ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2015 года N 30

О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"

(с изменениями на 18 июня 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 234 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2016, N 0001201603290010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.05.2017, N 0001201705150017);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1601 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2017, N 0001201712250005) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1601);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300033);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года N 601 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.05.2019, N 0001201905200009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2019, N 0001201906260016).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Министерству спорта Российской Федерации осуществить меры, направленные на заключение до 1 января 2016 года с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об их участии в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2016-2020 годах государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих направления по развитию физической культуры и спорта, учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 января 2015 года N 30

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"

(с изменениями на 18 июня 2019 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 года N 2-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство спорта Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство спорта Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Задачами Программы являются:

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, строительство и реконструкция спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство и реконструкцию этих объектов;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;
развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;
развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа;
развитие спортивной инфраструктуры Республики Крым и г.Севастополя
развитие спортивной инфраструктуры приоритетных территорий: Арктической зоны, Калининградской области

(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 234; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

-

единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, - 17900 человек;
эффективность использования существующих объектов спорта - с 60 процентов в 2015 году до 80 процентов в 2020 году;
доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, - с 76 процентов в 2015 году до 88,7 процента в 2020 году;

доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены спортивной инфраструктурой для акклиматизации в условиях среднегорья, Черноморского побережья (на территории Российской Федерации), в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, - с 35 процентов в 2015 году до 59,6 процента в 2020 году;
количество квалифицированных тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, - с 320 тыс. человек в 2015 году до 380 тыс. человек в 2020 году;
количество спортивных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы, - 26;
доля граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет - с 35 процентов в 2015 году до 43,8 процента в 2020 году;
доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, - с 46 процентов в 2015 году до 48,5 процента в 2020 году;

доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания
(от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва - с 22 процентов в 2015 году до 23 процентов в 2020 году;
количество созданных в рамках Программы в Северо-Кавказском федеральном округе физкультурно-оздоровительных комплексов - 45, спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров - 6;
количество созданных в рамках Программы в Дальневосточном федеральном округе физкультурно-оздоровительных комплексов - 25, спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров - 4;
количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта в Республике Крым и г.Севастополе - 7, спортивных объектов в составе федерального спортивно-тренировочного центра - 1;
количество созданных в рамках Программы объектов спорта в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства - 14;
количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта на приоритетных территориях: в Арктической зоне, Калининградской области - 9;     

количество спортивных площадок для занятий физической культурой в Республике Крым и г.Севастополе - 340     

(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 234; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776. - См. предыдущую редакцию)

Срок реализации Программы

-

I этап - 2016-2018 годы;

II этап - 2019-2020 годы

Объем и источники
финансирования Программы

-

объем финансирования Программы (2016-2020 годы) составляет 64,44 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 42,81 млрд. рублей;
за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 16,09 млрд. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 5,54 млрд. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 234; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

обеспечение необходимых инфраструктурных условий для достижения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р;
ввод в эксплуатацию в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы), стоимость строительства и реконструкции каждого из которых составляет не более 100 млн. рублей, а также плоскостных сооружений, стоимость строительства и реконструкции каждого из которых составляет не более 25 млн. рублей, построенных по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения и (или) включенным в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обладающих совокупной единовременной пропускной способностью не менее 17,9 тыс. человек;
создание новых и развитие существующих федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья и Черноморского побережья спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;

создание нового центра подготовки российских спортсменов на Дальнем Востоке;
строительство и реконструкция региональных спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта, для подготовки спортсменов субъектов Российской Федерации, в которых эти виды спорта являются базовыми;
создание в Северо-Кавказском федеральном округе 45 физкультурно-оздоровительных комплексов и 6 спортивных объектов;
создание в Дальневосточном федеральном округе 25 физкультурно-оздоровительных комплексов и 4 спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров;
создание в Республике Крым и г.Севастополе 7 объектов для массового спорта и 1 спортивного объекта в составе федерального спортивно-тренировочного центра;

создание в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства 25 объектов спорта;
создание на приоритетных территориях: в Арктической зоне, Калининградской области 9 объектов для массового спорта

(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 234; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776. - См. предыдущую редакцию)


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 года N 2-р.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013-2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

В целях определения направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.

