МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2019 года N 80
Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления"
(с изменениями на 10 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2020, N 0001202010230038).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2018, N 53 (ч.I), ст.8448), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 11, ст.1562; 2018, N 34, ст.5483) и подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст.5483, N 51, ст.8007)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики.
2. Внести в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2012 г., регистрационный N 25386) с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 15 июня 2016 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2016 г., регистрационный N 43493), от 26 декабря 2016 г. N 1404 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46311) и от 20 декабря 2017 г. N 1194 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный N 50023), следующие изменения:
в Перечне информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, пункты 7.21, 7.21.1 признать утратившими силу;
в Порядке предоставления информации субъектами электроэнергетики пункты 7.21, 7.21.1 раздела 7 таблицы признать утратившими силу;
приложения N 68, N 68.1 к приказу признать утратившими силу.
3. Данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики за I квартал 2019 года должны оформляться и предоставляться в соответствии с требованиями Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденных настоящим приказом.
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
Министр
А.В.Новак
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 марта 2019 года,
регистрационный N 53968
Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики
(с изменениями на 10 июля 2020 года)
1. Настоящие Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики (далее - Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, установленных на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, функционирующих в составе электроэнергетической системы, и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики, определяют формы, сроки и порядок представления результатов технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики в диспетчерские центры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также определяют порядок выдачи и выполнения заданий по устранению причин неправильного функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, изменению параметров их настройки и алгоритмов функционирования на основании анализа работы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики.
2. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении N 1 к Правилам.
3. В Правилах используются следующие сокращения:
ДЗЛ | - | дифференциальная защита линии; |
ДФЗ | - | дифференциально-фазная защита; |
ВЧЗ | - | направленная защита с высокочастотной блокировкой; |
КЗ | - | короткое замыкание; |
КИВ | - | контроль изоляции вводов; |
ЛЭП | - | линия электропередачи; |
ОАПВ | - | однофазное автоматическое повторное включение; |
ОМП | - | определение места повреждения; |
ПА | - | противоаварийная автоматика; |
РАС | - | регистратор аварийных событий; |
РЗ | - | релейная защита; |
РЗА | - | релейная защита и автоматика; |
СА | - | сетевая автоматика; |
СВ | - | система возбуждения генератора или синхронного компенсатора; |
СМПР | - | система мониторинга переходных режимов; |
УПАСК | - | устройство передачи аварийных сигналов и команд; |
ЭМ | - | электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА; |
МЭ | - | микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА; |
МП | - | микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА. |
4. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства (далее - владельцы объектов электроэнергетики, объекты электроэнергетики соответственно), а также системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) обязаны осуществлять технический учет и анализ функционирования устройств и комплексов РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с Правилами.
5. Техническому учету подлежат находящиеся в эксплуатации устройства (комплексы) РЗА ЛЭП и оборудования объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства (далее - оборудование) напряжением 3 кВ и выше и все случаи их срабатывания (отказов срабатывания).
6. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.
7. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:
а) устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением 110 кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;
б) устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;
в) устройств автоматической частотной разгрузки;
г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.
8. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил, должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА, данных технического учета, представляемых ему в соответствии с Правилами владельцами объектов электроэнергетики.
9. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:
а) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, направлять в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА ЛЭП и оборудования 110 кВ и выше, устройств автоматической частотной разгрузки, соответствующих критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил;
б) представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:
данные РАС, полученные от автономных РАС;
осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;
результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на ЛЭП;
журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.
10. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями N 2 и N 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики, интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления и центры управления сетями сетевых организаций путем ее направления в указанные диспетчерские центры и центры управления сетями по их запросу в течение 2 календарных дней со дня получения запроса, а при наличии технической возможности - путем предоставления им удаленного доступа к соответствующей информации в автоматическом либо автоматизированном режиме.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 января 2021 года приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546. - См. предыдущую редакцию)
11. В ходе технического учета владельцами объектов электроэнергетики, субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций по техническому учету, установленных главой I Правил, должны осуществляться:
количественный учет наличия устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (далее - количественный учет);
анализ работы устройств (комплексов) функций РЗА и осуществляемая на его основе оценка работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с требованиями главы III Правил;
учет и распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов), функций РЗА по видам причин в соответствии с требованиями главы IV Правил.
12. Все устройства (комплексы) РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, включая технологическую автоматику объектов электроэнергетики, подлежат количественному учету. При этом отдельному количественному учету подлежат автономные регистраторы аварийных событий, СМПР и устройства ОМП.
Результаты количественного учета должны оформляться в соответствии с таблицами "Наличие устройств и комплексов РЗА по состоянию на конец отчетного периода" и "Наличие функций РЗА, реализованных в устройствах и комплексах РЗА по состоянию на конец отчетного периода", предусмотренными разделами 2 и 3 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.
13. При осуществлении технического учета:
случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной ошибочными действиями персонала, выполняемыми с устройствами РЗА, или нарушениями требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации или инструктивной документации по РЗА, должны учитываться отдельно;
случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной его техническим состоянием, до вывода из работы этого устройства, функции РЗА должны учитываться как один случай неправильной работы.