В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы».
2. Министерству культуры Новосибирской области (Ярославцева Н.В.) организовать разработку долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы».
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор области
В.А.Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области
на 2012-2016 годы»
Концепция долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы» разработана в соответствии с политикой в сфере формирования условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения, обозначенной в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы.
Целью программы «Культура Новосибирской области (2012_2016 годы)» (далее - Программа) является: повышение эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения.
Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством.
Укрепление имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири.
Система целевых индикаторов приведена в приложении N 1.
В Новосибирской области накоплен уникальный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования.
Новосибирск является не только культурной столицей Сибири, но и третьим по значимости и масштабам культурным центром России. Развитые традиции оперного, балетного, драматического, изобразительного искусства и один из лучших в стране модернизированный Новосибирский театр оперы и балета сформировали в Новосибирской области особую культурную атмосферу. Симфонический оркестр, новосибирская скрипичная школа известны далеко за пределами России и отвечают самым высоким мировым стандартам.
Численность государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в Новосибирской области, составляет более двух тысяч учреждений, в том числе: 10 профессиональных театров, 3 концертные организации, 883 библиотеки, 34 музея, более тысячи культурно-досуговых учреждений, более 200 кинотеатров и киноустановок, 9 парков культуры и отдыха, зоопарк, цирк.
Сеть образовательных учреждений культуры Новосибирской области включает более 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, 2 высших учебных заведения культуры и искусства. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 30 тысяч человек.
Реализация государственной политики Новосибирской области в сфере культуры, в том числе в рамках областных целевых программ «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы» и «Библиотеки Новосибирской области», способствовала развитию и поддержке как областного, так и муниципального секторов культуры Новосибирской области. С 2000 года в сельских районах области введены в строй более 30 новых объектов культуры, отремонтировано и восстановлено более 200 муниципальных учреждений культуры, пополнены библиотечные фонды общедоступных государственных и муниципальных библиотек Новосибирской области. Осуществлялась государственная поддержка коллективов самодеятельного творчества, национально-культурных организаций, творческих союзов, оказывалась адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи. Развивались международные и межрегиональные культурные связи с Казахстаном, Францией, Италией, Болгарией и другими странами дальнего и ближнего зарубежья.
Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности в сфере культуры Новосибирской области, отрасль нуждается в более интенсивной государственной поддержке.
Экспертами отмечается снижение значения духовно-нравственных ценностей для населения, особенно для молодежи, усиление ценностей потребительского общества, нигилизм по отношению к прошлому, недооценка традиций российской культуры и некритичное заимствование стереотипов «западной культуры». В этой связи особенно возрастает роль государства в поддержке сферы культуры, являющейся основой для нравственного и духовного развития общества.
Анализ текущей ситуации в сфере культуры Новосибирской области, основанный на результатах социологического исследования, проведенного «Лабораторией социолого-маркетинговых исследований «Нового сибирского института» (приложение N 2), экспертных оценках и статистических данных, выявил ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в Новосибирской области.
1. Отмечается разобщенность и несогласованность действий органов государственной власти Новосибирской области, различных ведомств и организаций в области духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.
2. Учреждения культуры «проигрывают» в предоставлении услуг по сравнению с другими формами организации досуга населения. Результаты социологического исследования свидетельствуют о недостаточной удовлетворенности населения Новосибирской области объемом и уровнем предоставляемых культурно-досуговых услуг, а также оснащением учреждений культуры.
При проведении социологического исследования фактически всеми возрастными группами опрошенных, независимо от дохода, уровня образования, рода деятельности и места проживания, отмечено однообразие репертуара и выставок, неудобный режим работы учреждений культуры.
3. Система информирования населения Новосибирской области о культурных программах, основных событиях в сфере культуры нуждается в совершенствовании.
Экспертами отмечается недостаточный уровень информирования населения, в том числе в сети Интернет о мероприятиях и услугах, предоставляемых учреждениями культуры. Собственные веб-сайты имеют менее 5% учреждений культуры Новосибирской области, а содержащаяся в них информация не всегда отличается актуальным состоянием. Необходимо создавать систему работы со средствами массовой информации, стимулировать их к пропаганде культуры, искусства, высоких моральных ценностей.
4. Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. В настоящее время износ зданий учреждений культуры составляет более 70%. 431 здание учреждений культуры требует капитального ремонта, 66 зданий находятся в аварийном состоянии, что составляет 33,2% от общего количества зданий, из них 60% находятся в сельской местности.
5. Слабая материально-техническая база учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения области и возможностями их удовлетворения.
6. Существует нормативная правовая нерешенность отдельных вопросов в сфере культуры, в том числе отсутствует нормативная база, регулирующая благотворительность, применение механизмов государственно-частного партнерства, не принят федеральный закон о меценатстве, требует совершенствования система государственной поддержки общественных творческих инициатив.
Следствием данной проблемы является низкая вовлеченность организаций негосударственного сектора в реализацию мер государственной политики в сфере культуры.
7. В учреждениях культуры Новосибирской области отмечается ряд кадровых проблем:
1) существует дефицит молодых управленческих и творческих кадров.
Последние 5 лет кадровый состав учреждений культуры по возрастным группам выглядит следующим образом: 25% специалистов - пенсионного возраста, 17% специалистов - до 30 лет, средний возраст руководителей учреждений культуры составляет 49 лет.
