____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 30.01.2019 N 32.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 N 85-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 366 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2025 годы" (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 03.09.2014 N 260, от 11.12.2014 N 385, от 05.02.2016 N 20, от 06.12.2016 N 308, от 05.08.2017 N 230, от 19.12.2017 N 361) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 27.07.2018 года N 189
"Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 31.10.2013 года N 366
| |
Наименование Программы | "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2025 годы" |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики, Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, Управление по делам казачества при Главе Карачаево-Черкесской Республики, Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам архивов, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Аппарат антинаркотической комиссии в Карачаево-Черкесской Республике, Региональное отделение ДОСААФ России Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), Республиканский Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Перечень подпрограмм Программы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 2 "Развитие общего образования на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 3 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 4 "Развитие системы дополнительного образования детей в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 5 "Развитие воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 6 "Патриотическое воспитание граждан на 2014 - 2016 годы". Подпрограмма 7 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 8 "Горячее питание школьников на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 9 "Безопасность образовательной организации на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 10 "Развитие науки в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 11 "Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 12 "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 13 "Финансовое обеспечение условий реализации государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 14 "Создание новых мест (исходя из прогнозируемой потребности) в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы". |
Цели и задачи Программы | Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики; создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных организаций республики как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России; патриотическое воспитание граждан на 2014 - 2016 годы; организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; создание условий, способствующих укреплению здоровья, через увеличение охвата школьников горячим сбалансированным питанием в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики; обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности; формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок; организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; обеспечение деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и государственных учреждений Карачаево-Черкесской Республики, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и работников государственных учреждений Карачаево-Черкесской Республики; обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций, перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 процентов и выше; обновление содержания и технологий обучения среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг; развитие педагогического и управленческого потенциала системы среднего профессионального образования; совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | Удельный вес детей в возрасте от 0 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием; удельный вес детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, охваченных дошкольным образованием; удельный вес детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием; доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; доля детей, охваченных предшкольной подготовкой; количество созданных дополнительных дошкольных мест; количество семейных детских садов; количество негосударственных детских садов; удельный вес детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте до 3 лет; удельный вес педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки; удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций; отношение численности детей в возрасте до 7 лет, получающих дошкольное образование в негосударственных дошкольных образовательных организациях, к общей численности детей в возрасте от до 7 лет, получающих дошкольное образование; доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста; обеспечение качественного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования; повышение профессиональной компетентности педагогических работников, подготовка кадров для работы по ФГОС; апробация ФГОС основного общего образования в муниципальных базовых пилотных площадках; публичные доклады об образовании в общеобразовательных организациях, размещение информации в сети Интернет; обеспечение доступности качества общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение независимой экспертизы качества знаний учащихся всех уровней; совершенствование системы работы с одаренными учащимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; соответствие современным требованиям обучения Российской Федерации; мотивация педагогов к повышению уровня труда; мотивация учащихся к повышению качества знаний; совершенствование системы независимой оценки качества подготовки выпускников основного общего и среднего общего образования; повышение мастерства педагогов, работающих в системе общего образования; повышение профессионального уровня педагогов, работающих в системе образования, распространение лучшего опыта учителей; определение рейтинга общеобразовательных организаций; повышение профессионального уровня учителей родных языков, работающих в системе общего образования, распространение опыта учителей, внедряющих современное качество национального образования; повышение профессионального уровня педагогов, работающих в системе образования, распространение инновационных методик, обеспечивающих высокое качество образования; увеличение числа общеобразовательных организаций использующих "электронный журнал" и "электронный дневник"; выполнение - ФГОС по родным языкам; проведение оценки качества предметных достижений обучающихся общеобразовательных организаций; увеличение доли пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), обеспеченных высокопроизводительными