Правовой базой для разработки программы являются:
1. Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».
2. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
3. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
4. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».
5. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1285-р.
6. Закон Новосибирской области от 29.03.2012 N 200-ОЗ «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве».
Новосибирская область, город Новосибирск находятся в центре нехарактерного для восточной части Российской Федерации по плотности заселения региона, где на территории с радиусом 600 - 700 км проживает 12-14 миллионов человек.
Транспортное обеспечение жизнедеятельности региона во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры.
Новосибирская область является не только крупнейшим транспортным, но и распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока способным в оперативном режиме (9-11 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Алтайского края, Казахстана и Средней Азии.
Новосибирская область обладает разветвленной железно- и автодорожной сетью, сетью авиационных маршрутов и водных путей с центрами накопления, обработки и распределения грузов, современными терминальными комплексами.
Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения.
В современных условиях негативные факторы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз стабильному социально-экономическому развитию региона, качеству жизни граждан. Негативное воздействие этих факторов не ослабевает, становится все более масштабным и имеет ощутимые экономические последствия.
За последние 5-10 лет террористическая активность в стране на транспорте значительно возросла и стала составной частью глобальной террористической угрозы. Из-за высокой уязвимости в сравнении со многими другими потенциальными целями объекты транспорта особенно привлекательны для террористов, так как обычно приводят к большому количеству жертв, могут парализовать ключевые секторы экономики и вызвать эмоциональные и общественные потрясения.
В настоящее время увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но и произошли определенные изменения в их качестве. Поэтому обеспечение безопасности населения на транспорте является важной задачей всех институтов государственной власти. Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте.
В Новосибирской области ведется целенаправленная работа по повышению уровня безопасности населения на транспорте. В первую очередь это относится к предупреждению террористической деятельности на объектах транспорта, проявлений различных форм экстремизма, социальных конфликтов.
Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, борьбе с правонарушениями на всех видах транспорта в Новосибирской области. Предпринимаются конкретные меры и скоординированные действия по своевременному предупреждению, защите и оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и аварий.
Деятельность правоохранительных органов в области обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью позволила не только стабилизировать, но и повысить уровень безопасности населения на транспорте. Принимаемые субъектами транспортной инфраструктуры (открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево», муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Новосибирский метрополитен», открытое акционерное общество «Экспресс-Пригород», Западно-Сибирская железная дорога - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Западно-Сибирская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство», открытое акционерное общество «Новосибирский речной порт» и другие) меры оказали значительное влияние на повышение уровня безопасности населения на транспорте.
За 2010 год Управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу было зарегистрировано 1256 преступлений, совершенных на объектах транспорта в Новосибирской области. В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, незаконным оборотом оружия было выявлено соответственно 317 и 96 преступлений. В пассажирских и пригородных поездах зарегистрировано 150 преступлений, в том числе 58 краж, на вокзалах - 52 преступления, из них 17 краж. Всего в отчетном периоде произошло 211 краж и 11 грабежей. Основная доля краж чужого имущества, совершенных в пассажирских поездах, приходится на вечернее и ночное время. Предметами преступного посягательства продолжают оставаться в 80% случаев мобильные телефоны, а также личные вещи, документы и денежные средства. Кроме того, в 2010 году имели место три преступления, предусмотренные статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации - заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
В течение 2010 года выявлено 45838 административных правонарушений, в том числе 18219 правонарушений, угрожающих безопасности движения на транспорте, предусмотренных главой 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изощренность в методах совершения правонарушений и преступлений, оснащенность современным оружием и специальной техникой, внезапность - все это ставит на повестку дня необходимость создания дополнительных мер по обеспечению безопасности населения на транспорте. Для защиты транспортного комплекса необходима комплексная упреждающая система мер по противодействию терроризму.
Проблемы, препятствующие повышению уровня обеспечения безопасности населения на транспорте:
низкая оснащенность субъектов транспортной инфраструктуры средствами и системами обеспечения безопасности населения на транспорте;
индифферентность, недостаточная осведомленность населения в вопросах обеспечения транспортной безопасности;
отсутствие нормативной правовой базы, устанавливающей порядок и процедуру проведения досмотра субъектами транспортной инфраструктуры и полномочия должностных лиц в этом вопросе.
Сложившееся положение требует разработки и реализации долгосрочных мер, направленных на решение задач повышения защищенности населения на транспорте, которые на современном этапе являются наиболее приоритетными. При этом проблемы обеспечения безопасности населения на транспорте должны решаться программным методом, который позволяет наиболее эффективно сконцентрировать ресурсы и направить их на достижение конкретных целей.
В этих целях предполагается:
разработка и реализация мер на уровне субъекта Российской Федерации по своевременному предупреждению, выявлению и ликвидации угроз на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах независимо от форм собственности;