(с изменениями на 5 декабря 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408, от 20.12.2019 N 741, от 20.05.2020 N 323, от 25.12.2020 N 893, от 09.07.2021 N 461, от 15.12.2021 N 1022, от 27.12.2022 N 1293, от 26.01.2023 N 90, от 30.11.2023 N 1008, от 05.12.2024 N 941)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и во исполнение условий Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Амурской области от 9 февраля 2018 г. N 01-01-06/06-56 Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Т.Г.Половайкину.
Временно исполняющий обязанности
губернатора Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2024 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408, от 20.12.2019 N 741, от 20.05.2020 N 323, от 25.12.2020 N 893, от 09.07.2021 N 461, от 15.12.2021 N 1022, от 27.12.2022 N 1293, от 26.01.2023 N 90, от 30.11.2023 N 1008, от 05.12.2024 N 941)
Настоящая Программа оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа) направлена на формирование бюджетной политики Амурской области, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Амурской области для укрепления устойчивости бюджетной системы Амурской области.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)
Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Амурской области в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Амурской области и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие региона в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджетов бюджетной системы Амурской области, снижение долговой нагрузки, на период до 2024 года.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)
С 2015 года в Амурской области реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Амурской области, утвержденный распоряжением Правительства Амурской области от 15 мая 2015 г. N 64-р (далее - План). Распоряжением Правительства Амурской области от 26 декабря 2016 г. N 158-р срок реализации мероприятий Плана продлен до 2019 года.
С учетом проблем несбалансированности бюджета Амурской области в рамках Плана Правительство Амурской области совместно с органами исполнительной власти Амурской области реализует комплекс мер, направленных на мобилизацию источников доходов, оптимизацию расходных обязательств и сдерживание темпов роста государственного долга Амурской области, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга Амурской области.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 30.11.2023 N 1008)
Финансовая ситуация в Амурской области постепенно улучшается. Есть позитивные результаты и тенденции к стабилизации регионального бюджета.
Динамика налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год по темпам роста доходов составила 10,3% к уровню 2015 года, за 2017 год - 8,2% к уровню 2016 года.
Удалось снизить задолженность региона по долговым обязательствам. По итогам 2017 года государственный долг сложился в объеме 27,7 млрд. рублей, или 72,5% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, что на 22,9% ниже уровня 2015 года. Структура государственного долга улучшилась за счет получения бюджетных кредитов из федерального бюджета и погашения коммерческих кредитов. Долговые обязательства перед банками за 2017 год составили 9,1 млрд. рублей, или 33% в структуре государственного долга, что ниже уровня 2015 года на 10,7 млрд. рублей.
Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы представлена в таблице.
Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы
млн. рублей
Наименование показателя | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Доходы | 44035,4 | 48534,2 | 49062,9 |
в том числе: | |||
Налоговые и неналоговые доходы | 31969,6 | 35267,7 | 38174,3 |
Безвозмездные поступления | 12065,8 | 13266,5 | 10888,6 |
Расходы | 47596,8 | 48413,3 | 46234,2 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | - 3561,4 | 120,9 | 2828,7 |
Объем государственного долга на конец периода | 30484,9 | 30602,7 | 27665,8 |
Отношение объема государственного долга к собственным доходам, процент | 95,4% | 86,8% | 72,5% |
Несмотря на проделанную работу детальный анализ оценки состояния расходной части бюджета показывает, что принятые меры не принесли достаточного эффекта.
Амурская область по-прежнему относится к регионам, имеющим высокий уровень государственного долга.
Большая нагрузка на бюджет обусловлена необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост собственных доходных источников был направлен на покрытие значительно возросших текущих расходов, в первую очередь - на повышение заработной платы с начислениями (с 2013 года на эти цели направлено более 5 млрд. рублей), социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Крупнейшими налогоплательщиками региона на протяжении последних лет остаются предприятия энергетики, транспорта, строительной и добывающей отраслей.