сканерами для выполнения сканирования экзаменационных работ участников Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в ППЭ в день проведения экзаменов; увеличение доли ППЭ, обеспеченных высокопроизводительными принтерами для использования технологии "Печать контрольно-измерительных материалов (КИМ) в ППЭ"; увеличение скорости обработки экзаменационных материалов в региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ); количество разработанных программ подготовки и/или повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования); количество специалистов, прошедших подготовку и/или повышение квалификации по разработанным программам (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур); количество обучающих мероприятий по разработанным программам подготовки и/или повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования); организация и проведение процедуры оценки качества предметных достижений обучающихся образовательных организаций; организация и проведение оценки качества профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ; государственно-общественный контроль качества образования; повышение удельного веса, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов; повышение квалификации педагогических работников по ФГОС и адресным моделям повышения квалификации; увеличение базовых школ для апробации ФГОС среднего общего образования от общего числа общеобразовательных организаций; повышение квалификации экспертов предметных комиссий; увеличение количества изданных учебников по родным языкам, по всем языкам; обучение детей инвалидов по адаптированным основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях; обеспечение удельного веса численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций 22%; увеличение количества интегрированных многоуровневых образовательных программ, позволяющих оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей; соответствие образовательных услуг учреждений профессионального образования требованиям регионального рынка труда: доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования; количество человек, прошедших повышение квалификации, профессиональную подготовку, переподготовку в учреждениях профессионального образования, в том числе по договорам с Управлением государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики; доля учреждений профессионального образования, внедривших ФГОС 3 поколения; доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии; доля выпускников по повышенным (4 - 5) квалификационным разрядам; обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами требуемой квалификации: доля педагогов, прошедших повышение квалификации; количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием; доля учреждений, имеющих действующие органы студенческого самоуправления; количество студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки в соответствии с перечнем 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования; доля организаций профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих отклонений развития, в общем количестве организаций профессионального образования; доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста; доля учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность в сетевом взаимодействии с образовательными организациями всех типов и видов, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей; доля авторских образовательных программ дополнительного образования, разработанных с учетом современных требований к их содержанию и реализации, в общем количестве программ, реализуемых организациями дополнительного образования детей; доля учреждений дополнительного образования детей, подключенных к единой информационной сети системы образования, в общем количестве образовательных учреждений дополнительного образования детей; доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих постоянно обновляющиеся сайты, в общем количестве организаций дополнительного образования детей; доля учреждений дополнительного образования детей, оснащенных современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, в общем количестве организаций дополнительного образования детей; доля дополнительных образовательных программ, представленных на конкурс программ дополнительного образования, в общем количестве реализуемых программ дополнительного образования; доля учреждений дополнительного образования детей, принявших участие в республиканском конкурсе, в общем количестве организаций дополнительного образования детей; доля высококвалифицированных педагогов дополнительного образования в общем количестве педагогов дополнительного образования: увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания учащихся, к общему количеству учреждений; удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной деятельности в государственных общеобразовательных организациях республики; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых разработаны и реализуются программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала республики; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых реализуется комплексная программа развития культуры чтения школьников; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых действуют детские общественные объединения и органы ученического самоуправления; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых работают волонтерские объединения; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых разработаны и реализуются программы по формированию культуры здорового образа жизни; доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию; увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 80%; увеличение количества прошедших лечение и реабилитацию больных с диагнозом "наркомания", длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет; увеличение доли учащихся, получающих льготное горячее питание в школьных столовых; доля муниципальных общеобразовательных организаций, апробирующих в школьных столовых новые формы организации школьного питания; увеличение доли образовательных организаций полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности; увеличение доли республиканских образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности; количество научно-исследовательских работ; объем финансирования научных исследований; отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в регионе; формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию региональной системы образования; увеличение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма с использованием средств федерального и республиканского бюджетов; число новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Источник финансирования - бюджет Карачаево-Черкесской Республики, федеральный бюджет (по согласованию). Общий объем финансирования Программы - 35788478,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 4532318,9 тыс. рублей 2015 год - 4529922,2 тыс. рублей 2016 год - 4227554,7 тыс. рублей 2017 год - 4867474,9 тыс. рублей 2018 год - 5146003,1 тыс. рублей 2019 год - 4865024,9 тыс. рублей 2020 год - 4847739,7 тыс. рублей 2021 год - 418583,9 тыс. рублей 2022 год - 418583,9 тыс. рублей 2023 год - 1364150,8 тыс. рублей 2024 год - 536713,9 тыс. рублей 2025 год - 0,0 тыс. рублей |
Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета | В том числе средства предполагаемые к привлечению из федерального бюджета (по согласованию), в том числе по годам: 2014 год - 246547,5 тыс. рублей 2015 год - 100922,7 тыс. рублей 2016 год - 22198,4 тыс. рублей 2017 год - 192303,4 тыс. рублей 2018 год - 266486,75 тыс. рублей 2019 год - 131041,53 тыс. рублей 2020 год - 197879,9 тыс. рублей 2021 год - 293008,73 тыс. рублей 2022 год - 293008, 73 тыс. рублей 2023 год - 954905,56 тыс. рублей 2024 год - 375699,73 тыс. рублей 2025 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации детей в возрасте от 3 до 7 лет, обеспечение 100% охвата детей предшкольной подготовкой; ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации детей в возрасте от двух месяцев до 3 лет, обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до 3 лет; увеличение числа дошкольных мест на 830 за 2018 - 2020 годы; увеличение с 43% до 80% удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием в возрасте от 3 до 7 лет; создание дополнительных дошкольных мест за счет развития вариативных форм; обеспечение 100% охвата специалистов, работающих в дошкольном образовании, курсовой подготовкой и повышением квалификации; увеличение к 2019 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 75%; увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, удовлетворяющих современным требованиям и условиям осуществления образовательного и воспитательного процесса, до 80%; увеличение до 90% числа граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию; снижение масштабов незаконного потребления наркотиков в Карачаево-Черкесской Республике; увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 60%; увеличение численности прошедших лечение больных с диагнозом "наркомания", длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, за период реализации Программы; увеличение доли учащихся, получающих горячее питание в школьных столовых, с 43% до 100%; увеличение доли учащихся, охваченных льготным питанием; увеличение числа общеобразовательных организаций, улучшивших материально-техническую базу школьных пищеблоков; увеличение количества школ, участвующих в апробации новых форм питания; увеличение удельного веса работников школьных пищеблоков, прошедших курсы повышения квалификации; повышение безопасности образовательных организаций, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма людей, создание необходимой материально-технической базы по организации охраны образовательных организаций от террористической угрозы; увеличение количества научно-исследовательских работ; обеспечение жильем специализированного жилого фонда 667 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; к 2021 году 1 - 4 классы и 10 - 11(12) классы станут обучаться в одну смену, будет удержан существующий односменный режим обучения; 5536 - число новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования; к 2024 году в одну смену станут обучаться все 5 - 9 классы; 2021 - количество новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования; 100% обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; к 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий школ с износом 50% и выше в новые школы, будет удержан существующий односменный режим обучения; по итогам реализации Программы все обучающиеся в школах станут обучаться в одну смену, 100% обучающихся перейдут из зданий школ, имеющих высокую степень износа, в новые школы; обеспечение непрерывности работы по профессиональной ориентации инвалидов на всех уровнях образования; создание специальных условий для получения профессионального образования; мониторинг деятельности образовательных организаций по вопросам приема, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения специальных условий для получения ими образования, а также их последующего трудоустройства; проведение семинаров (вебинаров) для педагогических работников и родителей по вопросам профессиональной ориентации и получения профессионального образования инвалидами молодого возраста; дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций по вопросам работы со студентами с инвалидностью; своевременная актуализация образовательных программ и программ по профессиональной ориентации в соответствии с требованиями рынка труда и предлагаемыми вакансиями; информирование об условиях получения профессионального образования, профессиях, специальностях, направлениях подготовки, реализуемых в образовательных организациях |
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".
По состоянию на 01.01.2014 в республике проживает 41269 детей дошкольного возраста, в том числе 24124 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Система дошкольного образования в республике представляет собой многофункциональную сеть образовательных организаций, ориентированную на удовлетворение запросов в области дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в 2014 году оказывали 116 дошкольных образовательных организаций (в том числе 2 частных), 18 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах, 97 подготовительных к школе классов, 12 центров раннего развития ребенка.
Всеми формами дошкольного образования было охвачено 17092 ребенка (43%), в том числе 15694 детей (63%) в возрасте от 3 до 7 лет.
В 2016 году работает 129 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 3 частных), 59 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах, в формате "школа-детский сад", 98 классов предшкольной подготовки в школах, 6 центров раннего развития ребенка, 1 семейная группа.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 21456 человек (51%), в том числе 18980 детей (82%) в возрасте от 3 до 7 лет.
С 01.01.2016 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в республике достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С учетом высокой рождаемости (более 6 тысяч детей в год) в республике сохраняется потребность в дошкольных местах для детей в возрасте до 3 лет. По состоянию на 25.05.2018 дефицит таких мест более 400.
