ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 22 июня 2020 года N 236
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 2019, N 30, ст.4154), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 7, ст.853),
приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20).
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 ноября 2020 года,
регистрационный N 60955
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), и устанавливают требования к структуре и содержанию отчета по обоснованию безопасности судна или другого плавсредства с ядерными реакторами (далее - суда), а также к порядку его разработки и поддержания в соответствии с реальным состоянием судна.
2. Требования распространяются на отчеты по обоснованию безопасности судов с водо-водяными ядерными реакторами двухконтурного типа, включая плавучие энергоблоки.
3. Для судов, лицензии на сооружение (строительство) которых выданы до вступления в силу настоящих Требований, а также для судов, находящихся в эксплуатации, порядок, сроки и объем приведения отчета по обоснованию безопасности судов в соответствие с настоящими Требованиями определяются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - орган регулирования) в условиях действия лицензий.
________________
Пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
4. Настоящие Требования обязательны для исполнения эксплуатирующими организациями, а также головными конструкторскими организациями и иными организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии.
5. Информация, содержащаяся в ООБ (перечень сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Требованиям) судна, должна подтверждать соответствие ЯЭУ судна и хранилищ ЯТ (при наличии их на судне) требованиям ФНП, а также установленным в техническом проекте судна критериям и принципам обеспечения безопасности судна.
6. В случае если в ООБ судна вместо представления информации в соответствии с настоящими Требованиями приводятся ссылки на документы, где содержится недостающая в ООБ судна информация, то данные документы должны представляться совместно с ООБ судна. Иные документы, которые содержат обоснование представленной в ООБ судна информации, на которые имеются ссылки в ООБ судна, представляются по запросу органа регулирования.
7. ООБ судна должен состоять из раздела "Введение" и 18 глав, а именно:
Глава 1. "Общая характеристика судна";
Глава 2. "Характеристика района эксплуатации судна";
Глава 3. "Обеспечение безопасности ядерной энергетической установки судна";
Глава 4. "Реактор";
Глава 5. "Система первого контура и связанные с первым контуром системы";
Глава 6. "Паротурбинная установка";
Глава 7. "Контроль и управление";
Глава 8. "Электроснабжение, связь и оповещение";
Глава 9. "Вспомогательные системы ядерной энергетической установки судна";
Глава 10. "Обращение с радиоактивными отходами";
Глава 11. "Защита от радиации";
Глава 12. "Системы безопасности и специальные технические средства для управления запроектными авариями";
Глава 13. "Ввод в эксплуатацию";
Глава 14. "Эксплуатация";
Глава 15. "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии";
Глава 16. "Пределы и условия безопасной эксплуатации. Эксплуатационные пределы и условия";
Глава 17. "Обеспечение качества";
Глава 18. "Вывод из эксплуатации".
Требования к структуре и содержанию раздела "Введение" ООБ судна приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
Требования к структуре и содержанию глав 1-18 ООБ судна приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям.
8. При необходимости указания в нескольких главах (или разделах в пределах одной главы) ООБ судна сведений аналогичного содержания такие сведения должны быть изложены в одной из глав (или разделов главы) ООБ судна, а в иных главах (или разделах главы) приведены ссылки на эти сведения.
Информация об отдельных системах приводится в соответствии с типовой структурой описания систем, приведенной в приложении N 4 к настоящим Требованиям.
9. В ООБ судна приводится перечень программ для ЭВМ, использованных для построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность судов (далее - расчетные анализы безопасности), с указанием сведений об аттестационных паспортах программ для ЭВМ, оформленных по результатам экспертизы указанных программ в организации научно-технической поддержки органа регулирования.
Приведенная в ООБ судна информация о выполненных расчетных анализах безопасности должна подтверждать достаточность и полноту объема выполненных расчетных анализов, учет всех факторов, влияющих на результат, а также подтверждать, что программа для ЭВМ применена в указанной в аттестационном паспорте области применения.
Данные, достаточные для выполнения при необходимости повторного расчетного анализа (исходные данные, расчетные схемы, допущения, принятые при проведении расчетов), предоставляются по требованию органа регулирования.
В соответствии с пунктами 20 и 21 ФНП "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами", утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2017 г. N 351 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 г., регистрационный N 48344) (далее - НП-022-17) в ООБ судна должны быть представлены перечень исходных событий для анализа проектных аварий и перечень запроектных аварий. Примерный перечень исходных событий для анализа проектных аварий и примерный перечень запроектных аварий приведены в приложении N 5 к настоящим Требованиям.
10. Разработку ООБ судна осуществляет головная конструкторская организация для каждого проекта судна на основании утвержденного технического проекта.
11. По результатам строительства и ввода в эксплуатацию головного судна ООБ судна подлежит корректировке, которая осуществляется головной конструкторской организацией.
