ПРИКАЗ
от 24 сентября 2012 года N 18
О внесении изменений в приказ комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от 28 октября 2011 года N 26 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и
потребительского рынка Ленинградской области
от 24 февраля 2015 года N 6
____________________________________________________________________
В целях включения в ведомственную целевую программу "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" дополнительных мероприятий по предоставлению организациям потребительской кооперации, входящим в Ленинградский областной союз потребительских обществ, субсидий из областного бюджета Ленинградской области для компенсации части затрат, связанных с получением сертификатов и (или) деклараций о соответствии продукции требованиям законодательства Российской Федерации и (или) техническим регламентам Российской Федерации и (или) участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом, а также значений целевых показателей эффективности, которые будут достигнуты в результате реализации дополнительных мероприятий,
приказываю:
Ведомственную целевую программу "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" изложить в редакции согласно приложению.
Председатель комитета
Н.Г.Смирнова
УТВЕРЖДЕНА
приказом комитета
по развитию малого,
среднего бизнеса и
потребительского рынка
Ленинградской области
от 24 сентября 2012 года N 18
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы"
Наименование главного распорядителя бюджетных средств | Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения), или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта | Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области - Смирнова Наталия Георгиевна |
Наименование ведомственной целевой программы | Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы |
Обоснование разработки ведомственной целевой программы | Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", закон Ленинградской области от 22 сентября 2011 года N 72-оз "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года", постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 "О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года", постановление Правительства Ленинградской области от 29 июня 2006 года N 206 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ленинградской области". |
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области | Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам социально-экономического развития Ленинградской области |
Цели и задачи ведомственной целевой программы | Цель Программы: |
Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа | Программа ориентирована на все население Ленинградской области, численность которого на 1 января 2011 года составляет 1714 тыс.чел. |
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы | Обеспеченность населения Ленинградской области торговыми площадями. |
Количество муниципальных районов Сосновоборского городского округа Ленинградской области, в которых минимальная обеспеченность населения торговыми площадями превышает установленные нормативы. | |
Количество удаленных населенных пунктов Ленинградской области, обслуживаемых организациями потребительской кооперации, входящими в состав ЛОСПО, с использованием специализированных автомагазинов, на территории которых торговое обслуживание ранее не осуществлялось. | |
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы | Обеспеченность населения Ленинградской области торговыми площадями (кв.м на 1000 жителей) в 2012 году - 495, в 2013 году - 650, в 2014 году - 825,0. |
Количество организаций потребительской кооперации, входящих в состав Ленинградского областного союза потребительских обществ, получивших сертификаты и (или) декларации о соответствии продукции требованиям законодательства Российской Федерации и (или) техническим регламентам Российской Федерации (ед.) в 2012 году - 5, в 2013 году - 6, в 2014 году - 7. | |
Количество организаций потребительской кооперации, входящих в состав Ленинградского областного союза потребительских обществ, принявших участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом (ед.) в 2012 году - 18, в 2013 году - 19, в 2014 году - 20. | |
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы | 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в региональные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности (2012-2014 гг.). |
4. Мониторинг принятия нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с приказом комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от 28.09.2011 N 24 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, Сосновоборского городского округа Ленинградской области по вопросу разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - Схемы) (2012-2014 гг.). | |
8. Мониторинг исполнения управляющими рынками компаний требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" по переводу хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, из временных сооружений в капитальные здания, строения, сооружения (2012-2014 гг.). | |
Объемы финансирования ведомственной целевой программы | Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета Ленинградской области - 75,68 млн.руб., в том числе |
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы | Рост оборота розничной и оптовой торговли Ленинградской области. |
Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы | Мониторинг и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области. Результаты мониторинга представляются в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности. |
Сфера розничной и оптовой торговли Ленинградской области, несмотря на сложные погодные условия, неурожай зерновых, всплеск цен на отдельные продовольственные товары, рост отчислений во внебюджетные фонды, динамично развивалась в 2010 году и продолжает развиваться в 2011 году.
