(с изменениями на 27 октября 2004 года)
____________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением городского Совета от 27.10.04 N 486 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета от 17.09.2003 N 300 «О городской целевой программе «О муниципальной поддержке национально-культурных автономий и организаций в городе Новосибирске» на 2004 - 2006 годы»"("Вечерний Новосибирск", N 223, 19.11.04)
____________________________
В целях создания условий для укрепления межнационального согласия, воспитания толерантности, стимулирования межкультурного общения, руководствуясь Федеральным законом «О национально-культурной автономии», в соответствии с Уставом города Новосибирска городской Совет
решил:
1. Принять городскую целевую программу «О муниципальной поддержке национально-культурных автономий и организаций в городе Новосибирске» на 2004 - 2006 годы (приложение).
2. Управлению финансов и налоговой политики мэрии предусматривать в бюджете города Новосибирска на очередной финансовый год средства на реализацию городской целевой программы «О муниципальной поддержке национально-культурных автономий и организаций в городе Новосибирске» на 2004 - 2006 годы.
3. Решение вступает в силу со дня опубликования.
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по вопросам местного самоуправления, общественной безопасности и взаимодействию со средствами массовой информации (Сулейманов Р. И.).
Глава городского самоуправления
В. Ф. Городецкий
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«О муниципальной поддержке национально-культурных автономий
и организаций в городе Новосибирске» на 2004 - 2006 годы
Наименование | Городская целевая программа «О муниципальной организаций в городе Новосибирске» на 2004 - 2006 годы | |||
Основание для разработки программы | Конституция РФ; Концепция государственной национальной политики РФ; Федеральный закон от 17.06.96 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 30.04.99 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 09.10.92 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 06.01.99 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; Федеральный закон от 24.07.98 N 126-ФЗ «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации»; постановление мэра от 18.07.2001 N 1818 «Об утверждении Положения «О Консультативно-координационном совете по делам национально-культурных автономий и организации при мэрии Новосибирска» | |||
Заказчик программы | Консультативно-координационный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии Новосибирска | |||
Руководитель программы | Заместитель мэра - директор департамента организации управления, контроля и информатизации мэрии | |||
Основные разработчики | Управление общественных связей мэрии; | |||
Цель программы | Формирование системы взаимоотношений между органами местного самоуправления и национально-культурными автономиями и организациями, способствующей укреплению межнационального согласия, воспитанию толерантности, развитию межнациональных культурных связей | |||
Задачи программы | Обеспечение сотрудничества представителей разных национальностей в рамках исторически сформировавшегося межэтнического сообщества города Новосибирска. Развитие национальных культур и языков разных народов, укрепление духовной общности людей разных национальностей. Обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих удовлетворению национально-культурных интересов представителей разных национальностей | |||
Сроки реализации программы | Январь 2004 г. - декабрь 2006 г. | |||
Исполнители основных мероприятий | Управление общественных связей мэрии; комитет по связям со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии; управление образованием мэрии; комитет по культуре и искусству мэрии; Ассоциация национально-культурных автономий и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области; национально-культурные автономии и другие общественные организации | |||
Ожидаемые конечные результаты программы | Формирование и совершенствование механизмов взаимодействия муниципальных структур и национально-культурных автономий и организаций. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных культур. Создание системы национального образования. Повышение информированности общественности города о процессах, происходящих в национально-культурной сфере | |||
Источники финансирования программы | Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города, спонсорских средств. Объем финансирования из бюджета города составляет 2273,87 тыс. рублей, из них: в 2004 году - 859,67 тыс. рублей, в 2005 году - 707,1 тыс. рублей, в 2006 году - 707,1 тыс. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными средствами
В г. Новосибирске проживают представители 82 национальностей. Согласно статистическим данным к наиболее многочисленным этническим группам относятся: немецкая (около 60,0 тыс. человек), украинская (40,0 тыс. человек), татарская (30,0 тыс. человек), белорусская (13,0 тыс. человек). В г. Новосибирске проживают 52 % всех русских Новосибирской области, 19 % - казахов, 30 % - немцев, 44 % - татар, 55 % - украинцев, 57 % - белорусов, 96 % - евреев. Представлены корейская, польская, армянская, азербайджанская, таджикская, грузинская, греческая, финская и другие национальности.
С учетом увеличения численности национальных сообществ преимущественно за счет миграционных потоков, возникают проблемы социально-экономического характера, состояния духовной сферы: сохранение национальных языков, обычаев, традиций. По данным микропереписи населения 1994 года, среди представителей украинской, татарской, белорусской, немецкой национальностей лишь 15 % свободно владеют языком своей национальности (другие национальности - 5 %). При этом более 50 % представителей татарской, армянской, азербайджанской, таджикской, курдской, грузинской национальностей считают родным язык своей национальности. Особую тревогу у старшего поколения вызывает утрата языка среди молодых. Одновременно возникают языковые барьеры у мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев в связи с незнанием русского языка. На фоне подъема уровня национального самосознания для представителей многих национальных сообществ становится актуальной возможность получения среднего и высшего образования с учетом этнических особенностей.
