(с изменениями на 16 декабря 2015 года)
__________________________
- Утратило силу -
постановление мэрии от 31.12.2015 N 7516
__________________________
____________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением мэра от 16.12.2015 N 7161
___________________________
В целях поддержки инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1286, Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 14.01.2013 N 125, руководствуясь Уставом города Новосибирска,
постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015 - 2017 годы (приложение).
2. Департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска разместить постановление на официальном сайте города Новосибирска.
3. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.
Мэр города
А. Е. Локоть
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций
научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015 - 2017 годы
Наименование ведомственной целевой программы | Ведомственная целевая программа «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015 - 2017 годы (далее - Программа) |
Разработчик Программы | Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее - ДПИиП) |
Цель, задачи, целевые индикаторы Программы | Цель: создание условий для роста экономического потенциала города Новосибирска на основе развития инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска. Задачи: формирование и обеспечение реализации организационно-финансовых мер поддержки инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска; содействие повышению кадрового потенциала в организациях научно-промышленного комплекса города Новосибирска; развитие межрегионального и международного сотрудничества города Новосибирска. Целевые индикаторы: темп роста инвестиций в основной капитал, осуществленных промышленными предприятиями города Новосибирска, %; доля инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме товаров собственного производства (работ, услуг) промышленных предприятий города Новосибирска, %; поступление в бюджет города Новосибирска (далее - бюджет города) налоговых платежей и платежей за аренду земельных участков на территории города Новосибирска (муниципального имущества), уплачиваемых субъектами инвестиционной и инновационной деятельности, получившими субсидии из бюджета города, на 1,0 рубль субсидии, рублей; количество реализованных инновационных проектов для муниципальных нужд, единиц; количество новых видов товаров (работ, услуг), внедренных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска, получившими муниципальную поддержку, единиц; количество научных разработок, представленных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска на городских, областных, международных и межрегиональных мероприятиях, единиц; количество специалистов для инновационных компаний, прошедших обучение в рамках мероприятий Программы, человек; количество мероприятий с участием организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска в коллективных экспозициях мэрии города Новосибирска (выставки, ярмарки, Дни делового сотрудничества и другие мероприятия), единиц |
Исполнители мероприятий Программы | ДПИиП; муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения города Новосибирска (по результатам конкурсов); Президиум Сибирского отделения Российской академии наук (по согласованию); Новосибирская городская торгово-промышленная палата (по согласованию); Некоммерческое партнерство «Деловой клуб руководителей «Содружество - Эффективность - Развитие» (по согласованию); Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию); Совет ректоров вузов Новосибирской области (по согласованию); организации научно-промышленного комплекса города Новосибирска (по результатам конкурсов) |
Ответственный исполнитель Программы | ДПИиП |
Срок реализации Программы | 2015 - 2017 годы |
Объем финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется в объеме 1116875,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета города - 150775,0 тыс. рублей, из них: 2015 год - 43275,0 тыс. рублей; 2016 год - 53750,0 тыс. рублей; 2017 год - 53750,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 966100,0 тыс. рублей, из них: 2015 год - 122300,0 тыс. рублей; 2016 год - 421300,0 тыс. рублей; 2017 год - 422500,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Темп роста инвестиций в основной капитал, осуществленных промышленными предприятиями города Новосибирска, к 2017 году - 106,4 %; доля инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме товаров собственного производства (работ, услуг) промышленных предприятий города Новосибирска - 15 %; поступление в бюджет города налоговых платежей и платежей за аренду земельных участков на территории города Новосибирска (муниципального имущества), уплачиваемых субъектами инвестиционной и инновационной деятельности, получившими субсидии из бюджета города, на 1,0 рубль субсидии, к 2017 году - 14,0 рублей; количество реализованных инновационных проектов для муниципальных нужд - 14 единиц; количество новых видов товаров (работ, услуг), внедренных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска, получившими муниципальную поддержку, - 243 единицы; количество научных разработок, представленных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска на городских, областных, международных и межрегиональных мероприятиях, - 60 единиц; количество специалистов для инновационных компаний, прошедших обучение в рамках мероприятий Программы, - 840 человек; количество мероприятий с участием организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска в коллективных экспозициях мэрии города Новосибирска (выставки, ярмарки, Дни делового сотрудничества и другие мероприятия) - 31 единиц |
Объектом Программы является инновационная и инвестиционная деятельность организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска.
