АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 июля 2009 года N 297-ра


О программах «Чужих детей не бывает»
и «Первые ступеньки к развитию»

(с изменениями на 9 августа 2010 года)

_______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства области от 09.08.2010 N 118-рп

_______________________________________


В целях стимулирования развития эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми, ранней профилактики социального сиротства и детской инвалидности, поддерживая инициативу общественных организаций, исполнительных органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений, а также решения областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссии по делам инвалидов администрации Новосибирской области и совета по демографии и семейной политике администрации Новосибирской области об участии в конкурсе программ (проектов), объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1. Одобрить прилагаемые программы «Чужих детей не бывает» и «Первые ступеньки к развитию» (далее - Программы), представленные на конкурс Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) обеспечить:(Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 09.08.2010 N 118-рп, - см. предыдущую редакцию)

1) софинансирование мероприятий Программ в рамках выполнения областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения Новосибирской области на 2010-2012 годы, текущего финансирования государственных бюджетных учреждений – участников Программ;(Подпункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 09.08.2010 N 118-рп, - см. предыдущую редакцию)

2) координацию деятельности участников Программ и методическое сопровождение реализации их мероприятий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления содействовать участникам в реализации мероприятий Программ.

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 09.08.2010 N 118-рп, - см. предыдущую редакцию)

     Губернатор области
     В.А.Толоконский


ОДОБРЕНА
распоряжением администрации
Новосибирской области
от 22.07.2009 N 297-ра

ПРОГРАММА
"ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ"

(далее -программа)


Паспорт программы

Основание для разработки программы

конкурсный отбор программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда «Право ребенка на семью»

Решение об утверждении программы

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области от 18.02.2009 N 1

Орган управления программой

совет по демографии и семейной политике администрации Новосибирской области

Основные разработчики программы

департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области;

департамент образования Новосибирской области;

кафедра социальной работы и социальной антропологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический Университет»;

Новосибирская городская общественная организация Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети»

Основные исполнители программы

1. Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области.

2. Департамент образования Новосибирской области.

3. Департамент здравоохранения Новосибирской области.

4. Департамент труда и занятости населения Новосибирской области.

5. Автономная некоммерческая организация «Центр иппотерапии».

6. Благотворительный Фонд «Дети России - будущее мира».

7. Государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

8. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер».

9. Новосибирская городская общественная организация «Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом».

10. Новосибирская городская общественная организация Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети».

11. Главное управление внутренних дел по Новосибирской области.

12. Государственное учреждение образования «Центр информационных технологий».

13. Городской центр по профилактике социального сиротства "Солнечный круг".

14. Детский благотворительный фонд "Солнечный Город».

15. Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета.

16. Кафедра социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета.

17. Государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вера» Искитимского района Новосибирской области.

18. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири».

19. Муниципальное учреждение «Отдел культуры Болотнинского района» Новосибирской области.

20. Адвентистское Агентство Помощи и Развития «Адра».

21. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский дом N 1».

22. Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района города Новосибирска.

23. Муниципальное бюджетное учреждение Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Берегиня".

24. Местная общественная организация «Социальное содружество».

25. Местная общественная организация инвалидов Железнодорожного района города Новосибирска «Начало».

26. Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом N 6».

27. Муниципальное учреждение городской центр социальной помощи семье и детям «Заря».

28. Муниципальное учреждение «Территориальный центр социальной помощи семье и детям «Юнона».

29. Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника N 20».

30. Новосибирская городская общественная организация "СибМама".

31. Новосибирская городская общественная организация «День Аиста».

32. Новосибирская городская общественная организация детей-инвалидов с онкогематологическими заболеваниями «Надежда».

33. Новосибирская городская общественная организация «Новый век».

34. Новосибирская городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ».

35. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

36. Некоммерческие организации.

37. Новосибирское отделение Российского детского благотворительного фонда.

38. Новосибирская областная общественная организация детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет».

39. Некоммерческое образовательное учреждение детский дом «Приют Святого Николая».

