Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2016 года N 308


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 31.10.2013 N 366 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2014 - 2025 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 30.01.2019 N 32.
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2015 N 108-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:

Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 366 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2025 годы" (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 03.09.2014 N 260, от 11.12.2014 N 385, от 05.02.2016 N 20) следующее изменение:

Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.

Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ






Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 06.12.2016 N 308


"Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 31.10.2013 N 366

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2014 - 2025 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2014 - 2025 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

Наименование Программы

"Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2025 годы"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Соисполнители Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики, Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, Управление по делам казачества при Главе Карачаево-Черкесской Республики, Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам архивов, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Аппарат антинаркотической комиссии в Карачаево-Черкесской Республике, Региональное отделение ДОСААФ России Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), Республиканский Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

Перечень подпрограмм Программы

Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 2 "Развитие общего образования на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 3 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 4 "Развитие системы дополнительного образования детей в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 5 "Развитие воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 6 "Патриотическое воспитание граждан на 2014 - 2016 годы".
Подпрограмма 7 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 8 "Горячее питание школьников на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 9 "Безопасность образовательной организации на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 10 "Развитие науки в Карачаево-Черкесской Республике".
Подпрограмма 11 "Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 12 "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 13 "Финансовое обеспечение условий реализации государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы".
Подпрограмма 14 "Создание новых мест (исходя из прогнозируемой потребности) в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы".

Цели и задачи Программы

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики;
организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики;
создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных организаций республики как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России;
патриотическое воспитание граждан на 2014 - 2016 годы;
организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
создание условий, способствующих укреплению здоровья, через увеличение охвата школьников горячим сбалансированным питанием в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности;
формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок;
организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
обеспечение деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и государственных учреждений Карачаево-Черкесской Республики, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и работников государственных учреждений Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций, перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 процентов и выше