Кроме того, спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.

Благодаря принятым в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта, решениям о поддержке спортивных организаций и другим проектам удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.

Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.

Эти сферы, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата у всей отрасли. Соответственно комплексное решение возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям.

Единовременная пропускная способность спортивных объектов по отдельным видам спорта, а также быстро устаревающая методическая база подготовки спортсменов не позволяют в полной мере обеспечить комплексное решение указанных проблем в соответствии с одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р социальными нормативами и нормами в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - Программа на 2006-2015 годы), положила начало формированию общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2015 годы, с 6840 человек в 2010 году до 11618 человек в 2013 году, а также создать инфраструктуру для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. Однако не были созданы федеральные тренировочные центры для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта, конного спорта, современного пятиборья и стрельбы из лука.

При этом качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий (в том числе в рамках этапов международных соревнований). Тем не менее цифры, подтверждающие достигнутые успехи, также свидетельствуют о необходимости продолжения работы.

При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий решение проблемы программно-целевым методом.

Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления отрасли.

Программа, являясь программно-целевым инструментом реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - государственная программа), опирается на результаты Программы на 2006-2015 годы и усиливает созданные ею содержательный, методологический и организационный заделы.

Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении задач, отнесенных к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта, и предусматривающих решение стратегической задачи формирования спортивного резерва.

Отказ от использования программно-целевого метода может привести к следующим проблемам:

отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в этой области;

снижение уровня и отсутствие стабильности результатов в спорте высших достижений;

снижение активности использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;

снижение социальной эффективности физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодежи, формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.

Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы, применявшиеся в рамках реализации Программы на 2006-2015 годы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит обеспечить:

развитие массового спорта с учетом необходимости повышения обеспеченности физкультурно-спортивными объектами субъектов Российской Федерации, с учетом приоритетности развития Дальневосточного, Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, г.Севастополя, Арктической зоны и Калининградской области (далее - приоритетные территории);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 865; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 776. - См. предыдущую редакцию)


развитие спорта высших достижений с учетом таких особенностей различных составляющих этого процесса, как развитие инфраструктуры спортивно-тренировочных центров в соответствии с поставленными целями, а также развитие инфраструктуры спортивных центров на базе подведомственных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г.Севастополя;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 537. - См. предыдущую редакцию)

создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения задач Программы;

информирование общества (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров для повышения престижа активного образа жизни.

Однако применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, основными из которых являются административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой, риск выстраивания алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации на основе софинансирования за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, а также финансовый риск, характеризующийся:

недостаточностью финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, обусловленной инфляционными процессами и обесцениванием финансовых ресурсов в стране. Наличие этого фактора может привести к невозможности достижения целевых показателей Программы по отдельным направлениям;

сокращением объемов финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, связанным с возможным изменением социально-экономической ситуации в регионах. Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения мероприятий Программы по вводу объектов капитального строительства в необходимом объеме в предусмотренные сроки;

несвоевременным принятием решений на региональном уровне о софинансировании мероприятий Программы по подготовке проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Наличие этого фактора может привести к снижению эффективности использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, субъектами Российской Федерации.

Кроме того, существуют риски, связанные с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты от ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Отсутствие такой информации также является существенным фактором риска.

Для предотвращения этих рисков необходимо осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся при реализации Программы, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования всей системы мер, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям. Результаты мониторинга должны регулярно публиковаться в средствах массовой информации.

С этой же целью предусматривается открытое обсуждение реализации Программы на координационном совете Программы.

Учитывая, что Программой предусмотрено формирование системы текущего и оперативного управления, контроля и мониторинга достижения целевых показателей, риск наступления негативных последствий от реализации Программы будет минимален.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения


Целями Программы как программно-целевого инструмента реализации государственной программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»