Сфера действия Программы - научно-промышленная.
Программа разработана в соответствии с:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575;
Положением о мерах муниципальной поддержки товаропроизводителей на территории города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 20.09.2006 N 344;
Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1286;
Порядком предоставления из бюджета города субсидий молодым ученым и специалистам в сфере инновационной деятельности, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 26.07.2010 N 242;
Порядком рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых в форме прямого участия мэрии города Новосибирска в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 15.03.2011 N 2170;
Порядком предоставления субсидий в сфере инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 25.05.2015 N 3666; (абзац в редакции, введенной постановлением мэраот 16.12.2015 N 7161, - см. предыдущую редакцию)
Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 14.01.2013 N 125;
Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.09.2010 N 125;
Порядком предоставления субсидий в сфере инновационной деятельности, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 30.04.2014 N 3600.
Важным условием достижения второй стратегической цели Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575, - роста экономического потенциала города - является формирование инновационной экономики города Новосибирска на основе использования экономического потенциала научно-образовательного комплекса города и развития высокотехнологичной промышленности, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.
Потенциал инновационного развития города Новосибирска составляет уникальный научно-образовательный комплекс организаций Сибирского отделения Российской академии наук, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений города. В Новосибирском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук представлены ведущие научные школы, которые позволяют вести прикладные разработки по 11 из 27 существующих в России «технологических платформ». В их числе технологии мирового уровня: катализаторы, ускорители, лазеры и приборы на их основе, нанопорошки, нановолокна, нанотрубки, программное обеспечение.
Всего в городе Новосибирске находится более 115 организаций фундаментальной и отраслевой науки, 7 международных исследовательских центров, 38 высших учебных заведений, около 30 средних специальных учебных заведений. В научной сфере занято около 20 тысяч ученых и специалистов. В высших учебных заведениях обучается 134,9 тыс. студентов, а в средних специальных заведениях - 36,6 тыс. учащихся. Также в городе Новосибирске имеется порядка 100 центров послевузовского обучения, более 20 научно-образовательных центров и лабораторий, 14 инновационных центров, целью которых является подготовка и переподготовка кадров. В крупных и средних научных организациях города трудится около 5 % от числа занятых во всех организациях города.
В сфере наукоемкого бизнеса работает около 700 малых инновационных организаций, действует технопарк «Новосибирск», в Новосибирском Академгородке создан технопарк в сфере высоких технологий, в котором осуществляют свою деятельность 289 компаний-резидентов.
Промышленный комплекс города составляют более 250 крупных и средних предприятий и более 6 тысяч малых предприятий производственной сферы. Продолжается процесс диверсификации промышленности, создаются новые предприятия и производства на современной технологической базе, на промышленных площадках получили развитие технопарковые структуры для разработки и освоения наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Доля промышленных предприятий составляет более 50 % в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг всех организаций города Новосибирска. На промышленных предприятиях трудится около 20,8 % от числа занятых во всех организациях города.