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

Удельный вес детей в возрасте от 0 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием;
удельный вес детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием;
доля детей, охваченных предшкольной подготовкой;
количество семейных детских садов;
количество негосударственных детских садов;
удельный вес детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте до 3 лет;
удельный вес педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки;
удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
отношение численности детей в возрасте до 7 лет, получающих дошкольное образование в негосударственных дошкольных образовательных организациях, к общей численности детей в возрасте от до 7 лет, получающих дошкольное образование;
доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста;
обеспечение качественного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических работников, подготовка кадров для работы по ФГОС;
апробация ФГОС основного общего образования в муниципальных базовых пилотных площадках;
публичные доклады об образовании в общеобразовательных организациях, размещение информации в сети Интернет;
обеспечение доступности качества общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение независимой экспертизы качества знаний учащихся всех уровней;
совершенствование системы работы с одаренными учащимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
соответствие современным требованиям обучения Российской Федерации;
мотивация педагогов к повышению уровня труда;
мотивация учащихся к повышению качества знаний;
совершенствование системы независимой оценки качества подготовки выпускников основного общего и среднего общего образования;
повышение мастерства педагогов, работающих в системе общего образования;
повышение профессионального уровня педагогов, работающих в системе образования, распространение лучшего опыта учителей;
определение рейтинга общеобразовательных организаций;
повышение профессионального уровня учителей родных языков, работающих в системе общего образования, распространение опыта учителей, внедряющих современное качество национального образования;
повышение профессионального уровня педагогов, работающих в системе образования, распространение инновационных методик, обеспечивающих высокое качество образования;
увеличение числа общеобразовательных организаций использующих "электронный журнал" и "электронный дневник";
выполнение федерального государственного стандарта общего образования (далее - ФГОС) по родным языкам;
проведение оценки качества предметных достижений обучающихся общеобразовательных организаций;
увеличение доли пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), обеспеченных высокопроизводительными сканерами для выполнения сканирования экзаменационных работ участников Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в ППЭ в день проведения экзаменов;
увеличение доли ППЭ, обеспеченных высокопроизводительными принтерами для использования технологии "Печать контрольно-измерительных материалов (КИМ) в ППЭ";
увеличение скорости обработки экзаменационных материалов в региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ);
количество разработанных программ подготовки и/или повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования);
количество специалистов, прошедших подготовку и/или повышение квалификации по разработанным программам (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур);
количество обучающих мероприятий по разработанным программам подготовки и/или повышения квалификации работников сферы образования в области оценки качества образования (в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования);
организация и проведение процедуры оценки качества предметных достижений обучающихся образовательных организаций;
организация и проведение оценки качества профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
государственно-общественный контроль качества образования;
повышение удельного веса, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов;
повышение квалификации педагогических работников по ФГОС и адресным моделям повышения квалификации;
увеличение базовых школ для апробации ФГОС среднего общего образования от общего числа общеобразовательных организаций;
повышение квалификации экспертов предметных комиссий;
увеличение количества изданных учебников по родным языкам, по всем языкам;
обучение детей инвалидов по адаптированным основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях;
обеспечение удельного веса численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций 22%;
увеличение количества интегрированных многоуровневых образовательных программ, позволяющих оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей;
соответствие образовательных услуг учреждений профессионального образования требованиям регионального рынка труда: доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования;
количество человек, прошедших повышение квалификации, профессиональную подготовку, переподготовку в учреждениях профессионального образования, в том числе по договорам с Управлением государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики;
доля учреждений профессионального образования, внедривших ФГОС 3 поколения;
доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии;
доля выпускников по повышенным (4-5) квалификационным разрядам;
обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами требуемой квалификации: доля педагогов, прошедших повышение квалификации;
количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием;
доля учреждений, имеющих действующие органы студенческого самоуправления;
количество студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки в соответствии с перечнем 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования;
доля организаций профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих отклонений развития, в общем количестве организаций профессионального образования;
доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году);
доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости;
доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста;
доля учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность в сетевом взаимодействии с образовательными организациями всех типов и видов, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей;
доля авторских образовательных программ дополнительного образования, разработанных с учетом современных требований к их содержанию и реализации, в общем количестве программ, реализуемых организациями дополнительного образования детей;
доля учреждений дополнительного образования детей, подключенных к единой информационной сети системы образования, в общем количестве образовательных учреждений дополнительного образования детей;
доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих постоянно обновляющиеся сайты, в общем количестве организаций дополнительного образования детей;
доля учреждений дополнительного образования детей, оснащенных современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, в общем количестве организаций дополнительного образования детей;
доля дополнительных образовательных программ, представленных на конкурс программ дополнительного образования, в общем количестве реализуемых программ дополнительного образования;
доля учреждений дополнительного образования детей, принявших участие в республиканском конкурсе, в общем количестве организаций дополнительного образования детей;
доля высококвалифицированных педагогов дополнительного образования в общем количестве педагогов дополнительного образования:
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания учащихся, к общему количеству учреждений;
удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной деятельности в государственных общеобразовательных организациях республики;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых разработаны и реализуются программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала республики;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых реализуется комплексная программа развития культуры чтения школьников;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых действуют детские общественные объединения и органы ученического самоуправления;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых работают волонтерские объединения;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, в которых разработаны и реализуются программы по формированию культуры здорового образа жизни;
доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию;
увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 80%;
увеличение количества прошедших лечение и реабилитацию больных с диагнозом "наркомания", длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет;
увеличение доли учащихся, получающих льготное горячее питание в школьных столовых;
доля муниципальных общеобразовательных организаций, апробирующих в школьных столовых новые формы организации школьного питания;
увеличение доли образовательных организаций полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности;
увеличение доли республиканских образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности;
количество научно-исследовательских работ;
объем финансирования научных исследований;
отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в регионе;
формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию региональной системы образования;
увеличение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма с использованием средств федерального и республиканского бюджетов;
число новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2025 годы
Подпрограмма 14 реализуется в 2 этапа:
I этап: 2016 - 2020 годы
II этап: 2021 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Источник финансирования - бюджет Карачаево-Черкесской Республики, федеральный бюджет (по согласованию).
Общий объем финансирования Программы - 26476674,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 4532318,9 тыс. рублей
2015 год - 4529922,2 тыс. рублей
2016 год - 4086600,6 тыс. рублей
2017 год - 4613803,6 тыс. рублей
2018 год - 4154810,5 тыс. рублей
2019 год - 4559218,9 тыс. рублей
2020 год - 1363654,4 тыс. рублей
2021 год - 418583,9 тыс. рублей
2022 год - 418583,9 тыс. рублей
2023 год - 1364150,8 тыс. рублей
2024 год - 536713,9 тыс. рублей
2025 год - 0,0 тыс. рублей