40 Международное Агентство культурно-социальной работы МАКСОРА.

41. Общественная организация «Местная организация Искитимского района Всероссийского общества инвалидов».

42. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

43. Государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания Новосибирской области Ояшинский и Обской дома-интернаты для умственно-отсталых детей.

44. Региональная общественная организация «Ассоциация выпускников НГТУ - НЭТИ».

45. Управление по делам молодежи Новосибирской области.

46. Управление здравоохранения мэрии города Новосибирска.

47. ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

48. Новосибирская региональная общественная организация Школа здорового образа жизни «ВИТА ПЛЮС».

49. Администрации муниципальных образований Новосибирской области.

50. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.

51. Новосибирская городская общественная организация «Центр адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом».

52. Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Куйбышевского района».

53. Фонд помощи детям и семьям группы риска

54. Органы сельского самоуправления.

55. Районные отделы социальной защиты, образования, культуры.

Сроки реализации программы

с 01.07.2009 по 31.12.2012

Цель программы

Снижение социального сиротства на территории Новосибирской области через разработку концепции и реализацию программы Консолидированной политики по решению проблем профилактики социального сиротства, предполагающей объединение усилий государственных и негосударственных организаций и структур

Задачи программы

1. Разработка принципов и стратегии Консолидированной политики государственных и негосударственных структур Новосибирской области по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

2. Разработка и внедрение системного многоуровневого подхода к профилактике социального сиротства и реабилитации детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и семьях группы риска.

3. Систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов).

4.Разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства.

5. Создание системы методического сопровождения, использование опыта регионов Российской Федерации по решению проблемы социального сиротства и распространение опыта апробации концепции Консолидированной политики

Целевая группа;
Количественные и качественные показатели целевой группы

Целевая группа:

беременные женщины, женщины с новорожденными детьми;

семьи группы риска по социальному сиротству;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-инвалиды;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе лица из числа детей-сирот;

потенциальные замещающие родители,

граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот;

замещающие семьи, принявшие на воспитание в семью детей-сирот;

специалисты, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с семьями группы риска по социальному сиротству.

Количественные и качественные показатели целевой группы:

уменьшение числа отказов от новорождённых детей;

уменьшение числа детей, в отношении которых родители лишены родительских прав;

уменьшение числа воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

увеличение числа усыновленных детей-сирот;

увеличение числа приемных семей;

увеличение числа семей опекунов (попечителей);

увеличение числа детей-сирот, реализовавших свои права на получение жилья;

уменьшение количества учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет перепрофилирования и создания на их базе учреждений, оказывающих инновационные услуги по профилактике социального сиротства

Перечень основных мероприятий
программы

Приложение

Общий объём и источники финансирования программы
 (с разбивкой по годам реализации)

общий объём финансирования программы составляет 791544,7 тыс. руб.

2009 год - общий объем финансирования программы - 184498,1 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 105221,8 тыс. руб.;

привлеченные средства - 29276,3 тыс. руб.;

средства, запрашиваемые из бюджета Фонда - 50000 тыс. руб.;

2010 год - общий объем финансирования программы - 200912,8 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 120932,5 тыс. руб.;

привлеченные средства - 29980,3 тыс. руб.;

средства, запрашиваемые из бюджета Фонда - 50000 тыс. руб.;

2011 год - общий объем финансирования программы - 207069,9 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 127878,9 тыс. руб.;

привлеченные средства - 29191,0 тыс. руб.;

средства, запрашиваемые из бюджета Фонда - 50000 тыс. руб.;

2012 год - общий объем финансирования программы - 199063,9 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 119862,9 тыс. руб.;

привлеченные средства - 29201,0 тыс. руб.; средства, запрашиваемые из бюджета Фонда - 50000 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

уменьшение числа отказов от новорождённых детей к концу 2012 года с 212 до 42 детей в год;

увеличение числа усыновленных детей-сирот к концу 2012 года с 334 до 400;

увеличение числа приемных семей к концу 2012 года с 1572 до 1933;

увеличение числа семей опекунов (попечителей) к концу 2012 года с 7921 до 8673;

уменьшение числа воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к концу 2012 года с 2074 до 1452;

уменьшение к 2012 году количества учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 33 до 27 за счет перепрофилирования и создания на их базе учреждений, оказывающих инновационные услуги по профилактике социального сиротства.

