ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 4 сентября 2017 года N 351

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами"



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-022-17).

Врио руководителя
А.Л.Рыбас

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 сентября 2017 года,
регистрационный N 48344      

     

     

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 сентября 2017 года N 351

     

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-022-17)

     

     

     

     

          I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-022-17) (далее - Общие положения) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Общие положения распространяются на суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки, на всех этапах их жизненного цикла.

3. Общие положения устанавливают цели, принципы и основные критерии безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки (далее - суда), а также основные принципы и общие требования к техническим и организационным мерам, направленным на достижение безопасности. Объем реализации этих принципов и мер должен соответствовать федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, документам по стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При отсутствии необходимых нормативных правовых актов предлагаемые конкретные технические решения обосновываются в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства.

4. Настоящие Общие положения распространяются на этапы проектирования, строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации судна, установленные законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

5. Порядок приведения судов в соответствие с Общими положениями, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на строительство, эксплуатацию или вывод из эксплуатации.

6. Перечень сокращений, используемых в настоящих Общих положениях, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2.

II. Основная цель, критерии и принципы обеспечения безопасности

7. Основной целью является безопасность судна. Безопасность ЯЭУ и хранилищ ЯТ (при нахождении их на судне) является неотъемлемой частью безопасности судна.

Судно удовлетворяет требованиям ядерной и радиационной безопасности при соблюдении следующих условий:

радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных доз облучения экипажа судна и специального персонала и населения (пассажиров);

радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду ограничивается при запроектных авариях ЯЭУ;

ограничивается вероятность возникновения на судне аварий ЯЭУ.

8. Безопасность судна достигается качественным проектированием, конструированием и изготовлением оборудования, строительством и эксплуатацией судна в соответствии с требованиями федеральных законов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, формированием и поддержанием культуры безопасности, учетом опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.

9. Безопасность судна должна обеспечиваться последовательной реализацией принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.

Система физических барьеров судна должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ, границу контура теплоносителя реактора, защитную оболочку, защитное ограждение РУ и биологическую защиту.

Система физических барьеров хранилища ОЯТ (если оно предусмотрено в проекте судна) должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ и герметичный физический барьер (определенный и обоснованный в проекте судна исходя из способа и условий безопасного хранения ОЯТ), исключающий распространение РВ в окружающую среду.

Система технических и организационных мер включает меры, направленные на обеспечение безопасности судна, а также меры, направленные на обеспечение безопасности экипажа судна, специального персонала и пассажиров, а при нахождении судна в пунктах базирования и в судоремонтных и судостроительных организациях - меры, направленные на обеспечение безопасности населения.

Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубокоэшелонированной защиты.

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

разработка проектной документации судна на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ и мер, направленных на исключение порогового эффекта;

обеспечение требуемого качества систем и элементов судна, важных для безопасности, выполняемых работ в области использования атомной энергии;

эксплуатация судна в соответствии с требованиями руководств и инструкций по эксплуатации;

поддержание в исправном и работоспособном состоянии систем и элементов, важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, контроля их ресурса, организации эффективно действующей системы технического обслуживания и ремонта, документирования результатов работ;

подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации экипажа судна и специального персонала для выполнения работ в области использования атомной энергии, для действий при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности;

организация базового обеспечения эксплуатации судна.

Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации:

своевременное выявление отклонений от нормальной эксплуатации и их устранение;

управление в целях безопасности при эксплуатации с отклонениями.

Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности:

предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные с применением систем безопасности;

ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации РВ.

Уровень 4. Управление запроектными авариями:

возвращение РУ в контролируемое состояние, при котором прекращается цепная реакция деления, обеспечивается постоянное охлаждение ЯТ и удержание РВ в установленных границах;

предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий, в том числе с применением специальных технических средств по управлению запроектными авариями, а также любых технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях;

защита от разрушения защитной оболочки и (или) защитного ограждения при запроектных авариях и поддержание их работоспособности.

Уровень 5. Противоаварийное планирование:

подготовка и осуществление планов мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на судне, планов мероприятий по защите населения, оказание помощи членам экипажа судна и (или) специальному персоналу судна с привлечением дополнительных сил и средств.

Глубокоэшелонированная защита должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности ЯЭУ в той части, которая затрагивается данной деятельностью. Приоритетной является стратегия предотвращения неблагоприятных событий. Особое внимание должно уделяться уровням 1 и 2.

