(с изменениями на 5 ноября 2013 года)
__________________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
от 24.11.2014 N 463-п
_________________________
______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 30.07.2012 N 357-п;
постановлением Правительства области от 05.11.2013 N 477-п
______________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», распоряжением Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 290-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» и в целях формирования условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 30.07.2012 N 357-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее – Программа).
2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.):
1) обеспечить координацию выполнения мероприятий Программы;
2) при подготовке предложений о внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотреть бюджетные ассигнования на 2012 и 2013 годы на реализацию мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 30.07.2012 N 357-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области
на 2012-2015 годы»
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 05.11.2013 N 477-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - Программа) | |||||||
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 290-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» | |||||||
Основные разработчики Программы | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; общественные организации инвалидов | |||||||
Государственные заказчики (государственный заказчик- координатор) Программы | Государственный заказчик-координатор Программы: министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | |||||||
Руководитель Программы | Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И. | |||||||
Исполнители основных мероприятий | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | |||||||
Цель и задачи Программы | Цель: формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам. Задачи: совершенствование механизмов создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к реабилитационным услугам; привлечение организаций негосударственного сектора (некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) к оказанию реабилитационных услуг, в том числе на условиях государственного заказа и оказание содействия инвалидам в обеспечении специальным оборудованием | |||||||
Сроки (этапы) реализации Программы | Программа реализуются в I этап (2012-2015 годы) | |||||||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | тысяч рублей | |||||||
Исполнители и источник финансирования | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Итого | |||
министерство социального развития Новосибирской области | 17686,8 | 26774,0 | 26774,0 | 26774,0 | 98008,8 | |||
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 255,0 | 40440,0 | 440,0 | 440,0 | 41575,0 | |||
министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | 1155,0 | 2015,0 | 2340,0 | 2600,0 | 8110,0 | |||
министерство культуры Новосибирской области | 273,2 | 275,0 | 275,0 | 275,0 | 1098,2 | |||
департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | 630,0 | 694,0 | 694,0 | 694,0 | 2712,0 | |||
Итого областной бюджет | 20000,0 | 70198,0 | 30523,0 | 30783,0 | 151504,0 | |||
федеральный бюджет | ||||||||
местный бюджет* | 9129,5 | 10362,5 | 7213,5 | 7039,8 | 33745,3 | |||
внебюджетные средства* | 1784,0 | 1627,0 | 1856,0 | 1858,0 | 7125,0 | |||
Всего | 30913,5 | 82187,5 | 39592,5 | 39680,8 | 192374,3 | |||
*Прогнозные объемы на условиях софинансирования. | ||||||||
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Целевые индикаторы: количество разработанных нормативных правовых документов, методических рекомендаций; доля приоритетных объектов, в которых обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов и маломобильных групп населения, от общего количества объектов, подлежащих обустройству; количество оборудованных автобусов в муниципальных образованиях специальными устройствами для объявления остановок (бегущая строка и звуковое сопровождение); количество инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям; охват инвалидов занятиями адаптивной физической культурой и спортом; доля инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитацию инвалида. Ожидаемые конечные результаты: создание безбарьерной среды в 951 объекте; увеличение объектов транспортной инфраструктуры доступных для инвалидов до 301 ед.; увеличение количества инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям до 56,5 тыс.чел.; увеличение доли инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида в организациях негосударственного сектора, до 12% | |||||||
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://msr.nso.ru/Documentation/program/Pages/dcp002.aspx |
Программа направлена на формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам.
Объектом регулирования Программы является среда жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области.
Предметом регулирования Программы является дополнительная система мер, направленная на развитие среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области, в том числе на создание условий доступности приоритетных зданий и сооружений, предоставление социальных услуг.
Сфера действия Программы - социальная.
Основные понятия, используемые в Программе:
Маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски.
Доступная среда - обеспечение передвижения, переустройство строительных объектов и транспорта, обеспечение инвалидов услугами и постепенное изменение общественного восприятия людей с ограниченными возможностями «на равных» со всеми остальными.
Доступная среда жизнедеятельности - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Доступность услуги - обеспечение передвижения к зданиям и сооружениям, а также изменение правил работы социальных, информационных и прочих служб по предоставлению различных услуг (занятости, получения образования, реабилитационных услуг, услуг здравоохранения) под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов.
Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры для инвалидов - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий.
