Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2012 года N 357-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области
от 10.08.2011 N 333-п

__________________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
 от 24.11.2014 N 463-п

_________________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 10.08.2011 N 333-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» следующие изменения:

1. В преамбуле слова «администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» заменить словами «Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

2. В пункте 3 слова «министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И.» заменить словами «заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.».

3. Долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 10.08.2011 N 333-п


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области
на 2012-2015 годы»


I. Паспорт Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 290-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы»

Основные разработчики Программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

     министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
     министерство здравоохранения Новосибирской области;
     министерство культуры Новосибирской  области;
     министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
     министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;
     министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

общественные организации инвалидов

Государственные заказчики (государственный заказчик-

координатор) Программы

Государственный заказчик-координатор Программы:

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И.

Исполнители основных мероприятий

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство культуры  Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Цель и задачи

Программы

Цель: формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам.

Задачи:

совершенствование механизмов создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение уровня доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к реабилитационным услугам;

привлечение организаций негосударственного сектора к оказанию реабилитационных услуг на условиях государственного заказа и оказание содействия инвалидам в обеспечении специальным оборудованием

Сроки (этапы) реализации Программы

Программа реализуются в I этап (2012-2015 годы)

Объемы финансирования
(с расшифровкой
по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Общий объем финансирования Программы составляет - 211070,5 тыс. рублей.

2012 год - общий объем финансирования Программы - 30913,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 20000,0 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 9129,5 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 1784,0 тыс. рублей.

2013 год - общий объем финансирования Программы - 42187,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 30198,0 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 10362,5 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 1627,0 тыс. рублей.

2014 год - общий объем финансирования Программы - 59124,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 50055,0 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 7213,5 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 1856,0 тыс.рублей.

2015 год - общий объем финансирования Программы - 78845,0 тыс. рублей в том числе:

за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 69947,2 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 7039,8 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 1858,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Целевые индикаторы:

количество разработанных нормативных правовых документов, методических рекомендаций;

доля приоритетных объектов, в которых обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов и маломобильных групп населения, от общего количества объектов, подлежащих обследованию;

количество оборудованных автобусов в муниципальных образованиях специальными устройствами для объявления остановок (бегущая строка и звуковое сопровождение);

количество инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям;

охват инвалидов занятиями адаптивной физической культурой и спортом;

доля инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитацию инвалида.

Ожидаемые конечные результаты:

создание безбарьерной среды в 1206 объектах;

увеличение объектов транспортной инфраструктуры доступных для инвалидов до 301 ед.;

увеличение количества инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям до 49 тыс.чел.;

увеличение доли инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида в организациях негосударственного сектора, до 17%


II. Обоснование необходимости разработки Программы


Программа направлена на формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам.

Объектом регулирования Программы является среда жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области.

Предметом регулирования Программы является дополнительная система мер, направленная на развитие среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области, в том числе на создание условий доступности приоритетных зданий и сооружений, предоставление социальных услуг.

Сфера действия Программы - социальная.

Основные понятия, используемые в Программе:

Маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски.

Доступная среда - обеспечение передвижения, переустройство строительных объектов и транспорта, обеспечение инвалидов услугами и постепенное изменение общественного восприятия людей с ограниченными возможностями «на равных» со всеми остальными.

Доступная среда жизнедеятельности - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.

Доступность услуги - обеспечение передвижения к зданиям и сооружениям, а также изменение правил работы социальных, информационных и прочих служб по предоставлению различных услуг (занятости, получения образования, реабилитационных услуг, услуг здравоохранения) под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов.

Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры для инвалидов - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий.

Безбарьерная среда - формирование таких условий, в которых люди с ограниченными возможностями не ущемляются в правах на работу, медицинское обслуживание, образование и полноценное участие в общественной жизни.

Обеспечение равных возможностей - процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды такие, как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем инвалидам.

Транспортная доступность - обеспечение выполнения технических регламентов и стандартов в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, учитывающих потребности людей с ограниченными возможностями.

Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости
ее решения программными методами

В Новосибирской области на 1 января 2011 года насчитывалось более 199,6 тысячи инвалидов, что составляет 7,5% от общей численности  населения области.