По данным Петростата, оборот розничной торговли в 2010 году составил 169,6 млрд.руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом на 11,8%. Темпы роста оборота розничной торговли в Ленинградской области оказались самыми высокими среди субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный Федеральный округ, и выше среднего показателя по Российской Федерации. Оборот оптовой торговли в 2010 году составил 235,4 млрд.руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом на 1%. При этом оборот оптовой торговли исключительно оптовых предприятий составил в 2010 году 145,0 млрд.руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза. Это также самый высокий показатель среди субъектов Российской Федерации в составе Северо-Западного Федерального округа и среднего показателя по России.
График 1
Как видно из графика, оборот розничной торговли в декабре 2010 года в сопоставимых ценах превысил уровень декабря докризисного 2008 года на 4,3%.
В 2011 году торговая деятельность на территории Ленинградской области продолжает развиваться высокими темпами. В январе-сентябре оборот розничной торговли составил 148,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% выше соответствующего периода 2010 года. За 8 месяцев 2011 года темпы развития отрасли в Ленинградской области (107,9%) оказались выше, чем в целом по России (105,8%), по Северо-Западному федеральному округу (103,9%) и в ближайших соседних регионах - Санкт-Петербурге (101,3%), Вологодской области (105,4%), Новгородской области (105,7%), Псковской области (107,7%).
График 1
Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в январе-сентябре 2011 года составил 46% (в январе- сентябре 2010 года - 47%), непродовольственными товарами - 54% (53%).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в январе-сентябре увеличился на 3,2% и составил 68,5 млрд.руб., непродовольственными - на 13,7%, или 80,5 млрд.руб.
График 2
пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия | |
непродовольственные товары |
В структуре оборота розничной торговли Ленинградской области в августе 2011 года 48% оборота принадлежало крупным предприятиям, 3% - средним предприятиям, 14% - малым предприятиям, 33% - индивидуальным предпринимателям и 2% формировалось на розничных рынках и ярмарках.
График 3
1 - коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства
2 - субъекты среднего предпринимательства
3 - малые предприятия
4 - индивидуальные предприниматели, торгующие вне рынков
5 - продажа товаров на розничных рынках и ярмарках
Оборот организаций (юридических лиц) розничной торговли в январе-августе 2011 года составил 47,5 млрд.руб. и увеличился на 27,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций розничной торговли составила 6,3% и остается стабильной по сравнению с прошлым годом.
Оборот розничной торговли по торговым сетям в январе-августе составил 43,5 млрд.руб., или 32,7% от общего оборота розничной торговли Ленинградской области. В целом по Российской Федерации доля сетевых предприятий в январе-августе составила 17,9%, по Северо-Западному федеральному округу - 32,6%, в Вологодской области - 13,3%, Новгородской области - 28,0%, Псковской области - 31,6%, в Санкт-Петербурге - 49,5%. Сетевые магазины, которых насчитывается около 500, открыты во всех 17 муниципальных районах и Сосновоборском городском округе Ленинградской области. Наибольшей популярностью у населения пользуются такие предприятия, как "Пятерочка", "Дикси", "Метрика", "Улыбка Радуги", "Полушка", "Просто", "Торговый Дом "Вимос" (областная торговая сеть по торговле строительными материалами) и др. Одной из положительных тенденций стало открытие сетевых объектов розничной торговли в сельской местности. Активно открываются крупные торговые центры, на площади которых перемещаются объекты мелкорозничной торговли. Общее количество торгово-развлекательных и торгово-бытовых центров на территории области составляет более 100 объектов.
Помимо стационарных на территории Ленинградской области в январе-августе осуществляло деятельность 3398 нестационарных торговых объектов, в том числе 1275 павильонов, 1827 киосков, 116 автолавок, 162 аптечных киоска. Из общего количества нестационарных объектов 788, или 23%, расположены в сельской местности. Из 203 городских, сельских поселений и Сосновоборского городского округа в 122 муниципальных образованиях органы местного самоуправления утвердили Схемы размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - Схема).