При наличии достаточно развитой системы художественного образования в Новосибирской области интерес абитуриентов к получению профессионального художественного образования снижается. При наборе в средние учебные заведения профессионального образования в сфере культуры проявляется тенденция снижения проходного балла, на отдельные специальности отсутствует конкурс среди поступающих.
Кроме того, экспертами отмечается, что существует отток наиболее талантливых деятелей культуры и искусства из Новосибирской области в федеральные центры и за рубеж.
Кадровый дефицит в сфере культуры, а также снижение уровня заинтересованности молодых людей в получении профессионального художественного образования обусловлены, в первую очередь, низким уровнем престижа творческой деятельности. Оплата труда работников культуры традиционно самая низкая среди работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата работников культуры в Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2011) составляет 11214 рублей, в районах области 7582 рубля, причем динамика роста за последние 3 года незначительная - в среднем 8%, в отдельных районах Новосибирской области наблюдается отрицательная динамика;
2) в учреждениях культуры в Новосибирской области, особенно сельских, отмечается недостаточный уровень квалификации кадров. Около четверти специалистов не имеют специального образования. Вместе с тем внедрение современных средств и технологий во все процессы деятельности сферы культуры предъявляет новые требования к компетентности специалистов сферы культуры, системе повышения квалификации и аттестации специалистов.
8. Имидж Новосибирска как культурной столицы Сибири слабо поддерживается региональными и федеральными СМИ, что требует создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей представление о характере развития и возможностях культуры Новосибирской области во внешнем пространстве. Необходимо проводить более масштабные мероприятия, позиционировать достижения в культуре и искусстве за пределами Новосибирской области, в том числе посредством гастрольной деятельности, реализовывать инновационные проекты в сфере культуры.
Обозначенные проблемы в сфере культуры Новосибирской области подтверждают необходимость оказания масштабной государственной поддержки в целях модернизации и развития инфраструктуры объектов культуры области, сохранения культурных ценностей, создания условий для творчества, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей и гостей Новосибирской области.
В разделе VIII представлен перечень возможных направлений реализации мероприятий, позволяющих решить вышеизложенные проблемы в рамках Программы.
Значимость и актуальность реализации обозначенных проблем требует сбалансированного решения вопросов, связанных с сохранением и развитием культурного потенциала Новосибирской области, а также выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества, разнообразие и увеличение доступности услуг организаций культуры, создание условий для развития творчества.
Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого подхода.
Программно-целевой подход решения проблем доказал свою эффективность в государственном управлении. Он позволяет выделить направления финансирования, распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на областном и муниципальном уровнях, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство культуры Новосибирской области (далее - Министерство), государственными заказчиками - исполнительные органы государственной власти Новосибирской области: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, управление по делам молодежи Новосибирской области, департамент массовых коммуникаций Новосибирской области (далее - Заказчики).
Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых Заказчиками или Министерством с поставщиками товаров, работ и услуг.
В рамках календарного года Министерство по согласованию с Заказчиками утверждает ежегодный план мероприятий Программы.
По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств, на основе показателей и целевых индикаторов определяются промежуточные результаты реализации Программы.
Заказчики в установленном порядке представляют в Министерство отчеты об исполнении программных мероприятий.
Министерство ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям. При необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации Программы.
Осуществление строительства, реконструкции и проведения капитального ремонта учреждений культуры Новосибирской области, а также приобретение автоклубов и библиобусов для муниципальных районов Новосибирской области происходит на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований Новосибирской области.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с планом проведения мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы осуществляют текущий контроль за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета.
Эффективность реализации Программы оценивается на основе выполнения показателей. Для определения некоторых показателей ежегодно проводится социологическое исследование.
Существует два варианта решения существующей проблемы: «по потребностям» и «от возможностей». Первый предполагает финансирование всех мероприятий в необходимом для решения задач объеме. Это позволит максимально эффективно и результативно решить проблемы и достичь желаемого результата в установленные сроки. Во втором варианте исходят из наличия реальных финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программных мероприятий. В таком случае необходимо направлять средства на приоритетные направления и ограничивать масштабы проектов, реализуемых в рамках Программы.
При реализации любого из этих вариантов существует риск сокращения финансирования Программы. Наиболее затратным и подверженным этим рискам в рамках Программы является строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений культуры. Муниципальные образования без средств, выделяемых из бюджета области, не смогут проводить строительство, реконструкцию крупных объектов и капитальный ремонт учреждений культуры.
Помимо сокращения финансирования к возможным рискам реализации Программы можно отнести изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 4484 000,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 4288750,0 тыс. рублей., в том числе:
в 2012 году - 803500,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 882000,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 867750,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 867750,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 867750,0 тыс. рублей.
Планируется, что функции главных распорядителей средств Программы будут осуществлять: министерство культуры Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, управление по делам молодежи Новосибирской области, департамент массовых коммуникаций Новосибирской области.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям деятельности:
Задача 1. Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения.
Основные направления:
1.1. Организация циклов публичных лекций по философии, истории религий, истории этических учений.
1.2. Разработка кодекса работника культуры.
1.3 Разработка и реализация системы государственных и народных традиционных праздников.
1.4. Разработка и реализация концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия Новосибирской области на 2012_2015 годы.