КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2018 года N 305
О внесении изменений в государственную программу "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 N 73 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1435
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в государственную программу "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 N 73 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2014 N 228, от 01.11.2014 N 831, от 17.04.2015 N 263, от 01.06.2015 N 396, от 30.10.2015 N 825, от 31.03.2016 N 184, от 22.09.2016 N 675, от 01.11.2016 N 804, от 31.12.2016 N 1085, от 20.02.2017 N 103, от 24.06.2017 N 424, от 26.06.2017 N 432, от 04.10.2017 N 759, от 27.11.2017 N 916, от 26.02.2018 N 113), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.Песошин
Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы" (далее – Подпрограмма-1) |
Государственные заказчики Под-программы-1 | Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) |
Государственный заказчик - коорди- натор Подпро-граммы-1 | Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
Основной разра-ботчик Подпро-граммы-1 | Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
Цели Подпро-граммы-1 | 1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта. |
Задачи Подпро-граммы-1 | 1. Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан. |
Сроки и этапы | 2014 - 2020 годы. |
Объемы финанси-рования Подпро-граммы-1 с раз-бивкой по годам и источникам фи- нансирования | Общий объем финансирования Подпрограммы-1 составляет 9 942 568,1 тыс.рублей, из них за счет средств бюджета Республики Татарстан - 9 880 152,8 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые ко-нечные резуль-таты реализации целей и задач Подпрограммы-1 (индикаторы оценки резуль-татов) и пока-затели бюджетной | В результате реализации Подпрограммы-1 пр едполагается |
I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-1, в том числе проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-1
Настоящая Подпрограмма-1 разработана с учетом Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 173 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Закона Республики Татарстан от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ "О физической культуре и спорте", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2013 N 1056 "Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу".
Подпрограмма-1 предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физичес-кой активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях.
Слово "культура" означает воспитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура - это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенства. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья.
В настоящее время сфера физической культуры и спорта не отвечает возросшим требованиям общества. Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного россиянина, а также недостаточен ее статус в нашем обществе.
Для более чем 60 процентов учащихся школ России характерны достаточно низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также физкультурная безграмотность и отсутствие потребности в занятиях физической культурой (таблицы 1, 2). Уровень физической активности российских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран низок.
Таблица 1
Фактический уровень физической активности школьников
(процентов)
N | Страны | Не занимаются | Занимаются в неделю | |
1 - 2 часа | 3 - 4 часа | |||
1. | Австрия | 10 | 39 | 51 |
2. | Германия | 14 | 38 | 48 |
3. | Дания | 15 | 46 | 39 |
4. | Финляндия | 17 | 47 | 36 |
5. | Венгрия | 19 | 45 | 36 |
6. | Канада | 22 | 41 | 37 |
7. | Норвегия | 19 | 49 | 32 |
8. | Бельгия | 26 | 37 | 31 |
9. | Испания | 40 | 44 | 16 |
10. | Россия | 47 | 39 | 14 |
11. | Латвия | 46 | 43 | 11 |
Таблица 2
Количество школьников, которые смотрят телевизор 4 часа в день и более
(процентов)
N п/п | Страны | Мальчики | Девочки | ||
11 лет | 15 лет | 11 лет | 15 лет | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Франция | 14 | 18 | 14 | 15 |
2. | Австрия | 17 | 25 | 10 | 22 |
3. | Канада | 31 | 23 | 25 | 18 |
4. | Финляндия | 29 | 19 | 23 | 11 |
5. | Польша | 49 | 40 | 36 | 22 |
6. | Россия | 51 | 38 | 36 | 34 |
7 . | Израиль | 48 | 38 | 52 | 37 |
8. | Эстония | 49 | 50 | 33 | 40 |
В целом же в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10 процентов населения, тогда, когда в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60 процентов. Причинами такого отношения россиян к физической культуре являются существенные недостатки, присущие не только прежним системам образования и культуры страны, но и функционирующим сегодня. До сих пор большинство россиян (до 75 процентов женщин, около 60 процентов мужчин) не считают занятия физической культурой и спортом важной составляющей своей жизни.
Такое представление возникает из-за того, что почти 65 процентов населения страны не понимают значения физической культуры, связанного с развитием личности человека.
Кроме того, и на техническом производстве, для которого стали характерны сложные эвристические задачи, технологические операции, умение творчески мыслить и действовать в различных ситуациях, приобрела остроту проблема нервных и психических перегрузок человека.