Из них инвалидов-колясочников - 2,5 тыс. человек, инвалидов по зрению - 3 тыс. человек, инвалидов по слуху - 5 тыс. человек. Кроме этого в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области  проживает более 50 тысяч человек из числа маломобильных групп населения.

Наметилась тенденция сокращения численности лиц впервые признанных инвалидами. В 2010 году впервые признано инвалидами 18141 человек, из них 45,5% относятся к трудоспособному возрасту. Основными причинами, обусловившими возникновение инвалидности, в том числе первичной, является болезни кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы.

Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 86,7%.

Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне, хотя происходит небольшое увеличение. Если в 2008 году данный показатель составлял 5,37%, то в 2010 году - 6,33%.

В связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возникла необходимость усилить меры по обеспечению инвалидов доступом к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, информации и связи, а также к социальным услугам.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Законом Новосибирской области от 12 марта 1999 года N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов находится на низком уровне.

В Новосибирской области в рамках реализации областных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области», разработанных на 2006-2008 годы и 2009-2013 годы, удалось установить 43 пандуса к объектам жилого назначения и социальным учреждениям. Этими вопросами занимались и отдельные муниципальные районы, используя средства местных бюджетов.

Неоснащенность жилых помещений специальными приспособлениями, отсутствие пандусов, поручней, подъемников при входе и внутри многих объектов социальной инфраструктуры создают непреодолимую преграду для инвалидов.

Министерством социального развития Новосибирской области предварительно изучена ситуация по вопросу обеспечения доступной среды в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области на предмет оборудования наиболее востребованных инвалидами социально значимых объектов пандусами и поручнями.

В результате проведенного анализа только 5% объектов социальной инфраструктуры оборудованы пандусами и поручнями.

Имеющиеся пандусы, которые должны обеспечивать доступность входа в здания, в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям.  Отсутствие приспособленной входной зоны препятствует дальнейшему передвижению внутри здания, а значит отсутствует полная возможность получения каких-либо услуг.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе:

негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

препятствует проведению мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации;

способствует формированию равнодушного отношения к инвалидам.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 13.09.2010 N 147-рп «О проведении мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» в Новосибирской области проводится анкетирование, инвентаризация и паспортизация объектов, подлежащих приспособлению для беспрепятственного доступа инвалидов.

Всего обследованию в области подлежит более 5 тысяч объектов.

Серьезную проблему для инвалидов и маломобильных групп населения представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.

Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, не приспособлен для пользования инвалидами.

В целях продолжения мер по решению этой значимой проблемы в рамках реализации Программы планируется оборудовать существующие низкопольные автобусы специальными устройствами для объявления остановок (бегущая строка и звуковое сопровождение), обустроить тактильные пешеходные переходы, доступные для инвалидов и маломобильных групп населения.

Одной из главных проблем является организация комплексной реабилитации инвалидов. Проведение ее на качественном уровне способствует наиболее успешной социальной интеграции инвалидов в общество и в целом улучшению социального благополучия общества.

Вопросами медицинской, профессиональной, социальной и другими видами реабилитации занимаются разрозненные структуры: органы и учреждения здравоохранения, занятости, образования, социальной защиты и социального страхования населения.

В связи с переходом на разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее - ИПР) на бессрочный период сократилась потребность повторных освидетельствований, в связи с чем с 2008 года наблюдается сокращение количества ИПР инвалидов, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы (2008 год - 64326, 2009 год - 59508, 2010 год - 54353). В целом в 2010 году прошли комплексную реабилитацию 38,9 тыс. инвалидов, что составило 71,6% от количества разработанных ИПР.

Только в учреждениях социальной защиты в 2010 году получили услуги по социально-психологической, социально-средовой, социокультурной реабилитации и социально-бытовой адаптации более 22 тыс. человек.

В результате проведения реабилитационных мероприятий у 67,7% инвалидов снизилась нервно-психологическая напряженность, снижена агрессия и депрессия, улучшились показатели самообслуживания.

