(с изменениями на 13 июля 2022 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450)
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития здравоохранения Республики Тыва до 2030 года;
план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии развития здравоохранения Республики Тыва до 2030 года;
план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии развития здравоохранения Республики Тыва до 2030 года на 2022 - 2025 годы.
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Хардикову Е.В.
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450)
3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.НАТСАК
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450)
Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России: право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации и обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансирования программ охраны и укрепления здоровья населения, реализации мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека.
Положения настоящей Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения Республики Тыва на период до 2030 года, а также задачи, решение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья граждан Республики Тыва, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня смертности, рост рождаемости, и, в конечном счете, на реализацию политики народосбережения и приумножения человеческого капитала как экономического фактора.
Стратегия основывается на положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва.
При разработке проекта учтены положения:
- государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640;
- Концепции развития системы здравоохранения в Республике Тыва до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Республики Тыва от 16 февраля 2013 г. N 47-р;
- Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р, и плана мероприятий по реализации данной Концепции в 2016 - 2025 годах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 1792-р;
- государственной программы Республики Тыва "Развитие здравоохранения на период 2013 - 2020 годов", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 апреля 2013 г. N 250.
В современной экономике инвестиции в "человеческий капитал" являются одним из основных двигателей устойчивого экономического роста, и система здравоохранения представляет собой отрасль социально-экономической деятельности любого государства, которая обеспечивает основной вклад в развитие "человеческого капитала" как экономической категории, от которой зависят конкурентные преимущества развития общества.
В приложении представлены анализ состояния здравоохранения в республике и планы мероприятий ("дорожные карты") по реализации Стратегии на период до 2030 года и на 2018 год.
Стратегической целью развития здравоохранения Республики Тыва на период до 2030 года является создание системы охраны здоровья, ориентированной на обеспечение доступности и совершенствование качества медицинской помощи, постоянное повышение уровня здоровья граждан (политика здоровьесбережения) и, как следствие, на увеличение продолжительности жизни и численности населения республики (политика народосбережения).
К 2030 году ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Тыва должна достичь целевого значения в 73,41 лет, что будет выше базового уровня 2017 года (66,3 года) на 7,11 года.
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450)
Абзац третий утратил силу. - Постановление Правительства Республики Тыва от 13.07.2022 N 450.
Основными принципами настоящей Стратегии являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе права выбора форм и методов лечения;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
- доступность и качество медицинской помощи;
- инновации в медицине и здравоохранении;
- формирование интегративной медицины;
- развитие государственно-частного партнерства;
- привлечение частных инвестиций в сферу лечебного туризма.
Конкурентные преимущества отрасли здравоохранения Республики Тыва на современном этапе определяются рядом положительных характеристик (рис. 1*):
- стабильно высокий уровень рождаемости, например, по итогам 2017 г. показатель по республике составил 21,8 на 1000 населения, что выше чем в среднем по СФО в 1,8 раза (СФО - 12,3) и в 1,9 раза, чем по РФ (11,5);
- низкий уровень смертности населения: показатель смертности в республике в 2017 г. составил 8,7 случаев на 1000 населения, по СФО - 12,7 по РФ - 12,4;
- отсутствие материнской смертности: в 2016 году по РФ - 10,0 случаев на 100,0 тыс. родившихся живыми, СФО - 11,6 случаев, по Туве - 0 случаев;
Кроме того, к конкурентным преимуществам можно отнести активное формирование в системе здравоохранения республики точек роста (раздел 4 приложения к Стратегии), а также значительный изученный потенциал природных лечебных ресурсов, которые могут стать основой развития лечебно-оздоровительного туризма как высокоэффективной отрасли экономики Тувы (рис. 2*).
Рис. 1. Основные демографические показатели по результатам 2016 и 2017 гг.*
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Вызовы, характеризующие отрасль здравоохранения республики:
- редкоочаговый тип расселения населения Республики Тыва;
- проживание населения в труднодоступных местностях Тувы, что отражается на затрудненности оказания медицинской помощи в течение "золотого часа";
- слабая материально-техническая база медицинских организаций;
- высокая смертность населения от внешних причин;
- риск роста заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, обусловленных ростом доли старшего поколения;
- высокая заболеваемость и смертность от туберкулеза.
Задачи по преодолению вызовов предполагают:
- совершенствование трехуровневой республиканской системы здравоохранения путем поэтапного создания многофункциональных специализированных межкожуунных медицинских центров, оборудованных по последнему слову медицинской науки и техники и соответствующих II или III уровню оказания медицинской помощи населению республики (рис. 3, 4*);
- повышение эффективности финансово-хозяйственной и лечебной деятельности медицинских организаций путем поэтапной реорганизации организационно-управленческой структуры в системе медицинских организаций Тувы;
- оптимизация системы скорой медицинской помощи, включающей, в том числе, санитарную авиацию, путем поэтапного создания единого республиканского диспетчерского центра;
Рис. 2. Карта аржаанов Тувы. 2011 г.*