2.1. В Ленинградской области в системе социального обслуживания населения существует дефицит кадров, причиной которого является близкое расположение к Санкт-Петербургу, где более высокий уровень заработной платы.
В 2014 году средняя заработная плата работников в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области составила 21985,7 рубля, социальных работников - 19997,0 рубля, или 62,3 проц. от средней заработной платы в экономике Ленинградской области (32105,0 рубля).
Среднесписочная численность работников в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области на конец 2014 года составила 5810 человек, социальных работников - 869 человек.
2.2. По данным Федеральной службы государственной статистики, прогнозируется увеличение численности населения Ленинградской области старше трудоспособного возраста с 391,3 тыс. человек в 2010 году до 567,2 тыс. человек в 2031 году (более 37 проц.). Таким образом, население Ленинградской области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Материально-техническая база действующих стационарных учреждений социального обслуживания находится в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем более 95 проц. домов-интернатов расположены в зданиях постройки 1960-1970 годов и требуют постоянного ремонта. Из 163 зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности Ленинградской области, требуют капитального ремонта 26 зданий (15,9 проц.). Муниципальные центры социального обслуживания также расположены в приспособленных зданиях, введенных в эксплуатацию, как правило, более 30-40 лет назад, что не в полной мере соответствует требованиям Роспотребнадзора и государственного пожарного надзора. Стационарные учреждения социального обслуживания переполнены: в среднем на одного человека приходится 4,0-5,7 кв. метра спальной площади при нормативе 6-8 кв. метров (СанПиН 2.1.2.2564-09 от 23 ноября 2009 года). Для снижения очереди в стационарные учреждения социального обслуживания и соблюдения санитарных и противопожарных требований необходимы строительство новых учреждений, капитальный ремонт существующих зданий, замена до 60 проц. технологического оборудования.
2.3. Существует очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов и в психоневрологические интернаты. На 1 января 2015 года очередь составила 326 человек, в том числе в психоневрологические дома-интернаты - 245 человек, в дома-интернаты - 81 человек. Очередь в детский дом-интернат для умственно отсталых детей в настоящее время отсутствует.
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области в настоящее время составил 20,53 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста. По прогнозным показателям уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в обеспечении местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области может достигнуть 25-26 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста.
Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года в Ленинградской области предусмотрено:
завершение строительства комплексного здания Кингисеппского психоневрологического интерната;
завершение реконструкции комплексного здания Волховского психоневрологического интерната.
Таким образом, с учетом введения в эксплуатацию зданий Кингисеппского психоневрологического интерната и Волховского психоневрологического интерната, а также с учетом развития некоммерческого сектора показатель обеспеченности местами в стационарных организациях социального обслуживания для взрослых - не менее 30 мест на 10000 жителей, а в стационарных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов - не менее 20 мест на 10000 жителей является завышенным для Ленинградской области.
Актуальным показателем будет являться уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в обеспечении местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области - 25-26 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста.
2.4. Рынок социальных услуг в Ленинградской области имеет потенциал для дальнейшего развития. В области действует 18 негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе шесть организаций, предоставляющих услуги на условиях государственного (муниципального) заказа.
В 2014 году только 1382 человека (1,4 проц. нуждающегося населения) получили услуги социального обслуживания в шести негосударственных организациях (147 мест), из них 58 человек - услуги социального обслуживания на дому и 1324 человека - услуги полустационарных и нестационарных отделений.
В 2014 году в рамках подготовки к реализации с 1 января 2015 года положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" внесены изменения в областной закон от 30 декабря 2005 года N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения", приняты областной закон от 30 октября 2014 года N 72-оз "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области", а также следующие нормативные правовые акты: