Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы»
(с изменениями на 30 декабря 2014 года)
_________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 03.02.2015 N 46-п
________________________
_______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 20.03.2012 N 152-п;
постановлением Правительства области от 14.02.2013 N 55-п;
постановлением Правительства области от 18.12.2013 N 558-п;
постановлением Правительства области от 25.08.2014 N 342-п;
постановлением Правительства области от 30.12.2014 N 574-п
_______________________________________
В целях повышения эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области и в соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.02.2013 N 55-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы».
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.02.2013 N 55-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы»
I. Паспорт Программы
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 30.12.2014 N 574-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Правительства Новосибирской области от 09.06.2011 N 234-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012_2016 годы» |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | Министерство культуры Новосибирской области - государственный заказчик-координатор; министерство строительства Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Руководитель Программы | министр культуры Новосибирской области Кузин В.И. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство культуры Новосибирской области; министерство строительства Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; учреждения культуры Новосибирской области |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: Повышение эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области. Задачи Программы: 1. Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения. 2. Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством. 3. Укрепление имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири |
Сроки (этапы) реализации программы | Первый этап - 2012-2014 годы, второй этап - 2015-2016 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой | Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 2644594,2 тыс. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составит 2522407,9 тыс. рублей*, в том числе: 2012 г. - 592698,5 тыс. рублей; 2013 г. - 630043,5 тыс. рублей; 2014 г. - 446389,0 тыс. рублей; 2015 г. - 393097,0 тыс. рублей; 2016 г. - 460179,9 тыс. рублей. На капитальные вложения в Программе планируются средства в объеме 1400948,9 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета Новосибирской области финансирование составит 1306712,2 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 322770,3 тыс. рублей; 2013 г. - 285743,5 тыс. рублей; 2014 г. - 254178,3 тыс. рублей; 2015 г. - 191168,0 тыс. рублей; 2016 г. - 254179,9 тыс. рублей. Софинансирование за счет средств местных бюджетов - 118952,7 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 52229,9 тыс. рублей; 2013 г. - 49631,5 тыс. рублей; 2014 г. - 1685,8 тыс. рублей; 2015 г. - 5960,5 тыс. рублей; 2016 г. - 9445,0 тыс. рублей. Из них софинансирование на капитальные вложения - 94236,7 тыс. рублей. Финансирование по министерству строительства - 1881202,1 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета Новосибирской области финансирование составит 1762440,4 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 452398,5 тыс. рублей; 2013 г. - 415743,5 тыс. рублей; 2014 г. - 321021,5 тыс. рублей; 2015 г. - 253097,0 тыс. рублей; 2016 г. - 320179,9 тыс. рублей. Финансирование по министерству культуры Новосибирской области - 762792,1 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета Новосибирской области финансирование составит 759367,5 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 140000,0 тыс. рублей; 2013 г. - 214000,0 тыс. рублей; 2014 г. - 125367,5 тыс. рублей; 2015 г. - 140000,0 тыс. рублей; 2016 г. - 140000,0 тыс. рублей. Финансирование по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 600,0 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета Новосибирской области финансирование составит - 600,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 300,0 тыс. рублей; 2013 г. - 300,0 тыс. рублей; 2014 г. - 0,0 тыс. рублей; 2015 г. - 0,0 тыс. рублей; 2016 г. - 0,0 тыс. рублей. Из федерального бюджета планируется привлечь 3233,6 тыс. рублей, в том числе: 2012 г. - 0,0 тыс. рублей; 2013 г. - 0,0 тыс. рублей; 2014 г. - 233,6 тыс. рублей; 2015 г. - 1500,0 тыс. рублей; 2016 г. - 1500,0 тыс. рублей. *С учетом кредиторской задолженности за 2013 год, погашенной в 2014 году |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Важнейшие целевые индикаторы Программы: посещаемость населением культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры; степень удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры; количество мероприятий, направленных на духовно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области; количество благотворительных акций, проведенных государственными учреждениями культуры; количество посетителей благотворительных акций; количество межнациональных мероприятий, а также мероприятий, проводимых совместно с Русской православной церковью и иными конфессиями; охват населения мероприятиями государственных и муниципальных учреждений культуры; доля зданий государственных и муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии; количество построенных и реконструированных муниципальных учреждений культуры; уровень комплектования книжных фондов общедоступных библиотек; количество клубных формирований, имеющих звание народный, образцовый, заслуженный коллектив народного творчества, лауреат международного (всероссийского) конкурса (фестиваля); количество студий, клубов, кружков художественно-эстетической направленности, созданных на базе образовательных учреждений, на 1000 человек; доля органов управления культурой муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, включившихся в реализацию концепции управления качеством в сфере культуры; количество специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений сферы культуры и органов управления культурой, прошедших переподготовку и повышение квалификации; охват детского населения художественно-эстетическим образованием в детских школах искусств; число проводимых в Новосибирской области культурных мероприятий всероссийского и международного уровня; количество мероприятий, проводимых организациями негосударственного сектора, получивших государственную поддержку; количество посетителей мероприятий, проводимых организациями негосударственного сектора, получивших государственную поддержку; количество посетителей сайта министерства культуры Новосибирской области; число гастрольных туров, совершенных деятелями культуры и творческими коллективами Новосибирской области за ее пределами, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации. Реализация Программы позволит: повысить показатель посещаемости населением культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры, до 4,15; повысить степень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг государственными и муниципальными учреждениями культуры до уровня 85%. Основными результатами реализации Программы, характеризующими эффективность решения задачи по созданию условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения, станут: достижение 100% охвата учащихся общеобразовательных учреждений мероприятиями, направленными на духовно-нравственное просвещение (что более чем на 70% превышает уровень 2010 года); увеличение количества посетителей благотворительных акций на 12% (по сравнению с аналогичным показателем 2010 года); увеличение количества посетителей межнациональных мероприятий, а также мероприятий, проводимых совместно с Русской православной церковью и иными конфессиями, до 7 тыс. человек (что на 40% больше показателя 2010 года). Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством будет характеризоваться: увеличением доли муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 78% (что на 12 процентных пункта выше аналогичного показателя 2010 года); вводом новых и реконструированных муниципальных учреждений культуры (всего за период реализации планируется построить и реконструировать 15 объектов); увеличением уровня комплектования книжных фондов общедоступных библиотек на 5% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года. К концу реализации Программы планируется: повышение уровня комплектования книжных фондов общедоступных библиотек до 60% от международного норматива; увеличение количества клубных формирований, имеющих звание народный, образцовый, заслуженный коллектив народного творчества, лауреат международного (всероссийского) конкурса (фестиваля), до 438 единиц (что на 4,8% выше аналогичного показателя 2011 года); включение всех органов управления культурой муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в реализацию концепции управления качеством в сфере культуры. В целях укрепления имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири будет активизирована работа по представлению культуры Новосибирской области в российских регионах и за рубежом, а также будут созданы условия для развития гастрольной деятельности |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности, сфера культуры Новосибирской области нуждается в более интенсивной государственной поддержке.
Экспертами отмечается снижение значения духовно-нравственных ценностей у населения, особенно у молодежи, усиление ценностей потребительского общества, нигилизм по отношению к прошлому, недооценка традиций российской культуры и некритичное заимствование стереотипов «западной культуры». В этой связи особенно возрастает роль государства в поддержке сферы культуры, являющейся основой для нравственного и духовного развития общества.
Анализ текущей ситуации в сфере культуры Новосибирской области, основанный на результатах социологического исследования, проведенного Лабораторией социолого-маркетинговых исследований Нового сибирского института, экспертных оценках и статистических данных, выявил ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в Новосибирской области.
1. Отмечается разобщенность и несогласованность действий органов государственной власти Новосибирской области и организаций, осуществляющих деятельность в области духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.
2. Государственные и муниципальные учреждения культуры уступают в предоставлении новых форм услуг населению в сравнении с организациями других форм собственности, предоставляющими услуги в сфере культуры. Результаты социологического исследования свидетельствуют о недостаточной удовлетворенности населения Новосибирской области объемом и уровнем предоставляемых культурно-досуговых услуг, а также оснащением государственных и муниципальных учреждений культуры.
При проведении социологического исследования фактически всеми возрастными группами опрошенных, независимо от дохода, уровня образования, рода деятельности и места проживания, отмечено однообразие репертуара и выставок, неудобный режим работы государственных и муниципальных учреждений культуры.
3. Система информирования населения Новосибирской области о культурных программах, основных событиях в сфере культуры нуждается в совершенствовании.
Экспертами отмечается недостаточный уровень информирования населения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о мероприятиях и услугах, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры. Собственные веб-сайты имеют менее 5% учреждений культуры Новосибирской области, а содержащаяся в них информация не всегда отличается актуальным состоянием. Необходимо создавать систему работы со средствами массовой информации, стимулировать их к пропаганде культуры, искусства, высоких моральных ценностей.
4. Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства муниципальных учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. В настоящее время износ зданий муниципальных учреждений культуры составляет более 70%. 431 здание требует капитального ремонта, 66 зданий находятся в аварийном состоянии, что составляет 33,2% от общего количества зданий, из них 60% находятся в сельской местности.
5. Слабая материально-техническая база государственных и муниципальных учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Новосибирской области и возможностями их удовлетворения.
6. Недостаточность нормативно-правовой базы в сфере культуры, в том числе, регулирующей благотворительность, применение механизмов государственно-частного партнерства, государственную поддержку общественных творческих инициатив.
Следствием данной проблемы является низкая вовлеченность организаций негосударственного сектора в реализацию мер государственной политики в сфере культуры.
7. В государственных и муниципальных учреждениях культуры отмечается ряд кадровых проблем:
1) существует дефицит молодых управленческих и творческих кадров.
Последние 5 лет кадровый состав по возрастным группам выглядит следующим образом: 25% специалистов - пенсионного возраста, 17% специалистов - до 30 лет, средний возраст руководителей государственных и муниципальных учреждений культуры составляет 49 лет.
При наличии достаточно развитой системы образования в сфере культуры и искусства в Новосибирской области интерес абитуриентов к получению профессионального творческого образования снижается. При наборе в средние учебные заведения профессионального образования в сфере культуры проявляется тенденция снижения проходного балла, на отдельные специальности отсутствует конкурс среди поступающих.
Кроме того, экспертами отмечается, что существует отток наиболее талантливых деятелей культуры и искусства из Новосибирской области в другие субъекты Российской Федерации и за пределы государства.
Кадровый дефицит в сфере культуры, а также снижение уровня заинтересованности молодых людей в получении профессионального образования в сфере культуры и искусства обусловлены, в первую очередь, низким уровнем престижа творческой деятельности. Оплата труда работников культуры традиционно самая низкая среди работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата работников культуры в Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2011) составляет 11214 рублей, в районах Новосибирской области 7582 рубля, причем динамика роста за последние 3 года составляет в среднем 8%, в отдельных районах Новосибирской области наблюдается отрицательная динамика;
2) в государственных и муниципальных учреждениях культуры Новосибирской области, особенно в сельской местности, отмечается недостаточный уровень квалификации кадров. Около четверти специалистов не имеют специального образования. Вместе с тем, внедрение современных средств и технологий во все процессы деятельности сферы культуры предъявляет новые требования к компетентности специалистов сферы культуры, системе повышения квалификации и аттестации специалистов.
8. Имидж Новосибирской области как культурного центра Сибири слабо поддерживается региональными и федеральными средствами массовой информации, что требует создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей представление о характере развития и возможностях культуры Новосибирской области. Необходимо проводить более масштабные мероприятия, позиционировать достижения в культуре и искусстве за пределами Новосибирской области, в том числе посредством гастрольной деятельности, реализовывать инновационные проекты в сфере культуры.
Обозначенные проблемы в сфере культуры Новосибирской области подтверждают необходимость оказания масштабной государственной поддержки в целях модернизации и развития инфраструктуры объектов культуры Новосибирской области, сохранения культурных ценностей, создания условий для творчества, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей и гостей Новосибирской области.
Значимость и актуальность реализации обозначенных проблем требует сбалансированного решения вопросов, связанных с сохранением и развитием культурного потенциала Новосибирской области, а также с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества, разнообразие и увеличение доступности услуг организаций культуры, создание условий для развития творчества.
Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого подхода.
Программно-целевой подход решения проблем доказал свою эффективность в государственном управлении. Он позволяет выделить направления финансирования, распределить полномочия и ответственность между исполнительными органами власти Новосибирской области и органами местного самоуправления, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Целью Программы является повышение эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области.
Задачами Программы являются:
1. Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения.
2. Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством.
3. Укрепление имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири.
Цели и задачи Программы с указанием планируемых значений целевых индикаторов по годам реализации Программы приведены в к Программе.
IV. Система мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к Программе. Расшифровка мероприятий по строительству и реконструкции объектов культуры муниципальной собственности, по приобретению для муниципальных учреждений культуры музыкальных инструментов, оборудования, комплектованию библиотечных и музейных фондов отражена в приложениях N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 к Программе в разрезе муниципальных образований, наименований направлений и объектов строительства.
V. Механизмы реализации Программы и система управления реализацией программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство культуры Новосибирской области (далее - государственный заказчик-координатор). Текущее управление реализацией Программы осуществляют в рамках своей компетенции исполнительные органы государственной власти Новосибирской области: министерство строительства Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - государственные заказчики).
Государственный заказчик-координатор при реализации Программы выполняет следующие функции:
осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками и органами местного самоуправления в Новосибирской области;
организует реализацию и финансирование мероприятий Программы в рамках своих полномочий;
готовит предложения об уточнении перечня программных мероприятий, заявки на финансирование программных мероприятий на очередной финансовый год, в рамках своих полномочий;
обеспечивает методическое сопровождение реализации Программы;
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
осуществляет оперативный контроль за ходом мероприятий Программы;
вносит предложения о внесении изменений в Программу;
ежегодно уточняет с государственными заказчиками показатели и затраты по мероприятиям Программы;
проводит по итогам года анализ эффективности выполнения мероприятий Программы и расходования финансовых средств на основе выполнения показателей и целевых индикаторов;
готовит и представляет в установленные законодательством сроки сводный отчет об исполнении Программы с приложением аналитической записки в министерство экономического развития Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.
Государственные заказчики при реализации Программы в пределах своих полномочий:
организуют реализацию и финансирование мероприятий Программы;
готовят предложения об уточнении перечня программных мероприятий, представляют заявки на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняют сроки исполнения по отдельным мероприятиям Программы;
осуществляют мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
осуществляют контроль исполнения Программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
анализируют, корректируют ход выполнения Программы и вносят предложения по совершенствованию реализации Программы;
перераспределяют финансовые ресурсы между разделами и мероприятиями Программы в пределах выделенных лимитов на текущий финансовый год, с внесением соответствующих изменений в Программу;