Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2018 года N 305

О внесении изменений в государственную программу "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 N 73 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 7 ноября 2023 года N 1435

____________________________________________________________________

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести в государственную программу "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 N 73 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2014 N 228, от 01.11.2014 N 831, от 17.04.2015 N 263, от 01.06.2015 N 396, от 30.10.2015 N 825, от 31.03.2016 N 184, от 22.09.2016 N 675, от 01.11.2016 N 804, от 31.12.2016 N 1085, от 20.02.2017 N 103, от 24.06.2017 N 424, от 26.06.2017 N 432, от 04.10.2017 N 759, от 27.11.2017 N 916, от 26.02.2018 N 113), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).

     Премьер-министр
     Республики Татарстан
      А.В.Песошин

Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы"

Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

"Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы" (далее – Подпрограмма-1)

Государственные заказчики Под-программы-1

Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

Государственный заказчик - коорди- натор Подпро-граммы-1

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

Основной разра-ботчик Подпро-граммы-1

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

Цели Подпро-граммы-1

1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта.
 2.  Удовлетворение текущих и формирование новых потребнос-тей населения в занятиях физической культурой и спортом.
 3. Создание условий для укрепления здоровья населения путем популяризации массового спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом

Задачи Подпро-граммы-1

1.  Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан.
 2.  Развитие олимпийских и паралимпийских видов спорта.
 3.  Совершенствование механизмов финансового, материально-технического и кадрового обеспечения физкультурно-спортив-ной деятельности и внедрение новых форм ее организации.
 4.  Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
 5.  Оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям.
 6.  Формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности.
 7.  Содействие в подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации.
 8.  Организация системной пропаганды физической активности и здорового образа жизни

Сроки и этапы
 реализации Под-программы-1

2014 - 2020 годы.
 I этап: 2014 - 2016 годы;
 II этап: 2017 - 2020 годы

Объемы финанси-рования Подпро-граммы-1 с раз-бивкой по годам и источникам фи- нансирования

Общий объем финансирования Подпрограммы-1 составляет 9  942  568,1 тыс.рублей, из них за счет средств бюджета Республики Татарстан - 9  880  152,8 тыс.рублей, в том числе:
 2014 год - 1 593 942,4 тыс.рублей;
 2015 год - 1 410 644,5 тыс.рублей;
 2016 год - 1  254  527,3 тыс.рублей;
 2017 год - 1  692  409,1 тыс.рублей;
 2018 год - 1  298  204,7 тыс.рублей;
 2019 год - 1  313  670,3 тыс.рублей;
 2020 год - 1  316  754,5 тыс.рублей.
 Предполагаемое финансирование за счет средств федерального бюджета составит 62 415,3 тыс.рублей, в том числе:
 2015 год - 8 234,9 тыс.рублей;
 2016 год - 17 651,2 тыс.рублей;
 2017 год - 22  071,0 тыс.рублей;
 2018 год - 14  458,2 тыс.рублей.
 Объемы финансирования Подпрограммы-1 носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формиро-вании проекта бюджета на соответствующий финансовый год.
 Средства федерального бюджета и внебюджетных источников будут определены в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами и соглашениями

Ожидаемые ко-нечные резуль-таты реализации целей и задач Подпрограммы-1 (индикаторы оценки резуль-татов) и пока-затели бюджетной
 эффективности

В результате реализации Подпрограммы-1 пр едполагается
 достичь увеличения к 2020 году:
 доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет до 47 процентов;
 доли населения Республики Татарстан, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике, до 43 про-центов;
 доли обучающихся и студентов, систематически занимаю-щихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов до 86 процентов;
 доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической куль-турой и спортом, в общей численности данной категории населения до 20 процентов;
 единовременной пропускной способности объектов спорта
 до 67 процентов;
 численности спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, до 574 человек;
 доли граждан Республики Татарстан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 40 процентов.

I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-1, в том числе проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-1

Настоящая Подпрограмма-1 разработана с учетом Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 173 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Закона Республики Татарстан от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ "О физической культуре и спорте", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2013 N 1056 "Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу".

Подпрограмма-1 предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физичес-кой активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях.

Слово "культура" означает воспитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура - это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенства. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья.

В настоящее время сфера физической культуры и спорта не отвечает возросшим требованиям общества. Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного россиянина, а также недостаточен ее статус в нашем обществе.

Для более чем 60 процентов учащихся школ России характерны достаточно низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также физкультурная безграмотность и отсутствие потребности в занятиях физической культурой (таблицы 1, 2). Уровень физической активности российских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран низок.

Таблица 1

Фактический уровень физической активности школьников

(процентов)

N
 п/п

Страны

Не занимаются

Занимаются в неделю

1 - 2 часа

3 - 4 часа

1.

Австрия

10

39

51

2.

Германия

14

38

48

3.

Дания

15

46

39

4.

Финляндия

17

47

36

5.

Венгрия

19

45

36

6.

Канада

22

41

37

7.

Норвегия

19

49

32

8.

Бельгия

26

37

31

9.

Испания

40

44

16

10.

Россия

47

39

14

11.

Латвия

46

43

11

Таблица 2

Количество школьников, которые смотрят телевизор 4 часа в день и более

(процентов)

N п/п

Страны

Мальчики

Девочки

11 лет

15 лет

11 лет

15 лет

1

2

3

4

5

6

1.

Франция

14

18

14

15

2.

Австрия

17

25

10

22

3.

Канада

31

23

25

18

4.

Финляндия

29

19

23

11

5.

Польша

49

40

36

22

6.

Россия

51

38

36

34

7 .

Израиль

48

38

52

37

8.

Эстония

49

50

33

40

В целом же в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10 процентов населения, тогда, когда в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60 процентов. Причинами такого отношения россиян к физической культуре являются существенные недостатки, присущие не только прежним системам образования и культуры страны, но и функционирующим сегодня. До сих пор большинство россиян (до 75 процентов женщин, около 60 процентов мужчин) не считают занятия физической культурой и спортом важной составляющей своей жизни.

Такое представление возникает из-за того, что почти 65 процентов населения страны не понимают значения физической культуры, связанного с развитием личности человека.

Кроме того, и на техническом производстве, для которого стали характерны сложные эвристические задачи, технологические операции, умение творчески мыслить и действовать в различных ситуациях, приобрела остроту проблема нервных и психических перегрузок человека.

Таким образом, с одной стороны, возрастающие требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о высокой значимости физической культуры, с другой стороны, отмечается низкий уровень эффективности ее функционирования в этих сферах, не дающий человеку запаса прочности в укреплении здоровья. Это не позволяет населению (особенно молодежи) реализовать весь свой потенциал, гармонично развиваться и эффективно противостоять неблагоприятным условиям социально-политического и экономического устройства общества.

Кроме того, средства массовой информации, в первую очередь телевидение, недостаточно уделяют внимание пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей и всего населения страны. Более того, телевидение перегружено передачами, способствующими тому, чтобы дети и молодежь впитывали в себя негативные примеры неправильного образа жизни. Как следствие, только 6,5 процента российских детей в возрасте от 11 до 15 лет удовлетворены жизнью, тогда как во Франции этот показатель составляет 45 - 50 процентов, в Канаде – 42 – 47 процентов, Финляндии – 37 – 40 процентов, Эстонии – 20 – 25 процентов.

Английский исследователь А.С.Травис в годы экономического застоя своей страны говорил: "Побеждая скуку и разочарование, физическая культура и спорт вносят свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблем, которые из них вырастут, станет больше и увеличится во много раз цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".

Человек должен обладать максимально развитыми физическими, эмоциональными, психологическими и интеллектуальными качествами. Именно интегративные возможности физической культуры, освоение человеком ее потенциала должны рассматриваться как мощный фактор оздоровления человека.

Только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.

Таким образом, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры здорового образа жизни человека, во многом определяет образ жизни человека. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых эффективной социальной политики.

Другими словами, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.

В общественном сознании должно прочно утвердиться мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению общества, к решению многих его социальных проблем.

При этом необходимо отметить, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих.

Все перечисленные обстоятельства и обусловили необходимость решения накопившихся проблем в сфере развития физкультуры и спорта программными методами.

В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой основе. Создаются широкие возможности для развития физической культуры и спорта.

Наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. Только в течение 2012 - 2013 го-дов в эксплуатацию введены 257 спортивных сооружений. На конец 2013 года функционируют 9 408 спортивных сооружений.

В целях обеспечения высокого уровня подготовки Республики Татарстан к проведению в г.Казани чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Чемпионат) и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - Кубок) организа-ционный комитет Чемпионата реализует мероприятия по своевременному и качественному выполнению плана, связанные с созданием благоприятных условий для организации Чемпионата и Кубка и исполнением обязательств Российской Федерации, закрепленных в правительственных декларациях и гарантиях, данных FIFA, и в Соглашении с городом-организатором и FIFA о подготовке и проведении Чемпионата.

В рамках подготовки к Чемпионату и Кубку предстоит создать единую современную инфраструктуру, построить новые и реконструировать существующие стадионы, соответствующие международным требованиям, построить новые дороги и транспортные развязки, создать комфортные и безопасные места для пребывания гостей и участников Чемпионата и Кубка.

Перечень объектов строительства и реконструкции будет утвержден нормативным актом Кабинета Министров Республики Татарстан.

В республике ведется определенная работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. На 1 января 2014 года численность занимающихся массовой физической культурой и спортом в Республике Татарстан составила 1 330 168 человек (37,43 процента от общей численности населения республики).

Организация оздоровительной и спортивно-массовой работы проводится в 1 672 коллективах физкультуры, охватывающих 328,6 тыс.человек. В последние годы в Татарстане активизировалась физкультурно-спортивная работа на предприятиях различной формы собственности. В различных финальных республиканских спортивных соревнованиях ежегодно принимают участие более 10 тыс.рабочих и служащих. Подъем физкультурно-спортивной активности, повы-шение интереса к здоровому образу жизни у трудоспособного населения, увеличение количества коллективов физкультуры в производственных организациях стало возможным после заключения долгосрочных соглашений о сотрудничестве между республиканскими физкультурно-спортивными обществами и отраслевыми рескомами профсоюзов. Одной из форм привлечения населения к здоровому образу жизни является проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий. Например, в рамках Всероссийских лыжных соревнований "Лыжня России" и Всероссийского дня бега "Кросс нации" в городах и районах республики проводятся массовые лыжные гонки "Лыжня Татарстана" и легкоатлетические забеги, в которых ежегодно принимают участие около 200 тыс.человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»