В 2011 году продолжалась организационная работа по совершенствованию розничных рынков, которых на территории Ленинградской области насчитывается 35, в том числе 30 универсальных, 5 специализированных, их них 2 сельскохозяйственных. На розничных рынках в приоритетном порядке предоставляются торговые места сельхозтоваропроизводителям, фермерам, садоводам и гражданам, реализующим продукцию с личных приусадебных участков. На сельскохозяйственных рынках товаропроизводителям предоставляется не менее 50% торговых мест от их общего количества. На 11 розничных рынках Ленинградской области управляющими компаниями в 2010 году проводились работы по капитальному ремонту зданий, инженерных коммуникаций, благоустройству территорий. В г.Лодейное Поле начато строительство нового рынка, в г.Тосно завершена реконструкция первой очереди нового розничного рынка.
В целях реализации собственной продукции фермерами, садоводами и огородниками без посредников во всех муниципальных образованиях проходят ярмарки. Информация об их проведении размещается как на официальных сайтах органов местного самоуправления, так и на сайте Правительства Ленинградской области. За 9 месяцев 2011 года проведено 155 ярмарок, в том числе 35 "выходного дня", 73 сельскохозяйственных, 8 межрегиональных, 3 международных и 45 тематических. Общее количество участников составило 4703 человека.
В Ленинградской области осуществляют деятельность 20 потребительских обществ, входящих в состав Ленинградского областного союза потребительских обществ (далее - ЛОСПО), которые являются основными операторами, осуществляющими торговую деятельность в сельской местности. Потребительские кооперативы включают в свою структуру 779 магазинов, в том числе 544 в сельских поселениях. Их оборот розничной торговли в I полугодии 2011 года составил 1,5 млрд.руб., или 2,1% от оборота розничной торговли Ленинградской области. В сельской местности оборот составил 926,6 млн.руб., в том числе продовольственными товарами - 637,2 млн.руб. В силу сложившихся особенностей Ленинградской области - значительной протяженности, невысокой плотности и большой доли пожилого населения - более одной тысячи сельских населенных пунктов Ленинградской области обслуживаются автолавками, в том числе принадлежащим организациям потребительской кооперации. Несмотря на незначительное количество автолавок (19), предприятия потребкооперации обслуживают около половины (500) сельских населенных пунктов. В целях оказания государственной поддержки организациям потребительской кооперации, входящим в состав ЛОСПО, бюджетом Ленинградской области в 2011 году предусмотрены и активно осваиваются средства в размере 22,5 млн.руб. на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях и (или) уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, и (или) уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
На территории Ленинградской области норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов установлен в размере 486,6 кв.м. Основной задачей в сфере потребительского рынка на 2012-2014 годы будет достижение и превышение нормативов, утвержденных для муниципальных районов, Сосновоборского городского округа, во всех муниципальных образованиях Ленинградской области.
Динамичное развитие розничной торговли позволило не допустить в Ленинградской области резкого роста цен на потребительские товары. По данным Петростата, индекс потребительских цен в сентябре 2011 года к декабрю 2010 года составил 105,0% (для справки: в сентябре 2010 года этот показатель составлял 108,2%, в сентябре 2009 года - 109,2%). Для продовольственных товаров индекс составил 102,3%. В сентябре 2011 года из плодоовощной продукции лук репчатый подешевел на 23,2%, морковь - на 18,1%, свекла - на 15,6%, капуста свежая - на 15,3%. Пшено стало дешевле на 15,5%, сахарный песок - на 11,2%, мука пшеничная - на 1,4%, макаронные изделия - на 0,8%. Яйца подорожали на 4,3%, говядина (кроме бескостного мяса) - на 1,6%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - на 1,2%.
Оборот оптовой торговли в январе-сентябре 2011 года составил 218,0 млрд рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Из общего объема оборот организаций оптовой торговли в Ленинградской области за 8 месяцев нынешнего года составил 114,8 млрд. рублей. По этому показателю область заняла второе место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
На территории Ленинградской области, по данным Петростата на 1 августа 2011 года осуществляли деятельность 245 хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли, в том числе 6, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами. Численность работников, занятых на предприятиях оптовой торговли, составляет 4,5 тыс. человек. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций оптовой торговли составила 20,8% и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 0,9 процентных пунктов.
В январе-сентябре 2011 года крупными и средними оптовыми предприятиями было продано 1551 тонна муки, что на 18% больше, чем в январе-сентябре 2010 года, 214,2 тонны мяса, что на 28% больше, 211,2 тонны сахара, что на 7% больше. Вместе с тем сократились продажи масла растительного и макаронных изделий.