КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2018 года N 1006
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1435
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 N 73 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2014 N 228, от 01.11.2014 N 831, от 17.04.2015 N 263, от 01.06.2015 N 396, от 30.10.2015 N 825, от 31.03.2016 N 184, от 22.09.2016 N 675, от 01.11.2016 N 804, от 31.12.2016 N 1085, от 20.02.2017 N 103, от 24.06.2017 N 424, от 26.06.2017 N 432, от 04.10.2017 N 759, от 27.11.2017 N 916, от 26.02.2018 N 113, от 27.04.2018 N 305) следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 цифры "2014 - 2020" заменить цифрами "2014 – 2021";
в пунктах 2 и 6 слова "Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан" заменить словами "Министерство спорта Республики Татарстан";
государственную программу "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
И.о.Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.К.Нигматуллин
Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 07.02.2014 N 73
(в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от _______ 2018 N ______)
Государственная программа "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы"
Паспорт программы
Наименование программы | Государственная программа "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы" (далее – Программа) |
Государственный заказчик - коорди-натор Программы | Министерство спорта Республики Татарстан |
Государственные заказчики Программы | Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) |
Основной разработ-чик Программы | Министерство спорта Республики Татарстан |
Цель Программы | Реализация государственной политики по развитию молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан |
Задачи Программы | 1. Развитие массовой физической культуры и спорта, укрепление здоровья населения, укрепление спортивного имиджа Татарстана. |
Сроки реализации Программы | 2014 - 2021 годы. |
Перечень подпро-грамм | 1. "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2021 годы"; |
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам | Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2021 годах составит 56 648 424,9 тыс.рублей, из них: |
Ожидаемые конеч-ные результаты реализации цели и задач Программы (индикаторы оцен-ки результатов) и показатели бюд-жетной эффектив-ности | Реализация мероприятий Программы позволит достичь к 2021 году увеличения: |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена Программа
Настоящая Программа разработана с учетом Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р; Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"; от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы"; от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"; законов Республики Татарстан от 21 октября 1999 года N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий"; от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ "О физической культуре и спорте"; постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2013 N 90 "О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2017 годы"; от 03.09.2016 N 614 "О модернизации и развитии социальной сферы и общественной инфраструктуры в Республике Татарстан"; перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.08.2012 N 34547-Пр по вопросам организации детского оздоровительного отдыха и от 20.08.2012 N Пр-2215 по вопросу разработки региональных программ по развитию детского отдыха; Концепции развития социальных отраслей и общественной инфраструктуры в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы, разработанной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан".
В области физической культуры и спорта.
Наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. Только в течение 2012 - 2013 годов в Республике Татарстан в эксплуатацию введены 257 спортивных сооружений. На конец 2013 года в Республике Татарстан функционировали 9 408 спортивных сооружений.
В республике ведется работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом, направленная на все возрастные категории и группы населения Республики Татарстан.
На 1 января 2018 года численность занимающихся массовой физической культурой и спортом в Республике Татарстан составила 1 557 118 человек (43,4 процента от общей численности населения возрастной категории 3 - 79 лет Республики Татарстан).
В республике функционируют 163 учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них 138 детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ) и 25 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (далее – СДЮСШОР). Общий охват занимающихся в них составляет 88 436 человек, ведутся занятия по 65 видам спорта. Воспитанники спортивных школ становятся участниками и победителями многих всероссийских и международных соревнований. Наиболее массовыми видами спорта в Республике Татарстан являются хоккей (занимаются 9 792 человека), футбол (8 010 человек), волейбол (6 260 человек), плавание (5 481 человек), баскетбол (5 196 человек), лыжные гонки (4 384 человека).
В ДЮСШ и СДЮСШОР 34 877 спортсменов имеют спортивные разряды, из них: массовые разряды - 30 474 человека, первый разряд - 2 826 человек, кандидатов в мастера спорта - 1 237 человек, мастеров спорта – 294 человека, мастеров спорта международного класса – 38 человек, заслуженных мастеров спорта – 8 человек.
Разработан план размещения ДЮСШ в новых спортивных сооружениях, достигнута договоренность с образовательными организациями высшего образо-вания республики о совместной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В целях развития спорта высших достижений в 2013 году было проведено более 700 соревнований, в том числе около 600 республиканских, 47 всероссийских, 20 международных и 42 соревнования по программе спартакиад учащихся Республики Татарстан, Приволжского федерального округа и России. Всего нашими спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях завоевана 621 медаль, в т.ч. 237 золотых, 189 серебряных, 195 бронзовых.
В течение 2013 года в республике проводились игры Континентальной хоккейной лиги по хоккею с участием хоккейного клуба "Ак Барс" и хоккейного клуба "Нефтехимик", чемпионата Высшей хоккейной лиги с участием хоккейного клуба "Нефтяник" г.Альметьевска и хоккейного клуба "Барс" г.Казани, чемпионата Молодежной хоккейной лиги с участием хоккейного клуба "Челны" г.Набережные Челны, игры чемпионата и Кубка России, Единой лиги ВТБ, Кубка Европы по баскетболу с участием баскетбольного клуба "УНИКС", чемпионата России, Лиги чемпионов и Клубного чемпионата Европы по волейболу среди мужских команд с участием волейбольного клуба "Зенит-Казань", чемпионата России по волейболу среди женских команд с участием волейбольного клуба "Динамо-Казань", чемпионата России, Лиги Европы по футболу с участием футбольного клуба "Рубин", чемпионата России и Кубка Европы по хоккею с мячом с участием хоккейного клуба "Динамо-Казань", чемпионата России по водному поло с участием ватерпольного клуба "Синтез", чемпионата России и Евролиги по хоккею на траве с участием хоккейного клуба "Динамо-Казань".
В 2011 году в целях развития олимпийских видов спорта и подготовки спортивного резерва в сборные команды России, а также исполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N Пр-996 (подпункт "а" пункта 2) по вопросу определения базовых видов олимпийских, паралимпийских видов, развиваемых в субъектах Российской Федерации, приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 14 июня 2011 года N 571 "Об утверждении перечня базовых олимпийских и паралим-пийских видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации" для Республики Татарстан были определены 32 базовых (опорных) вида спорта.
В рамках реализации задачи по развитию базовых видов спорта:
подписано Соглашение между Республикой Татарстан и Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта от 01.02.2011 N 22;
подписаны соглашения между Министерством спорта Республики Татарстан и муниципальными образованиями республики о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта, распределены базовые олимпийские и паралимпийские виды спорта по муниципальным образованиям республики для развития данных видов спорта;
определены опорные организации (учреждения), осуществляющие подготовку резерва в сборные команды Российской Федерации по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта, закрепленные за Республикой Татарстан;
заключено Соглашение между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Республикой Татарстан о предоставлении субсидии бюджету Республики Татарстан на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта.
Развивается научное и информационно-методическое обеспечение отрасли.
В то же время дальнейшему развитию отрасли препятствуют следующие проблемы:
1. Диспропорции в развитии спортивной инфраструктуры. Несмотря на разви-тую инфраструктуру, сохраняется ее неравномерность в различных районах республики, что не способствует активному вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом. Это особенно важно и с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы как важной меры по улучшению демографической ситуации.
2. Неравномерный темп роста удельного веса населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, неравномерный охват занятиями физической культурой и спортом отдельных категорий населения (студентов, детей и подростков и т.д.). Несмотря на то, что доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в республике выше, чем в других регионах Российской Федерации, наблюдается существенное отставание от аналогичного показателя в развитых странах Запада (25 - 30 про-центов), что может существенно затруднить достижение целей, установленных программами социально-экономического развития республики. В целях решения этой проблемы необходимо организовать работу по поддержке существующих форм физической активности (система ДЮСШ, студенческий спорт, спорт инвалидов и т.д.), а также стимулировать индивидуальные формы физической активности, обеспеченные соответствующей спортивной инфраструктурой по месту жительства, обеспечить недорогой или бесплатный доступ к этой инфраструктуре для малообеспеченных семей. Необходим и поиск новых форм пропаганды здорового образа жизни.