Показатели полной и частичной реабилитации инвалидов имеют тенденцию незначительного роста, но остаются низкими. Это вызвано недостаточной эффективностью и порой недоступностью мер комплексной реабилитации, отсутствием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, наличием недостаточно полного федерального  реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В целях формирования адекватной социальной политики в отношении инвалидов проведено социологическое исследование по изучению наиболее востребованных ими реабилитационных услуг.

По результатам социологического исследования 25,0% респондентов наиболее востребованными услугами определили правовые услуги, 13,6% - социально-медицинские услуги, 10,0% - информационные услуги, 8,8% - социально-психологические услуги.

В целях определения потребности в получении наиболее востребованных услуг инвалидами по зрению, слуху, инвалидов, требующих помощи при передвижении, инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, инвалидов, требующих сопровождения в общественных местах, необходимо дальнейшее проведение мониторингов и социологических исследований.

Каждая категория инвалидов нуждается в специальных реабилитационных мероприятиях.

Для инвалидов с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, требующих помощи при передвижении и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, актуально проведение социально-медицинской реабилитации, а также получение услуг по их сопровождению.

Проблемой для инвалидов с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата остается оплата за прохождение курса реабилитации в специализированных центрах для спинальных больных.

Ежегодно на эти цели из областного бюджета Новосибирской области используется около 6 млн. рублей. В 2010 году получили услуги 96 инвалидов, имеющие различные заболевания, в том числе: детский церебральный паралич, черепно-мозговые травмы, последствия позвоночно-спинномозговой травмы, постинсультный синдром.

Благодаря реабилитационно-восстановительному лечению 15 человек (15,6%) обучены ходить в индивидуальных ортопедических изделиях, 19 человек (19,7%) стали ходить самостоятельно, 18 человек (18,7%) обучены навыкам самообслуживания (одевание, раздевание, прием пищи, умывание, принятие душа), 19 человек (19,7%) переведены из положения лежа в инвалидное кресло-коляску, 25 человек (26%) психологически адаптированы к восстановительному лечению.

Жизненно важными для инвалидов по слуху являются сурдопереводческие услуги. Большинство граждан данной категории не имеют ИПР, что затрудняет получение услуг через государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Для беспрепятственного доступа к информации также необходимо создание региональной диспетчерской службы видеотелефонной связи. Учитывая, что Новосибирской региональной общественной организацией Всероссийского общества глухих за счет средств ранее действующих программ были приобретены видеотелефоны, целесообразно данную службу создать на базе вышеназванной общественной организации и организовать ее работу на условиях государственного заказа.

Инвалиды по зрению отмечают трудность или полную невозможность безопасного ориентирования в среде жизнедеятельности, получения в достаточном объеме информационных услуг.

Ориентацию в условиях сельской местности может облегчить распространение тактильных схем и карт. Тотально слепые и слабовидящие граждане испытывают потребность в тифлосредствах, в справочно-информационной литературе, издаваемой рельефно-точечным шрифтом. Необходимо приобретение аудиоизданий и организация собственной записи в целях формирования целевой коллекции изданий в доступных форматах, включающей материалы, содействующие сбережению зрения и компенсирующие остаточное зрение или слепоту, разработка и изготовление аудиотактильных комплексов (многоформатные пособия).

Также необходима адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению.

Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается проблемой обеспечение лиц, не имеющих группы инвалидности, а также инвалидов, вставших на учет в фонд социального страхования для получения технических средств реабилитации. В этих целях необходимо создание пунктов проката технических средств реабилитации и средств ухода, позволяющих указанным лицам активно участвовать в жизни общества.

Достаточно высокий показатель численности инвалидов обусловлен ростом заболеваемости (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и др.), дорожно-транспортных происшествий, травм и отравлений. Для предупреждения сложившейся ситуации целесообразно предпринять меры по профилактике инвалидности и совершенствованию медицинской реабилитации инвалидов, в том числе через проведение лекций и семинаров.

Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов. Однако наблюдается сокращение числа инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы. В 2010 году трудоустроено 1849 инвалидов, что составило 40,0% от числа обратившихся в поисках подходящей работы (4629 человек). Отсутствие на рынке труда необходимого количества рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, лишает их возможности реализации права на труд на равных условиях с остальными членами общества. В этих условиях целесообразно создание специализированных рабочих мест на базе существующих предприятий общественных организаций.