инфекционными болезнями животных как важнейшая задача мирового значения определяется правилами и принципами Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ). В соответствии с требованиями МЭБ государствам необходимо организовать мероприятия по поддержанию статуса свободных от болезней списка А животных. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, согласно современному определению МЭБ означает "заразные болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства".
Рост поголовья животных в мире порождает новые опасные эпидемии, которые распространяются повсеместно. К ним относятся: атипичная пневмония, птичий и свиной разновидности гриппа, которые наносят экономический ущерб на миллиарды рублей. Свыше 75% появившихся у человека инфекционных заболеваний имеют "животное" происхождение, более половины из них передаются человеку. По мнению ученых, новые инфекционные заболевания возникают каждые четыре месяца. Сдержать их распространение можно, усилив ветеринарные меры.
В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между регионами внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились.
Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют: изменение климата, сезонные перелеты птиц и насекомых, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), интенсивный межрегиональный обмен пищевым сырьем и продуктами питания, миграция населения.
Одним из направлений развития агропромышленного комплекса Курганской области является продвижение продукции агропромышленного комплекса на общероссийские и мировые рынки. Это возможно при сохранении благополучного статуса региона по особо опасным болезням животных и при условии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, производимых на территории Курганской области.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 02.08.2023 N 227)
Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. В Курганской области полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Департамент агропромышленного комплекса Курганской области и 11 государственных ветеринарных учреждений.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 02.08.2023 N 227)
Состояние и развитие государственной ветеринарной службы Курганской области имеют свои характерные особенности, связанные с нахождением в буферной зоне Российской Федерации по защите от заноса особо опасных болезней животных с территории сопредельных государств Центральной Азии.
Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на государственную ветеринарную службу Курганской области. Основные диагностические исследования, ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия на территории Курганской области проводятся в соответствии с ежегодными планами. Особая роль отводится ветеринарным лабораториям, в том числе аккредитованным в национальной системе аккредитации (далее - ветеринарные лаборатории).
Деятельность государственной ветеринарной службы Курганской области непосредственно влияет на экономическое развитие региона. Ежегодно на территории Курганской области происходит оборот большого количества сельскохозяйственных животных и подконтрольной продукции. Так, за 2020 год с Управлением ветеринарии Курганской области согласован ввоз: крупного рогатого скота - более 1,5 тыс. голов; свиней - более 1,6 тыс. голов; птицы - более 11 тыс. голов; пищевой продукции животноводства - более 26,5 тонн. В основном оборотом подконтрольных грузов занимаются субъекты малого и среднего предпринимательства. Одной из задач государственной ветеринарной службы Курганской области является создание благоприятных условий для организации и ведения предпринимательской деятельности. Своевременные диагностические исследования и карантинирование ввозимого поголовья животных являются эффективными методами сокращения необоснованных финансовых потерь, связанных с болезнями и падежом сельскохозяйственных животных и птицы.
Качество и полнота исполнения государственных полномочий на территории Курганской области непосредственно зависят от материально-технического обеспечения отрасли.
Производственные помещения, в которых размещены ветеринарные станции, ветеринарные лаборатории, подсобные помещения (виварии, гаражи), построены в основном в 50 - 70-е годы прошлого столетия, многие из них требуют текущего и капитального ремонта. В целом по отрасли износ помещений составляет 70%. Поддержание помещений, занимаемых государственными ветеринарными учреждениями, в рабочем состоянии за последнее десятилетие осуществлялось за счет средств, полученных ими от оказания платных ветеринарных услуг, финансовое обеспечение указанных мероприятий за счет бюджетных ассигнований не осуществлялось. В целях поддержания статуса государственных ветеринарных учреждений и аккредитованных ветеринарных лабораторий необходимо направлять бюджетные ассигнования в государственные ветеринарные учреждения в целях оплаты работ по выполнению текущего и капитального ремонта занимаемых ими помещений.
В настоящее время одной из острых является проблема оснащения государственных ветеринарных учреждений специальными автотранспортными средствами, приборами, оборудованием в объемах, определенных ветеринарным законодательством.
Особое внимание необходимо уделять оснащенности ветеринарных лабораторий, которые осуществляют оперативную постановку диагноза, контроль за безопасностью кормов и воды, используемых животными, ветеринарно-санитарную экспертизу продукции животноводства. В ветеринарных лабораториях проводится диагностика более 59 заболеваний животных, птиц, рыб, пчел. При этом ветеринарным лабораториям постоянно приходится работать с материалом, представляющим потенциальную биологическую опасность. Необходимо также учитывать, что ветеринарные лаборатории входят в службу наблюдения и лабораторного контроля и призваны в числе первых оперативно отреагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (радиационных, биологических и химических). Также для проведения активного мониторинга в целях подтверждения и поддержания благополучного статуса региона, в том числе по ящуру, требуется внедрение новейших приборов и оборудования.
Для обеспечения функционирования системы ветеринарного дела в Курганской области требуется создание и развитие кадрового состава специалистов в области ветеринарии. Для этого необходимо создать условия для повышения профессионального мастерства, обучения современным методам лечения животных, диагностических исследований и других мероприятий, позволяющих поднять статус государственной ветеринарной службы Курганской области.
Таким образом, в современных условиях развитие государственной ветеринарной службы Курганской области требует комплексного системного подхода. Принятие Программы решает ряд проблем, образовавшихся в сфере ветеринарии, реформирования бюджетного процесса, направленного на достижение конечного результата.
Поставленные задачи должны решаться путем планомерного, последовательного выполнения комплекса мероприятий. Мероприятия должны носить организационный, экономически обоснованный, производственный характер и проводиться в строго определенные сроки с использованием финансовых ресурсов из различных источников.