С начала нового тысячелетия Новосибирская область развивалась устойчиво высокими темпами и практически восстановила свой экономический потенциал, существенно сократившийся в период политических и экономических реформ 90-х годов.
По большинству показателей социально-экономического развития она существенно усилила свои позиции в Сибирском федеральном округе, прочно закрепившись в группе лидирующих регионов.
Экономический рост обеспечивался созданием благоприятного предпринимательского климата, ростом деловой активности, раскрытием инвестиционной привлекательности территории в различных сферах экономической деятельности, развитием общественной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Эти преобразования сопровождались усилением диверсификации производственного комплекса Новосибирской области и формированием структуры экономики, в которой сочетаются развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, логистики, сферы услуг.
В качестве важнейшего фактора социально-экономического развития области выступает научно-образовательный комплекс - один из крупнейших на территории Российской Федерации.
Одно из наиболее значимых достижений последних лет - формирование в Новосибирской области новой экономической системы, основанной на инновациях, на прогрессивных управленческих технологиях, ориентации на развитие человеческого потенциала и переход на устойчивый экономический рост.
В то же время развитие и размещение производительных сил Новосибирской области характеризуется рядом проблем, которые могут оказывать негативное влияние на развитие Новосибирской области в долгосрочной перспективе, тормозить или даже препятствовать достижению приоритетов, определенных Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.
1. Технологическое отставание, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов во многих отраслях и сферах экономики Новосибирской области.
2. Низкий уровень эффективности и конкурентоспособности значительного числа промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий, востребованности их продукции и услуг на отечественном и зарубежных рынках.
3. Слабая восприимчивость реального сектора экономики к инновациям и недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
4. Несоответствие между уровнем развития научно-образовательного потенциала и слабым развитием инновационных секторов промышленности, отсутствие в структуре хозяйства крупных производств.
5. Преобладание в развитии сферы услуг традиционного сектора оптовой и розничной торговли и недостаточные темпы роста инновационного сегмента, а также услуг, связанных с формированием высокого качества жизни населения.
6. Продолжающаяся концентрация промышленного потенциала, инфраструктуры, населения в городе Новосибирске и Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий области.
7. Высокий уровень дифференциации населения, проживающего в Новосибирской области, по занятости и уровню доходов, транспортной мобильности, качеству жилья и предоставляемых коммунальных услуг, обеспеченности социальными услугами.
8. Недостаточное использование ресурсного и природного потенциала Новосибирской области в целях экономического развития, формирования среды комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления.
9. Инерционность системы профессионального образования в формировании кадрового потенциала по структуре и качеству соответствующего потребностям социально-экономического развития в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами. Недостаточная активность органов государственной власти Новосибирской области, бизнеса и населения в формировании общественного заказа на построение современной системы профессиональной подготовки, обеспечивающей постоянное развитие профессиональных навыков и знаний трудоспособного населения.
10. Недостаточная эффективность государственного регулирования, стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления в решении вопросов развития экономики, общественной, транспортной инфраструктуры, инженерных сетей в соответствии с принятыми приоритетами развития.
Перечисленные проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Сохранение существующих тенденций может привести к негативным последствиям в развитии Новосибирской области, главными из которых являются:
ухудшение положения Новосибирской области как в России, так и в системе международных экономических отношений;
снижение доли технологически новой или усовершенствованной продукции в общем объеме производства Новосибирской области;
усиление отставания от других экономически развитых субъектов Российской Федерации по восприимчивости инноваций;
отток наиболее активной части трудоспособного населения из сельских районов Новосибирской области.
Цель и задачи политики в сфере развития и размещения производительных сил
Цель - формирование эффективной и диверсифицированной отраслевой и сбалансированной пространственной структуры экономики Новосибирской области, обеспечивающей конкурентоспособность, инновационность развития, устранение диспропорций в уровне социально-экономического развития территорий.
Для этого потребуется решить следующие задачи:
1) обеспечить усиление роли промышленности в экономике Новосибирской области за счет формирования в ее структуре современных производств, достижения лидирующих позиций среди субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития, высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
2) обеспечить ускорение обновления или создания на современной технологической основе производственных мощностей, технологий на предприятиях Новосибирской области как основы решения текущих и долгосрочных задач повышения конкурентоспособности экономики региона;
3) укрепить агропромышленный сектор экономики на основе использования инноваций в агротехнике, технического перевооружения и развития современной производственно-сбытовой инфраструктуры для эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, создания системы высокопродуктивных животноводческих комплексов и предприятий глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;