12. В комплекте документов, обосновывающих безопасность строительства или эксплуатации первого и последующих серийных судов, представляется ООБ судна, откорректированный по результатам строительства головного судна или последняя актуальная версия ООБ судна.
13. ООБ судна должен формироваться по отдельным главам (книгам). В случае наличия большого объема информации в одной главе допускается формировать ООБ судна по разделам и подразделам, сформированным в отдельные книги в составе главы.
14. На обложке каждой отдельной главы (книги), раздела и подраздела должно указываться полное наименование отчета и соответствующего раздела (подраздела), номер проекта судна, название судна и тип ЯЭУ (при их наличии).
В начале каждой отдельной главы (книги), раздела или подраздела должно быть приведено полное оглавление всего ООБ судна.
В начале каждой главы (книги) следует приводить список сокращений, использованных в главе.
15. Нумерация страниц ООБ судна ведется по разделам или подразделам, представляющим самостоятельные части.
16. ООБ судна должен соответствовать реальному состоянию судна и хранилищ ЯТ (при их наличии на судне).
17. Внесение изменений в ООБ судна должно выполняться путем замены и (или) введения новых страниц, а при необходимости - разделов и книг. Внесение изменений путем исправлений в тексте ООБ судна не допускается.
При замене отдельных страниц в ООБ судна на каждой из них в правом верхнем углу на полях необходимо указывать порядковый номер редакции и дату выполнения замены (месяц, год).
В конце каждой главы или раздела и подраздела ООБ судна помещается лист регистрации изменений.
18. Изменения, вносимые в ООБ судна, должны быть согласованы с организациями, участвовавшими в его разработке, и утверждены головной конструкторской организацией по результатам строительства и ввода в эксплуатацию судна, а при эксплуатации судна - ЭО.
ЭО осуществляет корректировку ООБ судна в процессе эксплуатации судна и хранилищ ЯТ (при их наличии на судне) в случае внесения в его проект изменений, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, а также при выводе судна из эксплуатации. Корректировка осуществляется путем внесения изменений в соответствующие разделы ООБ судна.
Перечень сокращений
AЗ | - | аварийная защита |
АСУ | - | автоматизированная система управления |
ГРО | - | газообразные радиоактивные отходы |
ЖРО | - | жидкие радиоактивные отходы |
ЗБМ | - | зона баланса материалов |
ЗПА | - | запроектная авария |
ЗСБ | - | защитные системы безопасности |
ИС | - | исходное событие |
ИТСФЗ | - | инженерно-технические средства физической защиты |
КСУ ТС | - | комплексная система управления техническими средствами |
ЛСБ | - | локализующие системы безопасности |
НД | - | нормативный документ |
ОИАЭ | - | объект использования атомной энергии |
ООБ | - | отчет по обоснованию безопасности |
ОСБ | - | обеспечивающие системы безопасности |
ОТВС | - | облученная тепловыделяющая сборка |
ОЯТ | - | отработавшее ядерное топливо |
ПАР | - | пост аварийного расхолаживания |
ПАТЭС | - | плавучая атомная теплоэлектростанция |
ПГ | - | парогенератор |
ПИН | - | пусковой источник нейтронов |
ПНР | - | пусконаладочные работы |
ПО | - | программное обеспечение |
ПОК | - | программа обеспечения качества |
ПТУ | - | паротурбинная установка |
ПЭБ | - | плавучий энергоблок |
РАО | - | радиоактивные отходы |
РВ | - | радиоактивные вещества |
РУ | - | реакторная установка |
САЭ | - | система аварийного электроснабжения |
СБ | - | система безопасности |
СВБ | - | система, важная для безопасности |
СИ | - | средства измерений |
СКУ | - | система контроля и управления |
СПОТ | - | система пассивного отвода тепла |
СУЗ | - | система управления и защиты |
СФЗ | - | система физической защиты |
СЦР | - | самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция |
ТВС | - | тепловыделяющая сборка |
твэл | - | тепловыделяющий элемент |
ТРО | - | твердые радиоактивные отходы |
ТУ | - | технические условия |
УСНЭ | - | управляющая система нормальной эксплуатации |
УСБ | - | управляющая система безопасности |
ХОЯТ | - | хранилище отработавшего ядерного топлива |
ФНП | - | федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии |
ЦНПК | - | циркуляционный насос первого контура |
ЦПУ | - | центральный пост управления |
ЭВМ | - | электронно-вычислительная машина |
ЭО | - | эксплуатирующая организация |
ЭЭС | - | электроэнергетическая система |
ЯМ | - | ядерные материалы |
ЯР | - | ядерный реактор |
ЯТ | - | ядерное топливо |
ЯЭУ | - | ядерная энергетическая установка |