Основная роль в формировании доходов консолидированного бюджета Амурской области принадлежит налоговым доходам. В 2017 году на их долю приходилось 92,3% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов. Более 85% поступлений налоговых доходов обеспечено за счет четырех крупнейших доходных источников - налога на доходы физических лиц (38,8%), налога на прибыль организаций (24,0%), акцизов (5,5%), налога на имущество организаций (16,8%).
В соответствии с Планом Правительством Амурской области реализованы следующие мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Амурской области:
1. В Амурской области реализуются 4 крупных инвестиционных проекта: космодром "Восточный", Нижне-Бурейская ГЭС, магистральный газопровод "Сила Сибири" и Амурский газоперерабатывающий завод. В 2017 году от реализации этих проектов в областной бюджет поступило налогов на сумму 1944,8 млн. рублей с ростом к уровню 2016 года 143,9%. Сумма дополнительных доходов составила 593,1 млн. рублей.
2. Правительством Амурской области совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области и Министерством обороны Российской Федерации проведена работа по снижению задолженности в бюджет по земельному налогу за земли обороны. В результате этой работы в бюджеты муниципальных образований Амурской области поступили средства в объеме 113,9 млн. рублей.
3. В результате проведения мероприятий по легализации теневой занятости в 2017 году в бюджет дополнительно поступило 50,7 млн. рублей.
4. Проведена работа в отношении эффективного использования областного имущества. На начало 2017 года на балансе областных организаций находился 81 высвобожденный неиспользуемый объект. За прошедший год высвобождено 17 объектов и вовлечено в хозяйственный оборот 42 объекта. Это позволило сократить расходы областного бюджета на содержание данного имущества в размере 6,5 млн. рублей и получить доход от продажи в размере 93,8 млн. рублей.
5. Продолжается совместная работа с органами местного самоуправления по выявлению неучтенных для целей налогообложения объектов. За 2017 год дополнительно вовлечены в налоговый оборот 2193 объекта недвижимости и 3654 земельных участка. Дополнительные доходы местных бюджетов от вовлечения этих объектов в 2018 году составят порядка 10,1 млн. рублей.
6. В результате мероприятий, проведенных с органами местного самоуправления, по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество муниципальных образований и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, поступили доходы в сумме 24,2 млн. рублей.
7. За счет повышения эффективности работы административных комиссий по итогам 2017 года в бюджет Амурской области поступило административных штрафов на сумму 0,9 млн. рублей. Это на 0,4 млн. рублей, или на 87% больше, чем за 2016 год.
В итоге реализация Плана позволила в 2017 году дополнительно привлечь в доход консолидированного бюджета Амурской области 876,1 млн. рублей.
Реализация указанных мероприятий носит долгосрочный характер, поэтому работа будет продолжена в 2018 году и последующих периодах.
В частности, для снижения выпадающих доходов областного бюджета будет продолжена работа по отмене неэффективных налоговых льгот, а также постановке на налоговый учет объектов, вводимых в ходе реализации крупных инвестиционных проектов. Планируется проводить мероприятия по легализации теневой занятости. Результатами проводимой работы должны стать увеличение платежей в бюджет Амурской области, рост прозрачности основных показателей деятельности соответствующих секторов экономики.
С 2017 года реализуется Программа оптимизации расходов бюджета Амурской области на 2017 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2017 г. N 146 (далее - Программа оптимизации), которая является продолжением проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует отдельные мероприятия Плана. В 2017 году в результате реализации Плана и Программы оптимизации получен бюджетный эффект в объеме 440,3 млн. рублей.
Основным приоритетом бюджетной политики в части оптимизации бюджетных расходов на период реализации Плана и Программы оптимизации является принятие мер по оптимизации расходования бюджетных средств по следующим направлениям.
По данному блоку мероприятий достигнуто сокращение расходов на государственное управление в целом за 2017 год на 22,2 млн. рублей.