ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 года N 795-ПП
Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях
(с изменениями на 7 июля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 21 января 2020 года N 27-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.01.2020);
постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП (Вестник Москвы, N 39, 12.07.2022).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" и в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и информирования населения города Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Положение о системах оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (приложение).
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Положение о системах оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях
(с изменениями на 7 июля 2022 года)
1.1. Положение о системах оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (далее - Положение) определяет организацию оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, состав и задачи систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, порядок поддержания в постоянной готовности к задействованию и порядок задействования систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, перечень мероприятий по повышению устойчивости работы и совершенствованию систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.
1.2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:
1.2.1. Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения города Москвы сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигналы оповещения и экстренная информация о чрезвычайных ситуациях).
(Пункт 1.2.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
1.2.1(1). Сигнал оповещения - это команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП)
1.2.1(2). Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП)
1.2.1(3). Дежурно-диспетчерская служба - дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в Московскую городскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП)
1.2.2. Комплексная система экстренного оповещения населения города Москвы об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН города Москвы) - это элемент системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до органов управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
1.2.3. Зона (подзона (район) экстренного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях - это территория города Москвы, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Границы зоны (подзон (районов) экстренного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях определяются постановлением Правительства Москвы.
1.3. Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях представляют собой организационно-техническое объединение:
- дежурно-диспетчерских служб города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
- сил и средств связи и вещания операторов связи, привлекаемых к обеспечению оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях;
- сил и средств связи и оповещения органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций, расположенных на территории города Москвы;
- каналов сетей связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до населения города Москвы;
- систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
1.4. Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях функционируют на следующих уровнях:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (далее - региональная система оповещения);
(Дефис в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях и объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях организаций.
Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях регионального и объектового уровней организационно, технически и программно сопрягаются между собой, а также взаимодействуют с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
1.5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.
Границами зоны действия региональной системы оповещения являются административные границы города Москвы.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные объекты). Перечень потенциально опасных объектов формируется и утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов".
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях несут персональную ответственность собственники потенциально опасных объектов.
Объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая работников) более 50 человек, а также социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и обеспечивают оповещение о чрезвычайных ситуациях персонала и населения, находящегося на территории объекта (организации) .
За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях несут персональную ответственность собственники объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
1.6. Создание и поддержание в готовности к задействованию систем оповещения всех уровней являются составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
Постоянная готовность к использованию систем оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения.
Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.
1.7. Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях задействуются при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, а также могут быть задействованы при проведении проверок их работоспособности.
2.1. Системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях создаются в целях доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях.
2.2. Основной задачей региональной системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях является обеспечение доведения сигналов оповещения гражданской обороны и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до:
- людей, находящихся на территории города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы МГСЧС;
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 января 2020 года N 27-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- дежурно-диспетчерских служб города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию)
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- дежурных служб социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения населения;
- Главного управления МЧС России по г.Москве.
(Дефис дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП)
2.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июля 2022 года N 1430-ПП. - См. предыдущую редакцию.
2.4. Основной задачей локальной системы оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях является доведение сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до:
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- руководства и работников организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
2.5. Основной задачей объектовой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях является доведение сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до руководства и работников объекта, лиц, находящихся на объекте.
2.6. Основной задачей КСЭОН города Москвы является гарантированное, в любое время суток, оповещение населения в любых местах его пребывания на территории города Москвы и информирование об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации населения, в том числе и адресно по зонам (подзонам (районам) экстренного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях, как в автоматическом, так и в автоматизированном режимах.
3.1. Управление региональной системой оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях осуществляется Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы (далее - Департамент ГОЧСиПБ), в котором организовано круглосуточное дежурство оперативного персонала Государственного казенного учреждения города Москвы "Пожарно-спасательный центр" (далее - ОДС ГКУ "ПСЦ"), оперативного персонала Центральной станции оповещения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Система-112" (далее-ЦСО ГБУ"Система-112") и оперативного дежурного Правительства Москвы в круглосуточном режиме работы.