Основные показатели развития научных и промышленных организаций города Новосибирска за 2011 - 2014 годы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели развития научных и промышленных организаций
города Новосибирска за 2011 - 2014 годы
N | Показатель развития промышленности | Год | |||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 (оценка) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг промышленными организациями, млрд. рублей | 181,8 | 186,1 | 202,3 | 211,6 |
2 | Среднесписочная численность занятых в крупных и средних научных и промышленных организациях, тыс. человек, из них: | 110,8 | 109,2 | 105,9 | 104,5 |
2.1 | Среднесписочная численность занятых в крупных и средних промышленных организациях, тыс. человек | 92,1 | 90,4 | 87,0 | 85,8 |
2.2 | Среднесписочная численность занятых в крупных и средних научных организациях, тыс. человек | 18,7 | 18,8 | 18,9 | 18,7 |
3 | Среднемесячная заработная плата одного работника промышленных организаций, тыс. рублей | 24,1 | 27,0 | 30,3 | 33,0 |
4 | Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних научных организаций, тыс. рублей | 28,4 | 32,3 | 34,9 | 35,0 |
5 | Инвестиции в основной капитал, осуществленные промышленными организациями, млрд. рублей | 11,7 | 13,4 | 12,9 | 14,0 |
На состояние промышленной сферы города негативно влияет ряд факторов, определяющих тенденции ее развития. Важнейшие из них:
значительный (до 50 %) физический и моральный износ производственных фондов в базовых отраслях промышленности (коэффициент обновления основных фондов не превышает 5 %, коэффициент выбытия основных фондов - 1,5 %, преобладают технологии четвертого технологического уклада) и, как следствие, низкое качество производимой продукции;
сложная политическая и экономическая ситуация в мире, влияющая и ограничивающая внедрение современных технологий и оборудования;
высокие производственные издержки (материалоемкость, энергоемкость) и низкая рентабельность производства;
дефицит инвестиционных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и недостаточной инвестиционной привлекательности предприятий;
низкий уровень производственной кооперации (промышленный субконтрактинг - инструментальные, заготовительные, гальванические участки и другое) в сфере малого и среднего предпринимательства;
невысокий уровень корпоративного управления, в том числе менеджмента качества, недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой политики на рынке наукоемкой продукции;
дефицит квалифицированных кадров в связи с падением престижа инженерно-технических и рабочих специальностей.
Опыт применения в 2003 - 2014 годах программно-целевого метода для решения указанных проблем показал свою эффективность. Организация системного взаимодействия участников производственно-инновационной сферы города Новосибирска в рамках мероприятий Программы позволяет создавать необходимые условия для формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе, обеспечить освоение производства наукоемкой продукции, увеличить темп роста промышленного производства, организовать мероприятия, направленные на импортозамещение.
N | Цель и задачи | Показатель | Единица измерения | 2014 год | Период реализации Программы по годам | |||||
2015 | 2016 | 2017 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1. Создание условий для роста экономического потенциала города Новосибирска на основе развития инновационной и инвестиционной деятельности | ||||||||||
1.1 | Формирование и обеспечение реализации организационно-финансовых мер поддержки инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска | Темп роста инвестиций в основной капитал, осуществленных промышленными предприятиями города Новосибирска | % | 104,7 | 105,7 | 106,1 | 106,4 | |||
Доля инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме товаров собственного производства (работ, услуг) промышленных предприятий города Новосибирска | % | 13,5 | 14,0 | 14,5 | 15,0 | |||||
Поступление в бюджет города налоговых платежей и платежей за аренду земельных участков на территории города Новосибирска (муниципального имущества), уплачиваемых субъектами инвестиционной и инновационной деятельности, получившими субсидии из бюджета города, на 1,0 рубль субсидии | рублей | 13,0 | 8,0 | 13,5 | 14,0 | |||||
Количество реализованных инновационных проектов для муниципальных нужд | единиц | 3 | 6 | 4 | 4 | |||||
Количество новых видов товаров (работ, услуг), внедренных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска, получившими муниципальную поддержку | единиц | 76 | 78 | 80 | 85 | |||||
Количество научных разработок, представленных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска на городских, областных, международных и межрегиональных мероприятиях | единиц | 10 | 15 | 20 | 25 | |||||
1.2 | Содействие повышению кадрового потенциала в организациях научно-промышленного комплекса города Новосибирска | Количество специалистов для инновационных компаний, прошедших обучение в рамках мероприятий Программы | человек | 260 | 260 | 280 | 300 | |||
1.3 | Развитие межрегионального и международного сотрудничества города Новосибирска | Количество мероприятий с участием организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска в коллективных экспозициях мэрии города Новосибирска (выставки, ярмарки, Дни делового сотрудничества и другие мероприятия) | единиц | 10 | 11 | 10 | 10 |