1) Политика в сфере развития общественной инфраструктуры
Главной функцией отраслей социальной сферы является удовлетворение потребностей населения в особом социально-экономическом продукте - услугах, сама же инфраструктура - это материально-техническая база для оказания услуг.
Объектами общественной инфраструктуры являются учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обслуживания. В равной степени к объектам общественной инфраструктуры относятся организации транспорта и связи, кредитно-финансовые учреждения, органы охраны правопорядка.
Стратегическая задача развития общественной инфраструктуры заключается в обновлении условий и методов оказания услуг и достижения на этой основе нового качества результатов их оказания. Главным аспектом развития будет обеспечение способности общественной инфраструктуры гибко реагировать на запросы личности и изменение потребностей экономики.
Существующая общественная инфраструктура Новосибирской области по многим показателям не соответствует современным и перспективным требованиям, определяющим основные тенденции развития. Можно выделить следующие основные проблемы развития общественной инфраструктуры Новосибирской области:
1) существующая на сегодняшний момент сеть объектов общественной инфраструктуры не соответствует сложившейся системе расселения и демографической структуре населения: наблюдается нарастание диспропорций в обеспеченности объектами социальной сферы между муниципальными образованиями. Фактическое развитие объектов общественной инфраструктуры не увязывается с формированием перспективных межрайонных социально-культурных и экономических центров, инновационно активных территорий и территорий массового жилищного строительства;
2) фактическое состояние большинства объектов общественной инфраструктуры, уровень их благоустроенности и безопасности не соответствует современным требованиям: высок уровень износа объектов общественной инфраструктуры; значительное количество объектов общественной инфраструктуры не соответствует современным стандартам обеспечения безопасности; изношенность и отсталость инженерных решений приводят к избыточным затратам на содержание объектов общественной инфраструктуры, повышенному потреблению тепловой энергии и воды;
3) уровень оснащенности объектов общественной инфраструктуры не позволяет обеспечивать значительную часть населения услугами, отвечающими современным стандартам качества: объекты общественной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности не укомплектованы современным оборудованием, существующее оборудование характеризуется высокой степенью физического и морального износа;
4) в малочисленных и территориально рассредоточенных поселениях не реализуется комплексный подход использования объектов общественной инфраструктуры. Не получил распространения подход создания комплексных центров оказания социально значимых услуг в удаленных и малочисленных населенных пунктах на базе имеющихся объектов с низким уровнем износа и избыточными площадями;
5) не созданы условия, стимулирующие привлечение частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры.
Цель и задачи политики в сфере развития общественной инфраструктуры
Стратегическая цель - повышение качества и доступности услуг общественной инфраструктуры для наибольшего количества жителей области в соответствии с социальными нормативами и нормативами градостроительного проектирования.
Реализация цели концепции предполагает решение следующих задач:
1) оптимизация размещения объектов общественной инфраструктуры в соответствии с фактической и перспективной системой расселения и с учетом прогнозируемой транспортной мобильности населения.
Основные направления решения задачи:
а) организация разработки документов территориального планирования, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих расчетные показатели обеспеченности и пространственной доступности объектов и услуг общественной инфраструктуры для населения разных по численности и транспортной удаленности муниципальных образований Новосибирской области, с учетом современных коммуникационных и транспортных технологий;
б) обеспечение приоритета и концентрации ресурсов на развитии объектов общественной инфраструктуры в городских и сельских поселениях, определенных в Схеме территориального планирования Новосибирской области в качестве центров межселенного обслуживания;
в) обеспечение приоритета развития новых объектов общественной инфраструктуры на территориях интенсивного экономического роста, массового жилищного строительства;
г) организация комплексной инвентаризации объектов общественной инфраструктуры во всех поселениях Новосибирской области; определение резервов помещений пригодных для межотраслевого комплексного использования с учетом необходимого объема реконструкции, а также определение ветхих и аварийных объектов, подлежащих сносу;
д) определение поселений для организации предоставления запрашиваемых услуг, обеспечение приоритета развития таких поселений в каждом муниципальном районе, а также создание и обеспечение функционирования комплексных центров социального обслуживания населения в удаленных малочисленных и малодоступных населенных пунктах сельских районов.
2) приведение объектов общественной инфраструктуры в соответствие с современными требованиями (благоустроенности, безопасности, экономичности, долговечности).
Основные направления решения задачи:
а) обеспечение повышения уровня благоустроенности объектов общественной инфраструктуры до нормативных значений показателей;
б) приведение условий безопасности объектов в соответствие со стандартами;
в) разработка и применение новых технологических и проектных решений к реконструкции существующих и строительству новых объектов общественной инфраструктуры, переход на строительство модульных комплексов;
г) перевод на более экономичные способы обеспечения коммунальными услугами объектов общественной инфраструктуры посредством применения эффективных технологических и проектных решений в коммунальной и энергетической сфере;
д) реконструкция существующих объектов общественной инфраструктуры с целью расширения их функциональных возможностей.
3) приведение уровня оснащенности объектов общественной инфраструктуры в соответствие современным требованиям: