Инвестиционный климат определяется тем, насколько социально-экономическая ситуация, состояние кредитно-финансовой сферы и политическая обстановка в городе благоприятны для процесса инвестирования. Создание благоприятной инвестиционной среды, способствующей привлечению внешних инвесторов и повышению инвестиционной активности внутренних владельцев капитала, причем, главным образом, из негосударственного сектора, зависит от инвестиционного потенциала, определяющего объективные возможности, или инвестиционную емкость города, и инвестиционного риска, характеризующего условия деятельности инвестора.
Создание благоприятного инвестиционного климата - одна из главных задач городской инвестиционной политики. Он способствует выбору инвесторами Новосибирска местом для размещения производства и развития бизнеса.
Профиль инвестиционного потенциала города по большинству аспектов привлекателен для бизнеса. Он располагает специалистами, способными решать все вопросы, связанные с инвестиционными процессами в городе, регионе, за его пределами. На протяжении 7-8 последних лет Новосибирск занимает второе место в России после Москвы по превышению денежных расходов населения над доходами (примерно на 25-30 % в расчете на душу населения). Это означает, что приток денег извне и теневой оборот намного превышают официально фиксируемые доходы населения, которые, по статистическим данным, среди самых низких по всем областным и краевым центрам региона. На долю города приходится примерно 5 % сбережений населения страны в иностранной валюте.
Новосибирск отличается социальной, экономической и политической стабильностью. Его отраслевая структура и структура собственности дают хорошие шансы для предпринимательских инициатив. В последние годы заметно улучшились экологическое состояние города и его архитектурный облик. Нормативно-правовое поле определяется принятыми областным и городским Советами депутатов законодательными и нормативными актами, регулирующими инвестиционную деятельность. Инвестиционные риски зависят в основном от степени проработанности бизнес-планов. Реализованные в городе в прошлые годы инвестиционные проекты, которые не принесли требуемой отдачи, имели либо некоммерческий характер, либо слабую маркетинговую проработку. Инвестиционные ресурсы не были сконцентрированы. Известны также случаи неэффективного менеджмента и участия недобросовестных посредников при реализации проектов. Эти недостатки устранимы при тщательной проработке проектов и более жестком контроле их реализации.
Суммарный объем инвестиций (брутто) в городе по оценкам экспертов составляет менее 10 % валового регионального продукта, в том числе по источникам: собственные средства предприятий - 50 %, бюджеты всех уровней - около 30 %, остальное заемные средства.
Перед городским сообществом стоит стратегическая задача - привлечь инвестиции, рассматривая собственность города в качестве основы самостоятельной экономической и инвестиционной политики. Несмотря на наличие уже сейчас нескольких потенциальных источников инвестиций, в период до 2020 года реальными возможностями для аккумуляции ресурсов в инвестиционных целях, скорее всего, будут располагать лишь государство и крупные корпорации (финансово-промышленные группы), причем преимущественно те, которые занимают монопольное положение на рынке. Они же способны привлекать и иностранные инвестиции.
Доля институциональных инвесторов в Новосибирске, как и в России в целом, незначительна, причем после финансового кризиса 1998 года она снизилась очень существенно. Вследствие ожидаемых институциональных преобразований на федеральном и региональном уровнях, направленных на обеспечение экономического роста, повышения доходов населения и совершенствования финансовой инфраструктуры, структура источников инвестиций должна измениться: снизится относительная доля бюджетов всех уровней (абсолютные объемы будут увеличиваться), вырастет доля индивидуальных и институциональных инвесторов, особенно повысится роль пенсионных фондов и фондов страховых компаний, начнется переход к цивилизованному рынку капиталов, что, вероятно, вызовет интерес к нему иностранных инвесторов, а также рост доли портфельных инвестиций.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата в Новосибирске и повышения его привлекательности для инвесторов, активизации инвестиционной деятельности и мобилизации инвестиционных ресурсов на нужды его устойчивого социально-экономического развития необходимо:
· разработать и принять новосибирским городским Советом полный пакет нормативных актов по регулированию инвестиционной деятельности в городе, определяющих ответственность, права и льготы инвесторов;
· систематически лоббировать принятие на федеральном и областном уровнях законов по защите интересов инвесторов и созданию конкурентной среды в сфере предложения инвестиций;
· разработать и реализовать программу привлечения на конкурентной основе отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в сферы инновационной деятельности;
· постоянно оценивать состояние инвестиционной деятельности в городе с позиций международных норм и критериев, в том числе соответствия этой деятельности Глобальным стандартам инвестиционной деятельности (Global Investment Performance Standards, GIPS), Международному этическому кодексу, принятому Международным советом инвестиционных ассоциаций, и другим международным регламентациям;
· разработать и реализовать программу сокращения легальных и теневых сбережений населения в наличной иностранной валюте, составляющих по экспертным оценкам 3-4 млрд долларов США, и направления их на прирост вкладов в банках и инвестиции;
· систематически принимать меры по совершенствованию механизмов принятия инвестиционных решений, включая механизмы формирования бизнес - профилей по отдельным отраслям и предприятиям, более тщательную проработку проектов и индивидуальную работу с потенциальными инвесторами.