     


Раздел I. Содержание проблемы в области сиротства детей
и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом

     

Новосибирская область относится к регионам, в которых решение проблемы социального сиротства рассматривается в числе приоритетных. Проблема социального сиротства и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела статус общественной. В ее решении активно использовался механизм межсекторного партнерства, когда и власть, и некоммерческие (негосударственные) организации, и бизнес-сообщество объединили свои усилия. В результате масштабы сиротства уже не стали такими угрожающими.

В то же время, анализ деятельности по преодолению данной проблемы показывает, что, несмотря на снижение темпа роста, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, продолжает увеличиваться. По состоянию на 01 января 2009 года численность детей данной категории, составила 13906 детей (2007 год - 13805 детей, 2006 год - 13545 детей). Основной причиной увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему, остается лишение родительских прав родителей. Численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2008 году составила - 1466 детей (2007 год - 1705 детей, 2006 год - 1442 ребенка). Социально неблагополучная семья не выполняет своих функций, и пребывание в ней ребенка становится опасным для его физического и психического здоровья, поэтому заметно повысилась в последний год степень выявления неблагополучных семей. Причины, приводящие к появлению неблагополучной семьи, которая не может воспитывать ребенка, имеют социальный характер. Так, на 36% возросло число несовершеннолетних родителей, которые сами требуют контроля и социальной поддержки: на 18% увеличилось количество состоящих на учете родителей из числа переселенцев и беженцев, на 5,3% - родителей, потребляющих наркотики, на 3,4% - имеющих судимости. Первая и вторая причины связаны с маргинализацией общества, ведущей к снижению культурного уровня, с разрушением системы морально-нравственных ценностей общества, с увеличением потока мигрантов (для Новосибирской области, прежде всего, из азиатских республик). По-прежнему, стоит проблема алкоголизации населения. Доля родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, составляет 20,6% от числа всех состоящих на учете.

Так как семья риска и неблагополучная семья являются той социальной средой, в которой имеют место случаи насилия и агрессивного поведения, то продолжают иметь место факты жестокого обращения с детьми. В 2007 году возбуждено 167 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними детьми родителями либо законными представителями, в 2008 - 176. В большинстве случаев преступные действия сопряжены с нанесением ребенку телесных повреждений. Доля потерпевших от жестокого обращения детей в дошкольном возрасте составляет порядка 70%.

В 2008 году доля подростков, доставляемых в ОВД по фактам безнадзорности, сократилась с 27,3% до 24,4%. Процент нуждающихся в помощи государства снижен с 14,8% до 11%. В данном случае статистика позволяет прогнозировать улучшение ситуации безнадзорности по области.

Особую категорию детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших ранее в неблагополучной семье, составляют дети до трех лет. В 2006-2007 годах доля таких детей среди брошенных и покинутых составляла немногим более 70%, в 2008 году процент обнаруженных детей до трехлетнего возраста составил 80%.

По-прежнему существует проблема брошенных и отказных новорожденных. Здесь, при некотором уменьшении числа детей данной категории, говорить о стабильной положительной динамике рано. Так, в области в 2006 году на 25718 рожденных детей количество брошенных и отказных составляло 346 (1,3%), в 2007 году на 27222 новорожденных - 224 (1,06%), в 2008 году на 29631 - 283 (0,95%).

