МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2012 года N 3-29/3-2012


[О признании недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"]


Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Магжановой Э.А., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Баутдиновой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-29/3-2012 по заявлению Белогурова Андрея Сергеевича о признании недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях",

установил:


Белогуров А.С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", ссылаясь на его противоречие ч.2 ст.4, ч.2 ст.11 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.22.1, п.3 ч.1 ст.1.3.1, ч.2 ст.22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Белогуров А.С. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Представитель Московской городской Думы (по доверенности) Евдокимов Г.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что принятие оспариваемого нормативного правового акта находилось в компетенции субъектов Российской Федерации, и в силу ч.2 ст.22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до внесения соответствующих изменений в Закон субъекта РФ действуют переходные положения, согласно которым органы внутренних дел продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях.

Представитель Мэра Москвы в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Представитель Главного управления МВД России по г.Москве (далее - ГУ МВД РФ по г.Москве) (по доверенности) Пигорев О.И. просил в удовлетворении заявления отказать, поддержав позицию представителя Московской городской Думы.

Выслушав представителя Московской городской Думы и Главного управления МВД России по г.Москве, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление Белогурова А.С. о признании недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с положением п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с положением ст.1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты РФ в области законодательства об административных правонарушениях вправе устанавливать путем принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ (п.п.24.1 и 39 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").

Согласно ч.2 ст.22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ; 5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Из положений ч.ч.6 и 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов, указанных в п.3 ч.2 ст.22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если настоящим Кодексом или законом субъекта РФ не установлено иное (глава 23).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (в ред. Законов г.Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, от 15.02.2006 N 11, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-г01-149) высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. В силу статьи 35 Устава города Москвы к ведению Московской городской Думы относится принятие законов города Москвы.

Исходя из положений п.8 ч.1 статьи 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан.

В силу ч.3 ст.12 вышеназванного Закона до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Оспариваемым п. 3 ст.16.3 Кодекса определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.3.7, 4.2, 4.3, 4.6-4.8, 4.13, 4.18-4.20, ч.1 ст.4.21, ст.ст.4.22, 4.23, 4.29, 4.41, 4.43, 4.44, 4.46, 4.47, ч.6 ст.5.1, ст.ст.5.2, 8.3, 8.8, 8.9, 10.7, 10.9, 11.13, рассматривают органы внутренних дел.

Данная норма в части наделения сотрудников внутренних дел полномочиями по рассмотрению категории дел, определенной Кодексом об административных правонарушениях города Москвы противоречит федеральному законодательству, поскольку ч.ч.1 и 4 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что служба в органах внутренних дел - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

- должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

Поскольку служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, деятельность и полномочия сотрудников которой регламентируется федеральным законодательством, следовательно, Закон субъекта РФ не может наделять должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве.

Довод представителя ГУ МВД РФ по г.Москве о том, что оспариваемая норма не противоречит положениям федерального законодательства, а наоборот согласуется с ч.2 ст.3 ФЗ "О полиции", согласно которой полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, не может быть принят судом во внимание, поскольку из данной нормы следует, что законы субъектов должны быть изданы в пределах их компетенции.

Кроме того, суд учитывает, что после принятия соответствующего федерального законодательства ("О полиции", "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции"), законы и иные нормативные правовые акты города Москвы не были приведены в соответствие с указанным выше федеральным законодательством в течение трех месяцев.

Утверждение представителей Московской городской Думы и ГУ МВД РФ по г.Москве о том, что до внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях города Москвы будет действовать переходный период, установленный ст.22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельным. Согласно ч.ч.2, 3 ст.22.3 Кодекса, в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица, должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Судом установлено, что в настоящее время никакими нормативными правовыми актами города Москвы функции органов внутренних дел Российской Федерации по рассмотрению и разрешению административных дел, перечисленных в п.3 ст.16.3 закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", не переданы другим уполномоченным органам, а сама структура органов внутренних дел Российской Федерации была реорганизована, а не переименована, в связи с чем ее должностные лица не вправе осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях по Закону субъекта.

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает данный акт недействующим полностью или в части с момента его принятия или иного, указанного судом времени.

Суд, руководствуясь ч.2 ст.253 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что оспариваемый в вышеуказанной части нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, вследствие чего подлежит признанию недействующим в этой части. Поскольку оспариваемая норма Закона города Москвы N 45 применялась ранее, и на ее основании были реализованы права граждан, она подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст.72, 76 Конституции России, Федеральным законом "О полиции", Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.5, 13 Устава города Москвы, ст.ст.193-199 ГПК РФ,

решил:


Заявление Белогурова Андрея Сергеевича о признании недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" удовлетворить.

Признать недействующим п.3 ст.16.3 Закона г.Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
Э.А.Магжанова

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
www.mos-gorsud.ru
по состоянию на 10.10.2013