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета

В том числе средства предполагаемые к привлечению из федерального бюджета, в том числе по годам:
2014 год - 246547,5 тыс. рублей
2015 год - 100922,7 тыс. рублей
2016 год - 22198,4 тыс. рублей
2017 год - 760278,06 тыс. рублей
2018 год - 1578863,19 тыс. рублей
2019 год - 889189,56 тыс. рублей
2020 год - 954558,08 тыс. рублей
2021 год - 293008,73 тыс. рублей
2022 год - 293008, 73 тыс. рублей
2023 год - 954905,56 тыс. рублей
2024 год - 375699,73 тыс. рублей
2025 год - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации детей в возрасте от 3 до 7 лет, обеспечение 100% охвата детей предшкольной подготовкой;
увеличение с 43% до 80% удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием в возрасте от 3 до 7 лет;
увеличение числа дошкольных мест на 4720;
создание дополнительных дошкольных мест за счет развития вариативных форм;
обеспечение 100% охвата специалистов, работающих в дошкольном образовании, курсовой подготовкой и повышением квалификации;
увеличение к 2019 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 75%;
увеличение доли государственных общеобразовательных организаций, удовлетворяющих современным требованиям и условиям осуществления образовательного и воспитательного процесса, до 80%;
увеличение до 90% числа граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию;
снижение масштабов незаконного потребления наркотиков в Карачаево-Черкесской Республике;
увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 60%;
увеличение численности прошедших лечение больных с диагнозом "наркомания", длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, за период реализации Программы;
увеличение доли учащихся, получающих горячее питание в школьных столовых, с 43% до 100%;
увеличение доли учащихся, охваченных льготным питанием;
увеличение числа общеобразовательных организаций, улучшивших материально-техническую базу школьных пищеблоков;
увеличение количества школ, участвующих в апробации новых форм питания;
увеличение удельного веса работников школьных пищеблоков, прошедших курсы повышения квалификации;
повышение безопасности образовательных организаций, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма людей, создание необходимой материально-технической базы по организации охраны образовательных организаций от террористической угрозы;
увеличение количества научно-исследовательских работ;
обеспечение жильем специализированного жилого фонда 519 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
к 2021 году 1 - 4 классы и 10-11(12) классы станут обучаться в одну смену;
будет удержан существующий односменный режим обучения;
5536 число новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования;
к 2024 году в одну смену станут обучаться все 5-9 классы;
2021 новых мест в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республике, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования;
100% обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
к 2025 году 100 процентов обучающихся перейдут из зданий школ с износом 50 процентов и выше в новые школы, будет удержан существующий односменный режим обучения;
по итогам реализации Программы все обучающиеся в школах станут обучаться в одну смену, 100 процентов обучающихся перейдут из зданий школ, имеющих высокую степень износа, в новые школы


 1. Характеристика сферы реализации Программы, ее текущего состояния, в том числе основные проблемы и прогноз развития


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".

По состоянию на 01.01.2014 в республике проживает 41269 детей дошкольного возраста, в том числе 24124 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Система дошкольного образования в республике представляет собой многофункциональную сеть образовательных организаций, ориентированную на удовлетворение запросов в области дошкольного образования.

Услуги дошкольного образования в 2014 году оказывали 116 дошкольных образовательных организаций (в том числе 2 частных), 18 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах, 97 подготовительных к школе классов, 12 центров раннего развития ребенка.

Всеми формами дошкольного образования было охвачено 17092 ребенка (43%), в том числе 15694 детей (63%) в возрасте от 3 до 7 лет.

В 2016 году работает 129 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 3 частных), 59 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах, в формате "школа-детский сад", 98 классов предшкольной подготовки в школах, 6 центров раннего развития ребенка, 1 семейная группа.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 21456 человек (51%), в том числе 18980 детей (82%) в возрасте от 3 до 7 лет.

С 01.01.2016 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в республике достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В то же время с учетом высокой рождаемости (более 6 тысяч детей в год) в республике сохраняется потребность в дошкольных местах для детей в возрасте до 3 лет. По состоянию на 01.01.2016 дефицит таких мест более 2,5 тысяч.

В общеобразовательных организациях республики реализуются меры, направленные на поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В 2015 / 2016 учебном году введены новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в штатном режиме для учащихся 5 - 6 - 7 классов для учащихся 8 классов в пилотных школах в экспериментальном режиме.