Безбарьерная среда - формирование таких условий, в которых люди с ограниченными возможностями не ущемляются в правах на работу, медицинское обслуживание, образование и полноценное участие в общественной жизни.
Обеспечение равных возможностей - процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды такие, как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем инвалидам.
Транспортная доступность - обеспечение выполнения технических регламентов и стандартов в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, учитывающих потребности людей с ограниченными возможностями.
Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости
ее решения программными методами
В Новосибирской области на 1 января 2011 года насчитывалось более 199,6 тысячи инвалидов, что составляет 7,5% от общей численности населения области.
Из них инвалидов-колясочников - 2,5 тыс. человек, инвалидов по зрению - 3 тыс. человек, инвалидов по слуху - 5 тыс. человек. Кроме этого в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области проживает более 50 тысяч человек из числа маломобильных групп населения.
Наметилась тенденция сокращения численности лиц впервые признанных инвалидами. В 2010 году впервые признано инвалидами 18141 человек, из них 45,5% относятся к трудоспособному возрасту. Основными причинами, обусловившими возникновение инвалидности, в том числе первичной, является болезни кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы.
Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 86,7%.
Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне, хотя происходит небольшое увеличение. Если в 2008 году данный показатель составлял 5,37%, то в 2010 году - 6,33%.
В связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возникла необходимость усилить меры по обеспечению инвалидов доступом к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, информации и связи, а также к социальным услугам.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Законом Новосибирской области от 12 марта 1999 года N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов находится на низком уровне.
В Новосибирской области в рамках реализации областных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области», разработанных на 2006-2008 годы и 2009-2013 годы, удалось установить 43 пандуса к объектам жилого назначения и социальным учреждениям. Этими вопросами занимались и отдельные муниципальные районы, используя средства местных бюджетов.
Неоснащенность жилых помещений специальными приспособлениями, отсутствие пандусов, поручней, подъемников при входе и внутри многих объектов социальной инфраструктуры создают непреодолимую преграду для инвалидов.
Министерством социального развития Новосибирской области предварительно изучена ситуация по вопросу обеспечения доступной среды в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области на предмет оборудования наиболее востребованных инвалидами социально значимых объектов пандусами и поручнями.
В результате проведенного анализа только 5% объектов социальной инфраструктуры оборудованы пандусами и поручнями.
Имеющиеся пандусы, которые должны обеспечивать доступность входа в здания, в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям. Отсутствие приспособленной входной зоны препятствует дальнейшему передвижению внутри здания, а значит отсутствует полная возможность получения каких-либо услуг.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе:
негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
препятствует проведению мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации;
способствует формированию равнодушного отношения к инвалидам.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 13.09.2010 N 147-рп «О проведении мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» в Новосибирской области проводится анкетирование, инвентаризация и паспортизация объектов, подлежащих приспособлению для беспрепятственного доступа инвалидов.
Всего обследованию в области подлежит более 5 тысяч объектов.
Серьезную проблему для инвалидов и маломобильных групп населения представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.
Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, не приспособлен для пользования инвалидами.
В целях продолжения мер по решению этой значимой проблемы в рамках реализации Программы планируется оборудовать существующие низкопольные автобусы специальными устройствами для объявления остановок (бегущая строка и звуковое сопровождение), обустроить тактильные пешеходные переходы, доступные для инвалидов и маломобильных групп населения.
Одной из главных проблем является организация комплексной реабилитации инвалидов. Проведение ее на качественном уровне способствует наиболее успешной социальной интеграции инвалидов в общество и в целом улучшению социального благополучия общества.
Вопросами медицинской, профессиональной, социальной и другими видами реабилитации занимаются разрозненные структуры: органы и учреждения здравоохранения, занятости, образования, социальной защиты и социального страхования населения.
В связи с переходом на разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее - ИПР) на бессрочный период сократилась потребность повторных освидетельствований, в связи с чем с 2008 года наблюдается сокращение количества ИПР инвалидов, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы (2008 год - 64326, 2009 год - 59508, 2010 год - 54353). В целом в 2010 году прошли комплексную реабилитацию 38,9 тыс. инвалидов, что составило 71,6% от количества разработанных ИПР.
Только в учреждениях социальной защиты в 2010 году получили услуги по социально-психологической, социально-средовой, социокультурной реабилитации и социально-бытовой адаптации более 22 тыс. человек.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у 67,7% инвалидов снизилась нервно-психологическая напряженность, снижена агрессия и депрессия, улучшились показатели самообслуживания.