2.3. ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВОДСТВА
ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Устойчивый экономический рост и повышение потенциала производства в Новосибирске могут быть обеспечены лишь при систематическом привлечении инвестиций. Для этого должна проводиться целенаправленная, согласованная и выверенная городская инвестиционная политика, предусматривающая обоснование и постановку задач инвестирования, определение подходов к их решению и систему жестко контролируемых мер, направленных на привлечение средств инвесторов, как местных, так и из других регионов и стран.
Основной целью городской инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, на основе которых возможен рост собственного инвестиционного потенциала города. В конечном счете эта цель конкретно ориентирована на создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Стратегические ориентиры инвестиционной политики определяются с учетом специализации Новосибирска как центра науки, культуры и образования, высоких технологий в производстве, оптовой и розничной торговли и административного управления.
При осуществлении инвестиционной политики целесообразно развивать приоритетные направления в технологической инновационной деятельности и концентрировать для этого в данных направлениях существенную часть имеющихся в городе ресурсов, поддерживая те коллективы ученых, разработчиков и инновационных структур, которые в наибольшей степени связаны с рынком высоких технологий, новых товаров и услуг. Необходимо также учитывать неблагоприятную ситуацию на инвестиционном рынке Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал в стране за последние 12 лет сократился почти в 5 раз.
Ежегодный отток капитала был как минимум 10-15 млрд. долларов, а всего за годы реформ - 180-200 млрд. долларов. За то же время прямые иностранные инвестиции в Россию составили в общей сложности примерно 12-15 млрд. долларов, а если не учитывать кредиты, то менее половины этой суммы. При существующей ориентации экономики страны в основном на «сырьевой сценарий» преимущества в условиях жесткой территориальной конкуренции за инвестиционные ресурсы имели и имеют регионы, богатые природными ресурсами.
Преодоление негативных тенденций в экономике страны, региона, города, обретение новых возможностей и обеспечение устойчивого развития возможно лишь при переходе к инновационным стратегиям и ориентации экономической деятельности на секторы обработки информации и научно-технических услуг. Любые попытки добиться успеха на мировом рынке на путях развития традиционного, ненаукоемкого производства не имеют шансов на успех, по крайней мере, в российских условиях.
Основным источником и интегратором развития наукоемкого производства в советский период был оборонно-промышленный комплекс. После его разрушения в Российской Федерации не стало структуры, обладающей возможностью успешно отстаивать интересы научно-технического развития территорий. Эту роль должны принять на себя крупные города, обладающие соответствующим научным и технологическим потенциалом и способные проводить грамотную инновационную политику. Новосибирск обладает таким потенциалом и имеет развитую организационную инфраструктуру для решения задач научно-технического прогресса.
Индикаторы инвестиционной политики в Новосибирске в перспективе в % к 2000 году
Показатели | Значение 2000 г. | Ожидаемые базовые темпы роста в годы: | ||||
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | средне | ||
Индекс инвестиций в основной капитал за счет всех источников инвестирования | 100% | 150-155 | 215-240 | 320-365 | 465-560 | 108-109 |
Индекс инвестиций в: | 100% | 130-140 | 160-200 | 210-280 | 260-390 | 105-107 |
- строительство | 155-230 | 240-520 | 365-480 | 560-800 | 109-111 | |
- жилищно-коммунальное хозяйство | 140-155 | 200-240 | 280-365 | 390-520 | 107-109 | |
- транспортную и инженерно- | 160-170 | 260-285 | 420-480 | 675-800 | 110-111 | |
- телекоммуникации и информатику | 200-230 | 400-520 | 820-1200 | 1630-2740 | 115-118 | |
- здравоохранение и физкультуру | 115-120 | 120-135 | 135-150 | 150-180 | 102-103 | |
- социальное обеспечение | 110-115 | 135-135 | 160-180 | 180-220 | 103-104 | |
- науку и научное обслуживание | 150-170 | 215-260 | 320-420 | 465-675 | 108-110 | |
- культуру и искусство | 115-120 | 135-150 | 160-180 | 180-220 | 103-104 | |
- финансово-кредитную сферу | 140-160 | 200-260 | 280-420 | 390-675 | 107-110 | |
- торговлю и общественное питание | 175-200 | 310-400 | 550-820 | 965-1630 | 112-115 | |
Индекс инвестиций из-за рубежа | 100% | 110-135 | 135-180 | 160-240 | 180-320 | 103-106 |
Основные направления инвестиционной политики