Практика выделяет следующие группы риска женщин по отказам от новорождённых детей:

юные матери (18 - 20 лет), не имеющие родственный реабилитационный потенциал;

юные матери из числа детей-сирот (18 - 23 лет);

женщины, пережившие горе, имеющие какую-то печальную историю;

женщины, оказавшиеся без финансовой поддержки;

женщины, оказавшиеся без жилья;

матери детей с пороками развития;

женщины из СНГ, приехавшие в город Новосибирск на работу;

многодетные матери;

матери, имеющие проблемы с собственным здоровьем.

С сентября 2008 года на базе Центра «Семья и дети» развивается новый социальный проект «От трудной жизненной ситуации к счастливому материнству» по предотвращению фактов отказов от новорождённых детей среди молодых матерей, в том числе выпускниц детских домов. На базе центра созданы условия для оказания психологической, правовой, материальной помощи матери с новорождённым ребенком. Новые социальные услуги способствовали сохранению для ребёнка родной семьи в 12 случаях, потенциально угрожающих социальным сиротством. Реабилитационный эффект составляет 100% случаев.

          Основная задача учреждений и организаций (для Новосибирской области можно говорить о системе таких учреждений и организаций), занимающихся проблемой социального сиротства, это - семейное жизнеустройство ребенка. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 13906 человек.      В последние годы в Новосибирской области сокращается число детей, находящихся на воспитании в детских домах. На 01.01.2009 функционируют 33 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых проживают 2074 воспитанника. За 3 года, за счет развития семейных форм жизнеустройства, закрыто 6 детских домов.

          Статистика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы имеет положительную динамику.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. За 2008 год усыновлено 334 ребенка (2007 год - 353 ребенка, 2006 год - 365 детей). Тенденция превышения усыновлений российскими гражданами над усыновлением иностранными гражданами сохраняется.

Год

Усыновлено детей, всего

в том числе:

гражданами РФ

иностранными гражданами

2006

365

171

194

2007

353

207

146

2008

334

190

144


          Развивается институт опеки и попечительства. Так, в 2008 году на воспитание в семьи опекунов и попечителей передано 1470 детей. По-прежнему, основная часть опекунов - это бабушки и дедушки детей. Качество воспитания, обеспеченность прав и законных интересов детей в этих семьях остается многие годы на низком уровне из-за правовой безграмотности опекунов и попечителей, их небольших материальных возможностей.

Продолжает увеличиваться численность приемных семей. По состоянию на 1 января 2009 года их количество составило 908, на воспитании в них находится 1572 ребенка. Анализ показывает положительную динамику развития данной формы жизнеустройства: 2006 год - 345 семей/691 ребенок, 2007 год - 655 семей/1194 ребенка, 2008 год - 908 семей/1572 ребенка. Ключевым направлением работы областного государственного учреждения «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» остается популяризация форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Важнейшим направлением работы учреждений и организаций, занимающихся проблемами социального сиротства, семьями группы риска и семьей вообще, стали разработка и реализация моделей психолого-педагогического и социального сопровождения семей. На этой основе совершенствуется процедура отбора кандидатов в приемные родители. Данная деятельность направлена на профилактику возможных возвратов детей и повышение качества индивидуального сопровождения детей с особенностями развития.

Следует отметить, что многие учреждения и организации, занимающиеся проблемой социального сиротства и семьями, находящимися в трудных жизненных ситуациях, проводят социодиагностику при поддержке научно-исследовательских центров и специализированных кафедр. Однако проблема возникает с организацией мониторинга, что позволило бы выявить тенденции и держать под контролем ситуацию.

          Проблема социального сиротства и появления семей группы риска - сложная социальная проблема, имеющая различные аспекты, связанные как с особенностями целевых аудиторий, так и особенностью оказываемых услуг.

На 1 января 2006 года в Новосибирской области на учете в системе социальной защиты населения состояло 7438 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживало 15106 несовершеннолетних.

Приоритетной задачей была определена организация раннего выявления неблагополучия в семье и принятие адекватных мер по его устранению.