В проекте судна должны быть предусмотрены меры обеспечивающие независимость уровней глубокоэшелонированной защиты друг от друга.

10. При нормальной эксплуатации все физические барьеры должны быть работоспособными, а система технических и организационных мер по их защите должна находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных проектной документацией физических барьеров, приводящих к нарушению пределов безопасной эксплуатации или неготовности мер по его защите, РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению РУ в безопасное состояние. В проекте судна должны быть предусмотрены меры, направленные на предотвращение повреждения одних барьеров вследствие повреждения других, а также нескольких физических барьеров вследствие одного воздействия.

11. В проекте судна должны быть обоснованы пределы и условия безопасной эксплуатации ЯЭУ, а также предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение нарушения этих пределов и условий.

12. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности ЯЭУ судна, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов. Данные требования должны применяться при проектировании, строительстве и эксплуатации ЯЭУ судна, конструировании и изготовлении, ремонте и модернизации ее систем и элементов, важных для безопасности, а также при выводе судна из эксплуатации.

13. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности судна, проектные основы систем и элементов, важных для безопасности, должны быть представлены в ООБ. ООБ разрабатывается головной конструкторской организацией, проектирующей судно, для каждого проекта судна с учетом особенностей ЯЭУ. ООБ головного судна является типовым ООБ для последующих судов данного проекта. Расхождения, влияющие на безопасность ЯЭУ, между информацией, содержащейся в ООБ и в проекте судна, либо расхождения проекта судна с его реализацией не допускаются. Соответствие ООБ реальному состоянию судна поддерживается ЭО в течение всего срока службы судна.

14. В ООБ должны быть представлены детерминистический анализ безопасности и результаты вероятностного анализа безопасности. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний судна, предусмотренных в его проекте, и учитывать все имеющиеся на судне места нахождения ЯМ, РВ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации. Детерминистические анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Используемые при обосновании безопасности программные средства должны быть аттестованы.

15. Устройство и надежность систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности, документация, выполняемые работы и предоставляемые услуги в области использования атомной энергии, влияющие на безопасность судна, должны являться объектами деятельности по обеспечению качества на всех этапах полного жизненного цикла судна.

Разработка программ обеспечения качества должна осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

16. В проекте судна должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий ЯЭУ и ограничение их последствий и обеспечивающие:

непревышение установленных в проекте пределов для проектных аварий ЯЭУ за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий ЯЭУ за счет применения специальных технических средств для управления запроектными авариями, применения иных технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях, и за счет реализации организационных мер, включая меры по управлению запроектными авариями.

17. При любом из учитываемых в проекте судна исходном событии не должны быть превышены установленные пределы для проектных аварий ЯЭУ.

Такие исходные события в проекте судна должны учитывать наложение на исходное событие отказ одного любого из следующих элементов систем безопасности (независимого от исходного события): активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной независимой от исходного события ошибки экипажа или специального персонала.

Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены все отказы, являющиеся следствием данного единичного отказа, отказы, являющиеся следствием исходного события, а также необнаруживаемые при эксплуатации судна отказы элементов, влияющие на развитие аварии ЯЭУ.

В проекте судна должно устанавливаться допустимое время вывода из работы системы и (или) элемента ЯЭУ, важных для безопасности, а также уровень ограничения мощности ЯЭУ, которые определяются на основе анализа надежности либо на основе вероятностного анализа безопасности.

18. Разрывы корпусов сосудов, изготовление и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с наиболее высокими требованиями по качеству, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, документах по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, регламентирующих их устройство и эксплуатацию, в число исходных событий проектных аварий не включаются.

В проекте судна должно быть обосновано, что вероятность разрушения корпуса реактора на интервале в один год не превышает 10.

19. Перечень исходных событий, представленный в ООБ, должен включать все возможные внутренние и внешние события, которые нарушают нормальную эксплуатацию ЯЭУ судна и не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора и принципов его устройства. Сочетания отказов систем и (или) элементов судна, ошибок экипажа судна и (или) специального персонала, внутренних или внешних воздействий учитываются в составе указанного перечня исходных событий в случаях, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

20. Примерные перечни исходных событий для анализа проектных аварий каждого типа ЯЭУ определены в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ООБ. Окончательные перечни исходных событий для анализа проектных аварий представляются в ООБ.

Допускается не включать в перечень исходных событий для анализа проектных аварий, представляемый в ООБ, внутренние события, имеющие оцененную вероятность возникновения на интервале в один год 10 или ниже.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»