Внутренние ресурсы по расширению форм и способов получения дошкольного образования детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, включая вариативные формы дошкольного образования - привлечение частного сектора, открытия групп кратковременного пребывания - и дальнейшему уменьшению числа очередников, исчерпаны, и решение проблемы дефицита мест возможно лишь за счет строительства новых детских садов и пристроек к существующим зданиям дошкольных образовательных организаций. Общая прогнозная потребность дополнительных дошкольных мест до 2020 года - 935, с учетом того, что в автоматизированной системе "электронная очередь" состоит на учете более 6000 тысяч.
В общеобразовательных организациях республики реализуются меры, направленные на поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В 2015/2016 учебном году введены новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в штатном режиме для учащихся 5 - 6 - 7 классов для учащихся 8 классов в пилотных школах в экспериментальном режиме.
В школах республики внедряются инновационные технологии обучения, 10% общеобразовательных организаций - гимназии и лицеи, в 40% школ на старшей ступени ведется профильное обучение по 10 направлениям.
В целях повышения социального статуса и профессионализма работников образования, поощрения творчески работающих педагогов, пропаганды инновационных педагогических идей и достижений, распространения педагогического опыта ежегодно учителя Карачаево-Черкесской Республики участвуют в Республиканском этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" и республиканском конкурсе "Лучший учитель родного языка".
В рамках Комплекса мероприятий Карачаево-Черкесской Республики, посвященных Дню русского языка, на 2013 - 2016 годы в образовательных организациях республики ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Малые Кирилло-Мефодиевские и Большие Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.
С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в олимпиаде по родным языкам.
Национальное образование является приоритетным полем развития языков и культур народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, оно формирует духовную основу нашего общества. Особое внимание в республике уделяется изданию учебников на родных языках.
Система среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 10 государственных образовательных организаций среднего профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. Число обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 4,4 тыс. человек, выпуск квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 1,5 тыс. человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получают четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.
Трудоустройство выпускников среднего профессионального образования составляет около 80%.
Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. Ежегодно по данной форме обучение проходят более 400 человек.
Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе среднего профессионального образования.
По прогнозам Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и руководителей учреждений среднего профессионального образования наибольшим спросом на рынке труда будут пользоваться следующие укрупненные группы специальностей (УГС):
1. 35.00.00 "Сельское, лесное и рыбное хозяйство".
2. 43.00.00 "Сервис и туризм".
3. 08.00.00 "Техника и технологии строительства".
4. 13.00.00 "Электро- и теплоэнергетика".
5. 15.00.00 "Машиностроение".
6. 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта".
7. 09.00.00 "Информатика и вычислительная техника".
8. 11.00.00 "Электроника, радиотехника и системы связи".
9. 22.00.00 "Технологии материалов".
10. 44.00.00 "Образование и педагогические науки".
Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4 - 5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность).
Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы организаций профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования организаций системы среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных организаций (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70 - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов колледжей как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.
Развитие педагогического и управленческого потенциала системы среднего профессионального образования, совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации. Поэтому одной из приоритетных задач Программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг.
Основными мероприятиями подпрограммы являются
создание эффективной системы прогнозирования потребности Карачаево-Черкесской Республики в трудовых ресурсах;
увеличение количества интегрированных многоуровневых образовательных программ, позволяющих оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей;
увеличение количества взрослого населения, прошедшего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по модульным программам.
изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда;
проведение региональных конкурсов профессионального мастерства и участие профессиональных образовательных организаций в национальных чемпионатах;
структурная перестройка системы профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики;
модернизация материально-технической базы образовательных организаций;
выплата стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
реализация мероприятий по назначению и выплате именных стипендий Главы Карачаево-Черкесской Республики студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования Карачаево-Черкесской Республики;
реализация мероприятий по назначению и выплате именных стипендий Главы Карачаево-Черкесской Республики студентам, обучающимся в образовательных организациях среднего профессионального образования;
повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства;
создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям;
создание системы независимой оценки качества профессионального образования;
создание эффективной системы прогнозирования потребности Карачаево-Черкесской Республики в трудовых ресурсах, увеличение количества интегрированных многоуровневых образовательных программ, позволяющих оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей.
Данные задачи не могут быть решены без участия работодателей и социальных партнеров. В решении проблем профессионального образования Подпрограмма 3 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы" годы позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Карачаево-Черкесской Республики.
В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных организаций, работе с талантливыми детьми. Система дополнительного образования детей республики представлена 39 организациями с количеством обучающихся - 22658 человека, что составляет 46% от общего числа учащихся общеобразовательных организаций. В настоящее время на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования действует 902 объединений по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, экологическое, техническое творчество.