Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

2.3.4. Рост объемов привлечения частного капитала

Экономика Новосибирска, наряду с бюджетным финансированием, нуждается и в значительном притоке капитала. Темпы экономического роста напрямую связываются с объемом частных инвестиций, необходимых для обновления имеющихся и создания новых основных фондов. Среди частных инвесторов наиболее активными являются новосибирские предприятия с негосударственной формой собственности (резиденты) и зарубежные фирмы и корпорации (нерезиденты).

Вложения в основные фонды на территории города делаются крупными и средними предприятиями. Например, в 2001 году ими вложено более 9 млрд рублей. Больше половины этого объема инвестируется в сферу транспорта и промышленные отрасли, прежде всего, цветную металлургию, электроэнергетику и машиностроение. Немалые средства также тратятся на офисные технологии в корпоративных системах управления.

Помимо вкладов в машины, оборудование и инвентарь, значительная доля частных инвестиций крупных  и средних предприятий вкладывается в недвижимость. Из нежилых зданий и сооружений - это магазины, заведения общественного питания, клубы, офисы, небольшая доля производственных помещений. При этом подавляющее большинство проектов вложений в этот сектор связаны с реконструкцией первых этажей и подвалов существующих зданий, главным образом, жилищного фонда. Жильцы из реконструируемых помещений расселяются, как правило, инвесторами.


     

 

Вложения в торговую недвижимость, оборудование для заведений общественного питания и торговли составляют в настоящее время и в перспективе основное направление прямого инвестирования из-за рубежа. Второе развитое направление прямых вложений иностранными инвесторами - системы связи и телекоммуникаций. Кроме того, иностранные инвесторы вкладывают средства в развитие перерабатывающей и пищевой промышленности - в технологические линии для производства напитков, молочной и другой продукции.

Поскольку бизнес в России имеет очень низкий рейтинг из-за высокого риска, зарубежные инвесторы не спешат делать вложения в российскую экономику. Ежегодные прямые иностранные инвестиции на территории Новосибирска в последние годы не превышали 40 млн долларов. В течение ближайших десяти-двадцати лет резкого увеличения сложившегося уровня иностранных инвестиций, скорее всего, не будет. Сначала необходимо обеспечить безопасность инвестиций и показать иностранцам, что российский бизнес вкладывает существенные деньги в долгосрочные программы. Даже при благоприятных изменениях в политической и экономической обстановке в стране активность зарубежного капитала сможет проявиться лишь после того, как тенденции роста производства, роста платежеспособного спроса населения на недвижимость различного назначения станут очевидно устойчивыми, а деятельность местных инвесторов - успешной и развивающейся.

Самым активным сектором частных инвестиций в недвижимость в городе является жилищное строительство, которое служит объектом вложений частного капитала не только для крупных, но и мелких инвесторов. Существуют разнообразные негосударственные программы по финансированию строительства жилищ: долевое инвестирование, заключение договоров об инвестиционной деятельности, накопительные схемы финансирования строительства, системы ипотечного кредитования и др. Благодаря этому ежегодно сдается в эксплуатацию 310-325 тыс. м(2) жилья, в 1,6-1,8 раза больше, чем, например, в Омске и Красноярске. При этом более 96 % жилых квартир вводится за счет средств частных инвесторов.

Вместе с тем, действующие в Новосибирске механизмы инвестирования, особенно ипотечное кредитование, требуют дальнейшего совершенствования. Ипотекой систематически занимается - Сибирский филиал Агентства по ипотечному кредитованию, но число выдаваемых им кредитов мало - всего два-три десятка в год на почти полуторамиллионный город. Хотя ипотечное кредитование является одним из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения частных инвестиций в жилищную сферу, так как позволяет свести воедино интересы населения в улучшении жилищных условий, коммерческих банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства и города, заинтересованного в общем экономическом росте, оно, однако, до последнего времени не получило в стране пока широкого распространения. Причина - в отсутствии приемлемых для всех сторон ссудно-банковских механизмов и высокой стоимости кредитов (19 % годовых), недоступной большей части горожан. Государство не сумело пока создать общероссийскую систему жилищного ипотечного кредитования и обеспечить тем самым привлечение в сферу кредитования широких долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.

Для реализации инвестиционного потенциала и обеспечения систематического роста объемов частного капитала, привлекаемого в сферу инвестиционной деятельности в городе, следует:

· развивать и совершенствовать механизмы стратегического партнерства и взаимодействия органов местного самоуправления и деловых кругов в решении насущных проблем производства товаров и услуг, создании условий для эффективного бизнеса, четкой работы городского хозяйства, улучшения городской среды и повышения качества жизни населения;

· разрабатывать и использовать механизмы привлечения частного капитала для финансирования масштабных инвестиционных проектов, включая создание в городе современной институциональной среды;

· совершенствовать экономические механизмы стимулирования частных инвесторов, в том числе механизмы конкурсного инвестирования, предоставления льгот и налогового кредитования;

· создать сеть институтов коллективного инвестирования - паевых фондов, объединяющих потенциальных частных инвесторов, в том числе, располагающих небольшими суммами и имеющих возможности инвестирования своих средств с целью получения постоянного дохода;

· выступить с законодательной инициативой и пролоббировать в законодательных органах на федеральном и региональном уровнях принятие законов, обеспечивающих формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности резидентов и нерезидентов, предусматривающей инвесторам условия стабильности и гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и дискриминации;

· содействовать разработке и реализации федеральной программы развития системы долгосрочного ипотечного кредитования;

· использовать накопленный опыт организационной поддержки программ жилищного кредитования семей с невысоким совокупным доходом, накопленный в Оренбурге, Белгороде Самаре и других российских городах;

· создать информационно-консультационный центр «Инвестиционные проекты Новосибирска»;

· содействовать формированию в городе рынка корпоративных ценных бумаг;

· создать условия для активного вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс через развитие рынка ценных бумаг.