Большая роль в организации профилактической работы с семьёй принадлежит нестационарным отделениям помощи семье и детям, занимающимся выявлением и оказанием социальной помощи семьям группы риска. Это отделения психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделения дневного пребывания. Их работа организована на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и направлена на социальную, психолого-педагогическую поддержку несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях. Дети и подростки в свободное от учебы время имеют возможность бесплатно получать психолого-педагогические, социально-медицинские, юридические услуги. Воспитателями, музыкальными работниками, психологами, социальными педагогами организуется их досуг, проводится работа по нормализации внутрисемейных отношений, оказывается содействие в учебной деятельности, профессиональном самоопределении.

Эффективной формой работы является патронаж неблагополучных семей. В районах области созданы патронажные советы, в состав которых входят специалисты различных ведомств. Ежегодно под социальным патронажем находится около 5000 семей группы риска.

В области сформирован банк данных семей группы риска, разработана электронная информационная система учета семей данной категории и оказания им социальной помощи. Настоящая программа систематизирует информацию о работе с семьями и несовершеннолетними. Это позволяет определить основные проблемы клиентов и пути их решения, проанализировать выполнение поставленных задач, сократить количество невыполненных реабилитационных мероприятий.

В результате профилактической работы ежегодно снимается с учета в связи с улучшением положения около 1000 семей этой категории.

На 1 января 2009 года на учете в системе социальной защиты населения состоит 6192 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в них проживает 12619 детей.

В системе учреждений социальной защиты населения действуют 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и отделения-приюты при комплексных центрах социального обслуживания и центрах помощи семье и детям. Ежегодно в них обслуживается более 3 тысяч детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении.

Приоритетное направление деятельности этих учреждений - сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи. В течение последних трех лет удалось снизить число детей, передаваемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 27% от общего числа выбывших из специализированных учреждений в 2006 году, до 20% - в 2008 году.

На базе областных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проводится работа по ранней профилактике социального сиротства в рамках программ «Ступеньки», «Жизнь в радости», «Будем вместе», разработана программа «Академия права», «Первые шаги». Эти проекты решают задачи подготовки детей из неблагополучных семей к школе, осуществляется правовое воспитание, проводится комплекс оздоровительных мероприятий. Одновременно, в случае необходимости, проводится работа по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания ребенка.

Активно реализуется программа «Школа родительского мастерства» на базе ГБУ НСО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», в рамках которой осуществляется поиск и обучение воспитателей семейных воспитательных групп, которые, как правило, впоследствии становятся опекунами и приемными родителями. Принятие областного Закона «О приемной семье» привело к резкому увеличению количества приемных семей. Значительная часть из них была открыта на базе ранее действующих семейных воспитательных групп. Практика показала, что в таких семьях меньше возникает проблем в отношениях между ребенком и приемными родителями.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с общественной организацией «Адра» реализуется программа «Дети улиц». На базе детских оздоровительных учреждений ежегодно проводятся специализированные социально-реабилитационные смены «Сильные люди» для несовершеннолетних, склонных к правонарушениям.

Проводится работа с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, вернувшимися из учреждений закрытого типа: организован социальный патронаж, оказывается материальная помощь, содействие в трудоустройстве и обучении.

Начато внедрение новой технологии работы с неблагополучными семьями «Сеть социальных контактов». В рамках проекта «Новое время - новые технологии» обучение данной методике прошли социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели.

С 2007 года Новосибирская область является участником пилотного проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Крепкая семья». Эта работа стала продолжением той деятельности по профилактике социального сиротства и укреплению семьи, которая проводится в Новосибирской области на протяжении ряда лет.

Совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения реализуется проект «Профилактика социального сиротства», в рамках которого на базе ряда районов разработаны и внедряются программы «Социальное патронирование кризисных семей», «Модель сопровождения выпускников интернатных учреждений на базе стационарного отделения «Социальная гостиница», «Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями» и др.

В рамках реализации международного проекта «Врожденные пороки развития и генетические аномалии: межведомственный подход к профилактике детской инвалидности и социального сиротства» разрабатывается модель ранней помощи семьям, имеющим детей с ограничениями в здоровье.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»