Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы


Раздел II. Система управленческих политик Новосибирской области и механизмов их реализации


Система взаимосвязанных управляющих политик, сформулированных в Стратегии для достижения основных целей долгосрочного развития Новосибирской области (социальная, экономическая, инновационная, пространственная и административно-управленческая), в Программе реализуется через управленческие политики по конкретным направлениям деятельности.

Управленческие политики определяют основы деятельности органов государственной власти Новосибирской области в той или иной сфере, цели и задачи развития и функционирования экономики и социальной сферы.

Управленческие политики органов государственной власти Новосибирской области как основной инструмент реализации приоритетов социально-экономического развития области формируются и реализуются в целях:

1) обеспечения осуществления важнейших структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей экономики и социальной сферы;

2) выявления направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области, отраслей экономики и социальной сферы, где необходима и возможна реализация качественного прорыва в развитии, обеспечивающего вывод на новый уровень конкурентоспособности и принципиально новое качество функционирования этих отраслей и сфер;

3) предотвращения развития негативных процессов в экономике и социальной сфере;

4) согласования развития различных сфер деятельности в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, экологической безопасности и рационального природопользования;

5) обеспечения повышения и выравнивания уровня жизни населения на всей территории Новосибирской области, рациональной пространственной организации экономики Новосибирской области;

6) выработки путей решения важнейших проблем развития в случаях, когда имеется неопределенность относительно механизмов, которые необходимо применить для достижения требуемых результатов;

7) определения сфер ответственности различных уровней органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнеса и общества за решение комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области, координации их усилий и концентрации ресурсов.

Важнейшими факторами, определяющими жизнеспособность и эффективность управленческой политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей, проблем и перспектив развития области, а также условий её географического положения.

В целях формирования обоснованной системы управленческих политик, качественной выработки единого системного подхода к решению социально-экономических проблем Новосибирской области и максимального учёта потребностей общества к работе по формированию управленческих политик были привлечены представители научного, экспертного и бизнес-сообщества, которые входили в состав специально сформированных рабочих групп по разработке каждой из политик.

При формировании управленческих политик за основу была принята методология поэтапного формирования политик.

Первый этап формирования управленческой политики заключался в проведении анализа ситуации и выявлении факторов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие Новосибирской области.  

На данном этапе проводился комплексный анализ состояния сферы действия управленческой политики в целях выявления проблем, характеризующих данную сферу в настоящее время или ожидаемых в период до 2015 года. Было сформировано обоснование необходимости решения выявленных проблем в настоящее время с приведением характеристики и прогноза развития сложившейся проблемной ситуации при условии невмешательства в процессы, характеризующие сферу действия политики. Также на данном этапе была четко обозначена взаимосвязь проблем с приоритетами социально-экономического развития Новосибирской области. В Программе изложен результат проведенной аналитической работы и важнейшие выводы.

Второй этап формирования управленческой политики заключался в постановке системы целей и задач.

Система целей (цель) управленческой политики является результатом анализа сферы действия политики, выполненного на предшествующем этапе. В качестве цели было зафиксировано достижение желаемого состояния сферы действия управленческой политики. Формирование системы задач осуществлялось по принципу конкретизации отдельных направлений достижения цели на основе вычленения проблем, препятствующих ее достижению.

Для оценки степени достижения поставленных целей и задач в рамках каждой управленческой политики была сформирована система целевых индикаторов (количественных и (или) качественных показателей, характеризующих результаты реализации управленческой политики).

Система целей и задач дает четкое представление о направлениях и результатах деятельности, проводимой в рамках реализации управленческой политики, описывает важнейшие качественные и количественные характеристики состояния ситуации, на изменение которой направлена эта деятельность.

Третий этап формирования управленческой политики заключался в определении механизмов ее реализации, то есть конкретных организационных, экономических, финансовых и правовых методов и форм достижения поставленных целей и задач.

Система управленческих политик органов государственной власти Новосибирской области включает в себя управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «комфортная среда проживания» и управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «конкурентоспособная экономика».

Управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «комфортная среда проживания»:

политика в сфере развития общественной инфраструктуры;

политика в сфере развития образования и кадрового потенциала;

политика в сфере развития жилищного фонда и архитектурного совершенствования городской среды;

политика в сфере укрепления здоровья населения и повышения демографического потенциала;

политика в сфере формирования условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения;

политика в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;