В школах республики внедряются инновационные технологии обучения, 10% общеобразовательных организаций - гимназии и лицеи, в 40% школ на старшей ступени ведется профильное обучение по 10 направлениям.

В целях повышения социального статуса и профессионализма работников образования, поощрения творчески работающих педагогов, пропаганды инновационных педагогических идей и достижений, распространения педагогического опыта ежегодно учителя Карачаево-Черкесской Республики участвуют в Республиканском этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" и республиканском конкурсе "Лучший учитель родного языка".

В рамках Комплекса мероприятий Карачаево-Черкесской Республики, посвященных Дню русского языка, на 2013 - 2016 годы в образовательных организациях республики ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Малые Кирилло-Мефодиевские и Большие Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.

С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в олимпиаде по родным языкам.

Национальное образование является приоритетным полем развития языков и культур народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, оно формирует духовную основу нашего общества. Особое внимание в республике уделяется изданию учебников на родных языках.

Система среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 10 государственных образовательных организаций среднего профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. Число обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 4,4 тыс. человек, выпуск квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 1,5 тыс. человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получают четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.

Трудоустройство выпускников среднего профессионального образования составляет около 80%.

Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. Ежегодно по данной форме обучение проходят более 400 человек.

Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе среднего профессионального образования.

По прогнозам Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и руководителей учреждений среднего профессионального образования наибольшим спросом на рынке труда будут пользоваться следующие укрупненные группы специальностей (УГС):

1. 35.00.00 "Сельское, лесное и рыбное хозяйство".

2. 43.00.00 "Сервис и туризм".

3. 08.00.00 "Техника и технологии строительства".

4. 13.00.00 "Электро- и теплоэнергетика".

5. 15.00.00 "Машиностроение".

6. 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта".

7. 09.00.00 "Информатика и вычислительная техника".

8. 11.00.00 "Электроника, радиотехника и системы связи".

9. 22.00.00 "Технологии материалов".

10. 44.00.00 "Образование и педагогические науки".

Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4 - 5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность).

Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы организаций профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования организаций системы среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных организаций (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70 - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов колледжей как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.

Поэтому одной из приоритетных задач Программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг. Данная задача не может быть решена без участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования. Подпрограмма 3 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы" годы позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Карачаево-Черкесской Республики.

В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных организаций, работе с талантливыми детьми. Система дополнительного образования детей республики представлена 39 организациями с количеством обучающихся - 22658 человека, что составляет 46% от общего числа учащихся общеобразовательных организаций. В настоящее время на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования действует 902 объединений по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, экологическое, техническое творчество.

Решение проблем, сложившихся в системе дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, будет осуществляться по следующим направлениям:

интеграция общего и дополнительного образования детей;

развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;

сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализации образовательных программ асоциального поведения, формирования основ здорового образа жизни;

поддержка талантливой молодежи;

развитие программ ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, создание волонтерского движения, движения школьников;

повышение квалификации работников системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Необходимость разработки Подпрограммы 5 "Развитие воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2019 годы" обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных организаций, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Патриотическое воспитание граждан в Карачаево-Черкесской Республике является важнейшим направлением в формировании патриотического сознания населения как одного из факторов единения нации. Система патриотического воспитания требует совершенствования:

не создана эффективная система подготовки и повышения квалификации специалистов в области патриотического воспитания;

слабо используется научный потенциал высших учебных заведений в решении данного вопроса;

требует модернизации материально-техническая база патриотического воспитания;

часть муниципальных образований не принимает участие в спортивных соревнованиях, смотрах-конкурсах и фестивалях патриотической направленности;

не во всех средствах массовой информации созданы тематические разделы, организовано постоянное информационное сопровождение патриотического воспитания граждан.

Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Подпрограммы 6.

От успешного решения проблемы во многом зависит ход и результат проведения осуществляемых в настоящее время задач по военно-патриотическому воспитанию.

Необходимость разработки Подпрограммы 7 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы" обусловлена необходимость дальнейшего взаимодействия заинтересованных органов и организаций по вопросам профилактики наркомании, в связи с тем что отмечается рост незаконного распространения и потребления в немедицинских целях наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что представляет угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, безопасности и генофонду нации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»