Таким образом, с одной стороны, возрастающие требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о высокой значимости физической культуры, с другой стороны, отмечается низкий уровень эффективности ее функционирования в этих сферах, не дающий человеку запаса прочности в укреплении здоровья. Это не позволяет населению (особенно молодежи) реализовать весь свой потенциал, гармонично развиваться и эффективно противостоять неблагоприятным условиям социально-политического и экономического устройства общества.
Кроме того, средства массовой информации, в первую очередь телевидение, недостаточно уделяют внимание пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей и всего населения страны. Более того, телевидение перегружено передачами, способствующими тому, чтобы дети и молодежь впитывали в себя негативные примеры неправильного образа жизни. Как следствие, только 6,5 процента российских детей в возрасте от 11 до 15 лет удовлетворены жизнью, тогда как во Франции этот показатель составляет 45 - 50 процентов, в Канаде – 42 – 47 процентов, Финляндии – 37 – 40 процентов, Эстонии – 20 – 25 процентов.
Английский исследователь А.С.Травис в годы экономического застоя своей страны говорил: "Побеждая скуку и разочарование, физическая культура и спорт вносят свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблем, которые из них вырастут, станет больше и увеличится во много раз цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".
Человек должен обладать максимально развитыми физическими, эмоциональными, психологическими и интеллектуальными качествами. Именно интегративные возможности физической культуры, освоение человеком ее потенциала должны рассматриваться как мощный фактор оздоровления человека.
Только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.
Таким образом, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры здорового образа жизни человека, во многом определяет образ жизни человека. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых эффективной социальной политики.
Другими словами, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.
В общественном сознании должно прочно утвердиться мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению общества, к решению многих его социальных проблем.
При этом необходимо отметить, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих.
Все перечисленные обстоятельства и обусловили необходимость решения накопившихся проблем в сфере развития физкультуры и спорта программными методами.
В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой основе. Создаются широкие возможности для развития физической культуры и спорта.
Наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. Только в течение 2012 - 2013 го-дов в эксплуатацию введены 257 спортивных сооружений. На конец 2013 года функционируют 9 408 спортивных сооружений.
В целях обеспечения высокого уровня подготовки Республики Татарстан к проведению в г.Казани чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Чемпионат) и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - Кубок) организа-ционный комитет Чемпионата реализует мероприятия по своевременному и качественному выполнению плана, связанные с созданием благоприятных условий для организации Чемпионата и Кубка и исполнением обязательств Российской Федерации, закрепленных в правительственных декларациях и гарантиях, данных FIFA, и в Соглашении с городом-организатором и FIFA о подготовке и проведении Чемпионата.
В рамках подготовки к Чемпионату и Кубку предстоит создать единую современную инфраструктуру, построить новые и реконструировать существующие стадионы, соответствующие международным требованиям, построить новые дороги и транспортные развязки, создать комфортные и безопасные места для пребывания гостей и участников Чемпионата и Кубка.
Перечень объектов строительства и реконструкции будет утвержден нормативным актом Кабинета Министров Республики Татарстан.
В республике ведется определенная работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. На 1 января 2014 года численность занимающихся массовой физической культурой и спортом в Республике Татарстан составила 1 330 168 человек (37,43 процента от общей численности населения республики).
Организация оздоровительной и спортивно-массовой работы проводится в 1 672 коллективах физкультуры, охватывающих 328,6 тыс.человек. В последние годы в Татарстане активизировалась физкультурно-спортивная работа на предприятиях различной формы собственности. В различных финальных республиканских спортивных соревнованиях ежегодно принимают участие более 10 тыс.рабочих и служащих. Подъем физкультурно-спортивной активности, повы-шение интереса к здоровому образу жизни у трудоспособного населения, увеличение количества коллективов физкультуры в производственных организациях стало возможным после заключения долгосрочных соглашений о сотрудничестве между республиканскими физкультурно-спортивными обществами и отраслевыми рескомами профсоюзов. Одной из форм привлечения населения к здоровому образу жизни является проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий. Например, в рамках Всероссийских лыжных соревнований "Лыжня России" и Всероссийского дня бега "Кросс нации" в городах и районах республики проводятся массовые лыжные гонки "Лыжня Татарстана" и легкоатлетические забеги, в которых ежегодно принимают участие около 200 тыс.человек.