Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Белгородской области на 2017 - 2019 годы
от 20 декабря 2016 года, N 89
(с изменениями на 16 мая 2018 года)
(в ред. Дополнительного соглашения от 16.05.2018 N 10)
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Белгородской области (далее - Правительство области), Белгородского областного объединения организаций профсоюзов (далее - областное объединение организаций профсоюзов), объединений работодателей Белгородской области (далее - объединения работодателей), совместно именуемые "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области, заключили Белгородское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством области, областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на региональном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда и открытия новых производств, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест и сохранения здоровья работающего населения, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения областных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - областные отраслевые соглашения), территориальных (городских, районных) соглашений, отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают настоящее Соглашение как обязательное к исполнению, которое может быть дополнено Сторонами.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Правительства области, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов исполнительной власти и государственных органов Белгородской области в пределах своей компетенции или непосредственно Правительством области в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, путем принятия нормативных правовых актов.
Стороны признают необходимым заключение областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Стороны признают обязательным участие Белгородской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Белгородской области в сфере труда.
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Белгородской области, осуществляется в соответствии с законом Белгородской области от 5 июля 2007 года N 122 "О социальном партнерстве в Белгородской области".
Стороны считают основной задачей на предстоящий период - проведение активной политики по созданию новых производств, в том числе в сфере импортозамещения, благоприятных условий хозяйствования, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения, созданию новых рабочих мест и безопасных условий труда на предприятиях (организациях) Белгородской области. В этих целях:
Областное объединение организаций профсоюзов:
1.1. Содействует выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами Белгородской области, мероприятий, направленных на обеспечение занятости населения области.
(п. 1.1 в ред. Дополнительного соглашения от 16.05.2018 N 10)
1.2. Участвует в формировании предложений о форме предоставления государственной финансовой поддержки предприятий и организаций области за счет средств федерального и областного бюджетов для реализации инвестиционных проектов. Принимает участие в разработке и принятии решения о создании на территории области новых производств либо модернизации имеющихся.
1.3. Направляет усилия профсоюзных организаций области и трудовых коллективов на дальнейшее социально-экономическое развитие территорий в рамках реализации закона Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".
1.4. Способствует реализации мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствует сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
1.5. Отстаивает и защищает социально-трудовые интересы населения, права трудовых коллективов при проведении социально-экономических реформ. В установленном порядке участвует в работе постоянно действующих областных комиссий, рассматривающих вопросы социально-экономического характера. При введении внешнего управления обеспечивает сохранение действия коллективного и трудовых договоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Способствует участию работников в управлении организацией. Оказывает практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров, соглашений и контролирует их выполнение, а также по вопросам социального партнерства.
1.7. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением в организациях законодательства о труде, занятости, охране труда, социальной защите, в том числе инвалидов, беременных женщин, подростков и других социально не защищенных категорий граждан.
1.8. Оказывает бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства, содействия занятости и социального обеспечения.
1.9. Содействует обеспечению социальных гарантий трудящимся в вопросах организации занятости и предоставления льгот, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также локальными актами, принятыми на предприятиях (организациях).
1.10. В рамках компетенции взаимодействует с территориальными федеральными и контрольно-надзорными органами, органами государственной власти по вопросу соблюдения и пресечения нарушений в сфере труда и занятости населения. Выходит с инициативой о привлечении к установленной законом ответственности работодателей, допускающих нарушение трудовых прав работников.
1.11. Принимает участие в формировании резерва управленческих кадров области. Представляет в управление по труду и занятости населения области оперативную информацию о происходящих кадровых процессах в экономике и социальной сфере.
1.12. Вносит в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
Объединения работодателей:
1.13. Участвуют в разработке и реализации программ социально-экономического развития области, обеспечивают стабильную работу организаций и их устойчивое финансово-экономическое положение, содействуют повышению эффективности производства и получения прибыли.
1.14. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников предприятий и организаций в области трудовых отношений и социальных гарантий. Информируют собственников о количестве необходимых средств и предусматривают их при формировании финансового плана (бюджета) предприятий и организаций.
1.15. Принимают участие в реализации мероприятий по созданию новых производств и модернизации имеющихся, а также содействуют в организации и проведении среднего и высшего профессионального образования, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
1.16. Оказывают содействие в прохождении производственной практики обучающимся и студентам среднего и высшего профессионального образования и содействуют в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования в организациях области.
1.17. Исходя из экономического положения предприятий принимают меры опережающего характера, включая переобучение, позволяющие перепрофилировать производство. Создают условия работникам для получения дополнительного образования и прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями федерального законодательства.
1.18. Участвуют в реализации мер, предусмотренных законодательством и коллективными договорами, по защите прав и законных интересов трудящихся. Создают условия и способствуют трудоустройству инвалидов, а также выполняют требования, предусмотренные законом Белгородской области от 25 ноября 2008 года N 244 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Белгородской области".
1.19. Исходя из экономических возможностей предприятий проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников. Предоставляют в центры занятости населения, первичные профсоюзные организации информацию о вакансиях, введении режима неполного рабочего времени и других мероприятий, связанных с сокращением и увольнением работников, и обеспечивают выполнение требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
1.20. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, предоставлению оплачиваемых рабочих мест подросткам в возрасте от 14 до 18 лет на период летних каникул.
1.21. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.
1.22. Принимают участие в формировании резерва управленческих кадров области, реализации Президентской программы подготовки кадров. Оказывают содействие департаменту внутренней и кадровой политики области в реализации программы региональной кадровой политики и создании условий для прохождения стажировок лицами, включенными в резерв управленческих кадров области.
1.23. Оказывают конкретную помощь учреждениям профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов для данных предприятий в обновлении и комплектовании их учебно-лабораторным оборудованием (при наличии средств).
1.24. Содействуют образовательным учреждениям профессионального образования области в организации стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.
1.25. Содействуют привлечению специалистов предприятий работодателей к реализации программ профессионального образования и профессионального обучения в образовательных организациях профессионального образования области.
1.26. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников для выпускников учреждений профессионального образования при их трудоустройстве.
1.27. Участвуют в организации дуального обучения обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования области на производстве работодателей с использованием современной технологической базы предприятий. Способствуют заключению договоров учебных заведений с предприятиями, организациями на трудоустройство молодых специалистов.
1.28. Содействуют в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования в организациях области.
1.29. Участвуют в проведении добровольной независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций и иных категорий граждан, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Содействуют в организации информирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в процедурах сертификации квалификаций на территории Белгородской области
1.30. Создают условия работникам для получения дополнительного образования и прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации не реже чем один раз в 5 лет. Предусматривают в трудовых договорах или соглашениях об обучении условия о возмещении работодателю расходов на обучение работника в случае его увольнения без уважительных причин до истечения срока, установленного вышеуказанными документами.
Правительство области:
1.31. Обеспечивает организацию и координацию разработки документов стратегического планирования области (Стратегии социально-экономического развития области и плана ее реализации, прогнозов социально-экономического развития области на среднесрочный и долгосрочный периоды, государственных программ области), мониторинг их реализации, проведение оценки эффективности государственных программ области. Координирует разработку администрациями муниципальных районов и городских округов документов стратегического планирования (стратегий социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, планов их реализации, прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, муниципальных программ).
(п. 1.31 в ред. Дополнительного соглашения от 16.05.2018 N 10)
1.32. Создает условия для развития промышленного производства, его модернизации и повышения эффективности, содействует повышению инвестиционной привлекательности производственных зон (промышленных территорий).