В городе действует 28 национально-культурных организаций, зарегистрированных в органах юстиции, из них 9 автономий. В 1995 году создана Ассоциация национально-культурных автономий и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области, объединившая 11 национально-культурных автономий и организаций. В сфере образовательной и культурной деятельности национально-культурных автономий и организаций созданы уникальные национальные творческие коллективы, национальные образовательные учреждения, курсы по изучению национальных языков, издаются печатные национальные средства массовой информации, работает национальный канал «Молодая культура Сибири», создан городской центр национальных литератур при библиотеке им. А. П. Чехова. По инициативе Ассоциации национально-культурных автономий и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области в 2002 году был создан Консультативно-координационный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии Новосибирска.
Однако, в настоящее время не все национально-культурные организации имеют возможность взаимодействовать со средствами массовой информации.
Развитие национальных культур сдерживает: недостаток квалифицированных специалистов в национально-культурной и образовательной сферах; дефицит литературы на национальных языках; отсутствие технических средств для проведения культурных мероприятий, выставок произведений народного творчества; отсутствие единой программы по координации действий органов местного самоуправления, национально-культурных автономий и организаций, образовательных учреждений, средств массовой информации, учреждений культуры.
Для реализации национально-культурных интересов этнических общностей необходимы новые стратегические ориентиры по реализации национальной политики на территории города Новосибирска через проведение мероприятий по сохранению и развитию национальных культур, созданию национальных образовательных программ, профилактике негативных явлений в национальной сфере, дальнейшей стабилизации межнациональных отношений.
2. Нормативно-правовая база
Конституция РФ, 1993 год;
Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909;
Федеральный закон от 17.06.96 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральный закон от 30.04.99 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 09.10.92 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
Федеральный закон от 06.01.99 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
Федеральный закон от 24.07.98 N 126-ФЗ «О языках народов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации»;
постановление мэра от 18.07.2001 N 1818 «Об утверждении Положения о Консультативно-координационном совете по делам национально-культурных автономий и организации при мэрии Новосибирска».
3.1. Формирование системы взаимоотношений между органами местного самоуправления и национально-культурными автономиями и организациями, направленной на укрепление межнационального согласия, воспитание толерантности, развитие межнациональных культурных связей.
3.2. Содействие обеспечению сотрудничества представителей разных национальностей в рамках сформировавшегося межэтнического сообщества города Новосибирска.
3.3. Содействие развитию национальных культур и языков разных народов, укреплению духовной общности людей разных национальностей.
3.4. Обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих удовлетворению национально-культурных интересов представителей разных национальностей.
4.1. Сохранение и развитие национальной самобытности, национальных культур представителей всех национальностей на территории города Новосибирска, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям.
4.2. Создание и укрепление национальных образовательных программ как инструмента сохранения и развития истории, культуры и языка каждого народа.
4.3. Развитие системы взаимодействия национальных сообществ со средствами массовой информации с целью популяризации национальных культур.
Консультативно-координационный совет по делам национально-культур-ных автономий и организаций при мэрии Новосибирска;
департамент организации управления, контроля и информатизации мэрии: управление общественных связей мэрии, хозяйственное управление мэрии, комитет по связям со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии;
управление образованием мэрии;
комитет по культуре и искусству мэрии;
Ассоциация национально-культурных автономий и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области;
национально-культурные автономии и другие общественные организации.
6.1. В основу программы положено понимание того, что сохранение и развитие национальных языков, культуры являются предметом общего, консолидированного внимания населения. Поэтому реализацию программы осуществляют структурные подразделения мэрии, национально-культурные автономии и организации с привлечением общественности города.
6.2. Программа реализуется через Консультативно-координационный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии Новосибирска, комитет по культуре и искусству мэрии, комитет по связям со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии, управление образованием мэрии, управление общественных связей мэрии, национально-культурные автономии и организации.
6.3. Консультативно-координационный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии Новосибирска:
осуществляет планирование и координацию программных мероприятий;
вносит предложения по расходованию средств, необходимых для осуществления программы;
представляет и защищает в органах власти культурные и социальные интересы этнических общностей.
6.4. Управление общественных связей мэрии:
оказывает организационную и методическую помощь участникам программы, содействует привлечению общественности к участию в реализации программы;
организует проведение мероприятий в рамках программы;
организует сбор и обработку материалов, поступивших от национально-культурных автономий и организаций о событиях, происходящих в национально-культурной сфере;
анализирует ход выполнения программы и вносит предложения по ее корректировке.
6.5. Комитет по культуре и искусству мэрии:
оказывает организационную и методическую помощь национально-культурным автономиям и организациям при подготовке и проведении мероприятий;
способствует привлечению национальных творческих коллективов, учреждений культуры и отдыха к реализации программы.
6.6. Управление образованием мэрии оказывает организационную и методическую помощь национально-культурным автономиям и организациям в их деятельности, направленной на создание национального образования.
6.7. Комитет по связям со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии:
содействует распространению материалов, предоставленных национально-культурными автономиями и организациями в средствах массовой информации;
информирует средства массовой информации о событиях и мероприятиях национально-культурных автономий и организаций.
6.8. Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города, спонсорских средств.
7.1. Формирование и совершенствование механизмов взаимодействия муниципальных структур и национально-культурных автономий и организаций.
7.2. Сохранение и развитие этнической самобытности населения, преодоление отчуждения народов от своей культуры, традиций, языка.
7.3. Создание системы национального образования.
7.4. Повышение информированности населения о процессах, происходящих в национально-культурной сфере.