3. Требует совершенствования работа по подготовке кадрового потенциала. Существующая система подготовки кадров отрасли не восполняет потребности в них. В этом направлении работы наблюдаются сложности из-за недостаточного уровня подготовки кадров, их высокой текучести. Одним из главных направлений в указанной области может стать создание отраслевого образовательного кластера на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" и дальнейшее развитие научного и информационно-методического обеспечения отрасли.
4. В настоящее время сформировалась потребность в увеличении ставок тренеров-преподавателей на 316 единиц в существующей системе образовательных организаций детей физкультурно-спортивной направленности.
Для решения этих проблем в рамках подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2021 годы" предлагается комплекс мероприятий, направленных на развитие спортивной инфраструктуры и сети спортивных учреждений, повышение эффективности их функционирования, развитие массового детско-юношеского спорта и подготовку спортивного резерва, развитие студенческого спорта, развитие массового спорта среди всех категорий населения, создание условий для развития приоритетных видов спорта, подготовки спортсменов высокого класса, содействие подготовке специалистов по физической культуре и спорту высшей квалификации, формирование потребности населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни населения, научное, информационно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
В области молодежной политики.
В связи с особенностью государственной молодежной политики как межотраслевой сферы укрепилась межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике негативных социальных явлений.
Для реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, эффективного решения проблем молодежи активно используется программный метод.
Значительный социальный эффект имеет реализация подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" и Закона Республики Татарстан от 21 октября 1999 года N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", в соответствии с которыми Министерство по делам молодежи Республики Татарстан осуществляет государственную поддержку улучшения жилищных условий молодых семей.
В республике закрепилось представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части воспитательного процесса детей и подростков. Для организации работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в республике стало характерным стремление найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворения потребностей максимального количества нуждающихся в отдыхе.
Здоровье детей формируется как интегральный показатель сложного взаимо-действия социально-экономических, демографических и медико-биологических факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, условия и технология обучения и воспитания детей в школе, семье, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей и социальным напряжением в обществе, распространение вредных привычек.
Для профилактики указанных явлений в рамках подпрограммы "Организация отдыха детей и молодежи на 2014 - 2021 годы" в оздоровительных учреждениях проводится планомерная и целенаправленная работа по привлечению детей в лагеря и организации профильных смен.
В настоящее время в Республике Татарстан проживают 3 822,0 тыс.человек. При этом численность сельского населения составляет 921,3 тыс.человек, то есть 24,1 процента всего населения республики. Число сельской молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) - 183,8 тыс.человек, что составляет 20 процентов от всего сельского населения республики и 21,5 процента от всей молодежи Республики Татарстан.
Сельская молодежь как социальная группа не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. Результат этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А это невозможно без обучения ее социальному проектированию, бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем в рамках подпрограммы "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы" планируются мероприятия по созданию условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан.
Для последующего развития государственной молодежной политики требуется дальнейшее решение существующих проблем в молодежной среде, что отражено в подпрограмме "Молодежь Татарстана на 2014 - 2021 годы". Это необходимость совершенствования системы выявления, воспитания и самореализации молодежных лидеров; необходимость повышения трудовой активности молодежи и ее участие в масштабных созидательных проектах республики; отсутствие равных стартовых возможностей для развития различных категорий молодежных групп; недостаточная эффективность работы по профилактике негативных социальных явлений и формированию здорового образа жизни молодежи.
Усиливается роль гражданско-патриотического воспитания в формировании ценностных ориентаций молодежи Республики Татарстан, что отражено в подпрограмме "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы", где в рамках программных мероприятий систематизируются следующие направления: модернизация системы патриотического воспитания, мероприятия по допризывной подготовке граждан к военной службе, информационное, научно-теоретическое и методическое обеспечение в области патриотического воспитания.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан путем повышения эффективности государственной молодежной политики, а также государственной политики в области физической культуры и спорта планируется в подпрограмме "Совершенствование государственной молодежной политики и государственной политики в области спорта на 2014 - 2020 годы".
II. Основные цели и задачи Программы, программные мероприятия, описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы ее реализации